Развитие сервиса и досуга, деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса на примере Ессентуков




Ессентуки - наиболее популярный питьевой бальнеологический курорт. Соляно-щелочные минеральные воды «Ессентуки -4» и «Ессентуки -17» снискали ему заслуженную мировую славу. Курорт по праву занимает ведущее в стране место по эффективности лечения болезней желудочно-кишечного тракта, печени и болезней, связанных с нарушением обмена веществ.[16]

Ессентуки - наиболее популярный питьевой бальнеологический курорт. Соляно-щелочные минеральные воды «Ессентуки -4» и «Ессентуки -17» снискали ему заслуженную мировую славу. Курорт по праву занимает ведущее в стране место по эффективности лечения болезней желудочно-кишечного тракта, печени и болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

На сегодняшний день коечная мощность курортов исчерпана, больше 640 тыс. чел. в год регион КМВ принимать не может. А это гораздо меньше уже предъявляемого спроса. Санаторно-курортный комплекс КМВ имеет природно-ресурсный потенциал развития в виде неиспользуемых запасов минеральной воды для бальнеологических целей (около 4 тыс. куб. м в сутки), который позволяет увеличить потенциальную емкость курортов КМВ до 770 тыс. чел. в год и более.

Наличие растущего внутреннего спроса на санаторно-курортные услуги позволяет определить основную цель стратегии развития санаторно-курортного комплекса: «Увеличение потенциальной емкости санаторно-курортного комплекса города Ессентуки, как и всего региона КМВ в 1,5 раза за счет реконструкции и модернизации существующих и строительства новых санаторно-курортных комплексов (детских, семейных, специализированных, элитных) путем привлечения частного капитала, освоения новых курортных площадок и недоиспользуемых месторождений минеральных вод».

Важно, чтобы санаторно-курортный комплекс развивался как кластер, как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих предприятий. Опираясь на конкурентные преимущества города Ессентуки (целебные источники, грязи, курортные технологии, комфортные климатические условия, удобное географическое расположение, транспортная инфраструктура) можно развивать все составляющие кластера (санаторно-курортные объекты, учреждения здравоохранения, ВУЗы и НИИ например, кафедры и курсы усовершенствования врачей и медперсонала на базе успешных санаториев, объекты туризма и развлечений). Для этого нужно использовать имеющиеся современные механизмы (создание особой экономической зоны, рациональное недропользование, поддержка бюветов, парков, благоустройство).

Показатели развития санаторно-курортного и гостиничного комплекса города Ессентуки на перспективу, в том числе по районам города

Таблица 3[17]

  В работе на 2007 год Существующие в данный момент 1-ая очередь 2016 год Полное развитие 2026 год
Учреждения отдыха  
Санаторный комплекс, мес 7 768 9 090 9 390 9 690
Гостиничный комплекс, мест       1 025
Итого 8 286 9 608 10 170 10 715
Отдыхающих в год, тыс. чел.   107,6 113,9 120,0

 

Основные направления развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса г. Ессентуки, предлагаемые генеральным планом, исходят из основополагающих решений Стратегии развития региона КМВ, разработанной в 2006 году РосНИПИ Урбанистики (г. Санкт-Петербург) совместно с Леонтьевским Центром (г. Санкт-Петербург):

1. Реконструкция и модернизация объектов санаторно-курортного комплекса, организация и развитие новых типов курортов, обеспечивающих диверсификацию и повышение качества услуг по профилактике, оздоровлению и лечению;

2. Увеличение к 2020 г. коечной емкости курортов г. Ессентуки до 9,7 тыс. мест, инфраструктурное обустройство и освоение новых курортных участков;

3. Сохранение и грамотное использование на новых курортах богатого опыта санаторно-курортного лечения, накопленного за 200 лет существования курорта;

4. Развитие новых типов предоставляемых услуг, нацеленных на профилактику, восстановление и укрепление здоровья, усиление туристско-рекреационного направления курорта, связанного с отдыхом и развлечением туристов-пациентов;

5. Внедрение и развитие популярных SPA-технологий, использование мирового опыта организации SPA-курортов;

6. Увеличение числа туристов до 120 тыс. в год;

7. Повышение качества работы всей социально-бытовой и культурной сферы;

8. Расширение культурно-досуговой сферы, строительство новых объектов туристической инфраструктуры, расширение сети туристических маршрутов;

9. Организация системы подготовки квалифицированных кадров для санаторно-курортной отрасли и гостиничного хозяйства.

Увеличение лечебно-оздоровительной емкости курорта Ессентуки потребует большого комплекса мероприятий и нацеленной работы администрации КМВ и муниципального образования город-курорт Ессентуки.

Промышленного центра, нацеленного на обеспечение курорта

Удельный вес продукции промышленного производства города в общекраевых показателях составляет около 0,5 %, т. к. [18]промышленность города Ессентуки представлена, в основном, предприятиями перерабатывающей отрасли. Объем промышленного производства за 2005 год составил 258,5 млн. руб., или 60,8 % к предыдущему году.

Предприятиями по розливу минеральных вод увеличен объем производства за 2005 год. Обеспечен розлив 41166,7 тыс. литров минеральной воды, что в 1,86 раза больше, чем за 2004 год. ООО «АКВА-ВАЙТ» и ООО «Целебный источник» увеличили выпуск продукции более, чем в 2 раза.

На территории города, по данным ИФНС РФ, действует 1769 предприятий и организаций всех форм собственности. Самым крупным промышленным предприятием – ОАО «Ессентуки-хлеб» за 2005 год произведено продукции на 136,8 млн. рублей, или 53,7 % всего объема промышленной продукции, произведенной в городе.

Основным направлением сохранения и наращивания хозяйственного потенциала города является восстановление и дальнейшее развитие промышленного производства на качественно новом уровне, где пищевая промышленность, работающая на нужды города и курорта – ключевое направление.

Коммерческого и торгового центра

Перспективы развития города определяются его выгодным географическим положением в системе хозяйственных связей региона.

Анализ экономических предпосылок позволяет выявить те виды деятельности, которые позволят сформулировать конкретные задачи, позволяющие г. Ессентуки реализовывать свой немалые возможности. Исходя из этого основные стратегические направления развития финансовой деятельности городе будут заключаться в:

- устранение политических и административных ограничений предпринимательской деятельности;

- создание механизмов правовой защиты частной собственности и обеспечение равных условий конкуренции;

- обеспечение устойчивости и стабильности политической власти как гаранта необратимости рыночных преобразований;

- развитие рыночных институтов и механизмов трансформации сбережений в высокоэффективные инвестиции;

- воспитание собственных высококвалифицированных кадров.

Удачное географическое положение, транспортная инфраструктура, развитая предпринимательская деятельность, уже в настоящее время превратили г. Ессентуки в крупный торговый и сервисный центр регионального значения. Безусловно, важным направлением развития торговли должно стать содействие малому предпринимательству в этой сфере.

Очевидно то, что значительное перераспределение трудовых ресурсов в сферу малого предпринимательства, а так же в неформальный сектор занятости населения, позволяет выделить малый бизнес в качестве одного из перспективных направлений городской экономики. Развитию малого бизнеса будет способствовать само разнообразие услуг, потребность в которых формирует город, возможная кооперация с развивающимися отраслями городского хозяйства, развитие торговых и экономических связей со всем Ставрапольским краем, Закавказьем и другими регионами РФ.

Туристского центра

Одним из перспективных направлений экономического развития г. Ессентуки может стать туристическая отрасль, которая в настоящее время развита слабо, но имеет значительный потенциал.

Развитию этой сферы деятельности способствуют:

– природно-ресурсный потенциал региона: г. Ессентуки город-курорт, вокруг которого сосредоточено большое количество природных, культурно-исторических объектов;

– этнокультурная уникальность территории. Город Ессентуки и весь регион КМВ – зона, проживания народов и народностей с самобытной культурой и традициями, один из очагов казачьей культуры;

– г. Ессентуки – крупный центр пересечения региональных транспортных маршрутов, благодаря чему город имеет возможность стать отправным пунктом разнообразных туристических маршрутов по всему КМВ.[19]

Перечисленные факторы могут послужить основой для превращения г. Ессентуки в отправной пункт разнообразных туристических маршрутов (историко-этнографических, экологических, спортивно-экстремальных, бизнес-туризм), а туризм в свою очередь может стать важной сферой экономической деятельности города, обеспечивающей увеличение поступлений доходов в бюджет, расширением рынка труда.

Туризм – комплексная отрасль, базирующаяся на наличии природно-ресурсного потенциала, историко-культурного наследия, развитой инфраструктуры сервиса, кадровом и научном обеспечении.

В г. Ессентуки возможно проведение региональных и международных научно-практических конференций, симпозиумов, выставок, семинаров и рабочих встреч, связанных с инвестициями в санаторно-курортный и туристический комплекс региона КМВ, с вопросами медицинского характера, курортологией, развитием региона и его проблемами и т.п. Город может стать центром проведения спортивных мероприятий, например по гольфу.

Во всем мире туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся сфер экономической деятельности. Чем более развит туристический бизнес в мире, тем более требовательны туристы к уровню и разнообразию предоставляемых услуг и развлечений. Ессентуки имеют большой потенциал для формирования туризма как отрасли экономики города, но современное развитие соответствующей инфраструктуры сервиса несравнимо с мировыми стандартами. Уровень обеспеченности гостиницами крайне низок, сеть развлекательных учреждений развита совершенно недостаточно.

В целях создания благоприятных условий для туризма, в г. Ессентуки необходимо развивать гостиничный комплекс, сеть ресторанов, кафе с разнообразной кухней, индустрию развлечений, обеспечить подготовку квалифицированных кадров. В городе должна быть сосредоточена полная информация по культурным, спортивным событиям, туристическим маршрутам г. Ессентуки и всего КМВ, широко представлена рекламно-информационная литература, обеспечена языковая поддержка, решены вопросы безопасности и т.д.

В проекте генерального плана предлагается размещение ряда объектов (зоопарк с дендропарком, два аквапарка, гольф-клуб, увеличение гостиничных мест, строительство новых кафе, ресторанов, бистро), существенно повышающих привлекательность г. Ессентуки для туристов, расширяющих сферу обслуживания, как для самих жителей, так и гостей города. Кроме того, строительство новых объектов даст значительное число новых рабочих мест, как для жителей г. Ессентуки, так и для жителей прилегающего района.

Предлагаемые в генеральном плане объекты туризма и рекреации

Таблица №4[20]

Объект Единовременная емкость, чел Кафе, рестораны, мест Обслуживающий персонал
Зоопарк и дендропарк, парк развлечений      
Аквапарк      
Аквапарк      
Гольф-клуб      
Детский лагерь      

 

Административная

Город Ессентуки – административный центр региона Кавказких Минеральных Вод.

Статус регионального центра, предопределяет сосредоточение местной управленческой, политической, деловой и финансовой сфер деятельность.

Соответственно, региональная административно-управленческая составляющая, в немалой степени, будет способствовать увеличению деловой активности, дальнейшему развитию финансовых структур, посреднических организаций и сервисных служб.[21]

Выводы:

Анализ экономической структуры г. Ессентуки позволяет выявить факторы, способствующие ее укреплению и дальнейшему развитию:

– выгодное географическое положение города в регионе КМВ;

– полифункциональная структура экономики, связанная в основном с курортной и оздоровительной деятельностью, обеспечивающая развитие нематериальной сферы производства;

– сложившаяся моноотраслевая структура промышленности, связанная с обрабатывающим сектором, что актуально для развития промышленности курортного региона в целом;

– развитая транспортная инфраструктура; роль города, как важного регионального транспортного узла, обеспечивающего прохождение экспортно-импортных грузопотоков и туристических потоков;

– обеспеченность города энергоресурсами, развитая инженерная инфраструктура.

Эти факторы имеют тенденцию роста, что создает условия для дальнейшего развития города как регионального центра курортологии и подготовки кадров, усиления его транспортно-распределительных функций, формирования в городе многоотраслевой инфраструктуры в составе организаций, обслуживающих санаторно-курортный, финансовый, товарные и другие рынки, развитию пищевой промышленности.

К основным отрицательным факторам можно отнести следующее:

– падение промышленного производства, связанное с переориентацией рынка сбыта, низкая конкурентоспособность продукции по сравнению с импортной, устаревшие технологии производства, слабое финансирование (в основном только за счет собственных средств);

– сложная демографическая ситуация, отрицательный естественный прирост населения, снижение механического притока населения;

– сокращение численности трудовых ресурсов, потерю квалифицированных кадров.

Перспективы развития экономики г. Ессентуки невозможно рассматривать автономно, без учета развития всего региона КМВ, который по-прежнему является геостратегическим плацдармом в оздоровлении нации всей России.


Заключение

В заключении хотелось бы отметить всю важность развития региона КМВ. Регион Кавказских Минеральных Вод является частью совокупного туристского рынка России, поэтому все основные черты, присущие отрасли в целом, относятся и к курортам КМВ.

Перспективы развития курортного комплекса ясны, а туризм, как отрасль экономики края, не стал приоритетным направлением, туристский комплекс региона не востребован. Интерес к региону растет, увеличивается въездной турпоток.

Гостям предлагаются интересные программы не только по привычным уже направлениям - лечебному и историческому, но и по таким видам отдыха, как паломнический и экстремальный туризм. Сегодня в туристской области на Кавминводах работает более 60 фирм, имеющих лицензию на осуществление турагентской (туроператорской) деятельности. Большая их часть специализируется на выездном туризме.

Наибольшее развитие получил внутренний туризм, особенно культурно-познавательный вид, который является крупным сегментом туристского рынка региона и занимает лидирующую позицию. На его долю приходится более 60 процентов туристов за 2005 год и более 50 процентов за первое полугодие 2006 года. Этот показатель повысился за счет большого ассортимента традиционных направлений, а также появления новых экскурсионных маршрутов, разработанных фирмами.

Особо привлекательны такие, как велосипедные походы и экскурсии в окрестностях городов-курортов, воздушные экскурсии на параплане, дельталете с вершины горы Машук или над озером Маныч, отрезок Кавказского шелкового пути, проходившего по реке Подкумку, знакомство с кавминводскими храмами. Второафонским монастырем, автобусно-пешеходная экскурсия «Большое Кавминводское кольцо» и другие.

Большой популярностью среди туристов пользуются маршруты «Лермонтовский Пятигорск», плато Канчжоу, веломаршрут Кисловодск-Юца - Пятигорск, Медовые водопады, «Летняя мерзлота» в районе горы Развалка.

Кавказские Минеральные Воды (далее – КМВ) являются крупнейшим и старейшим курортом в Российской Федерации. Соответственно все проблемы, стоящие перед курортами страны, в полной мере выражены и в КМВ.

На относительно небольшой территории региона Кавказских Минеральных Вод сконцентрировано неповторимое многообразие природных лечебных факторов (минеральные воды, лечебные грязи, целебный климат) и живописного ландшафта, памятников историко-культурного наследия, исторически сложилась развитая курортно-рекреационная инфраструктура.

Для Северного Кавказа перспективно развитие санаторно-курортного и туристского комплекса КМВ, где одновременно сочетается неповторимое сочетание ландшафтов и биоклимата с памятными местами и экскурсионными объектами.

На наш взгляд, необходима реконструкция санаториев КМВ. Поэтому необходимы серьезные средства в ряд профсоюзных здравниц, которые в этом нуждаются. Понятно, что потребуются немалые инвестиции, их источник мы видим в улучшении экономических показателей санаторно-курортного комплекса профсоюзов. Для этого создан в Ставропольском крае холдинг, который занимается вопросами совершенствования его работы и аккумулирует средства на эти цели.

Существующая в настоящее время правовая база по функционированию и развитию курортов Российской Федерации, в частности, по Кавказским Минеральным Водам не в полной мере обеспечивает приоритетность функционирования региона как лечебно-оздоровительной местности, не позволяет осуществлять в должной мере регулирование хозяйственного комплекса и использование природных лечебных ресурсов, не дает возможности контроля за соблюдением особого режима природопользования на территории трех субъектов, входящих в округ горно-санитарной охраны. Все это ведет, в конечном итоге, к нерациональному использованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей и деградации, уникальных природно-лечебных факторов, которые являются основой деятельности всей курортной системы.

В целях создания благоприятных условий для туризма, в г. Ессентуки необходимо развивать гостиничный комплекс, сеть ресторанов, кафе с разнообразной кухней, индустрию развлечений, обеспечить подготовку квалифицированных кадров. В городе должна быть сосредоточена полная информация по культурным, спортивным событиям, туристическим маршрутам г. Ессентуки и всего КМВ, широко представлена рекламно-информационная литература, обеспечена языковая поддержка, решены вопросы безопасности и т.д.

В проекте генерального плана предлагается размещение ряда объектов (зоопарк с дендропарком, два аквапарка, гольф-клуб, увеличение гостиничных мест, строительство новых кафе, ресторанов, бистро), существенно повышающих привлекательность г. Ессентуки для туристов, расширяющих сферу обслуживания, как для самих жителей, так и гостей города. Кроме того, строительство новых объектов даст значительное число новых рабочих мест, как для жителей г. Ессентуки, так и для жителей прилегающего района.

 

Список использованной литературы

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: «Герда», 2009. – 129с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление.: Учебник – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2007. – 296с.

3. Володькина М.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – К.: Знання-Прес, 2008. – 149с.

4. Гончару Н. Гостиничные муки. Журнал. Индустрия гостеприимства. – 2010. - № 2.- С.15-17.

5. Григорьева Е. Они несли свет. Газета. Кавказская здравница. – 2010. № 28.

6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. – М.: Ноллиджи. – 2009.

7. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. – М.: Нолидж, 2008. – 253с.

8. Данилин А.Е. Развитие иностранного туризма в РФ. Журнал. Предпринимательское право. – 2010. № 4.

9. Джангиров А.П. Новый импульс турпродукта. Газета. Кавказская здравница.2009. № 3.

10. Дурович А.П., Копанева А.С., Маркетинг в туризме: Учебное пособие – Минск: Экономпрес, 2009. – 143с.

11. Иллиади И.А. проблема туризма на КМВ. Газета. Кавказская здравница. 2008. № 22.

12. Кавказские Минеральные Воды/Под ред. проф. Кривобокова. – М.: Слово. – 2009.

13. Кучеров А.А. Вместе – сможем. Газета. Ставропольская правда. – 31 января. 2009. – С. 1

14. Кучеров А.А. Туризм станет маркой Ставрополья. Газета. Ставропольская правда. – 2009. 30 мая

15. Кучеров А.А. Шаг длиной в год. Газета. Ставропольская правда. – 2005. № 17.

16. Маринин М.И. О проблемах российского туризма. Газета. Экономика и жизнь. – 2010. № 31.

17. Миляков О. Туризм – категория экономическая. Журнал. Юридический вестник. – 2008. № 2.

18. Михайленко В. Доходы в копилку страны должен приносить туристско-курортный бизнес. Газета. Кавказская здравница. – 2010. № 25.

19. Омецинский Б. Проблемы реформирования санаторно-курортной сферы. Журнал. Гостиничный и ресторанный бизнес. – 2010. - №4. – С.84-86.

20. Перспективы развития курорта КМВ. Журнал. Курортные ведомости 2009, №2 (35).

21. Перспективы туризма на КМВ. Газета. Кавказская Здравница - 2007 - №4

 


Приложение

 

 

Приложение№1

 

 

Структура санаторно-курортного комплекса КМВ.[22]

 

Города - курорты Всего учреждений В том числе
Санатории, пансионаты Коечная емкость Собственность ФНПР Собственность министерств, ведомств
Количество учреждений В % к итогу   В % к итогу Количество учреждений Коечная емкость Количество учреждений Коечная емкость
                 
Железноводск   19,7   18,7        
Пятигорск   21,4   18,0        
Кисловодск   33,4   34,7        
Ессентуки       28,6        
Мин – воды   0,9            
                 

 

 


[1] Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: «Герда», 2009. – 129с.

 

[2] Виханский О.С. Стратегическое управление.: Учебник – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2007. – 296с.

 

[3] Володькина М.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – К.: Знання-Прес, 2009. – 149с.

 

[4] Миляков О. Туризм – категория экономическая // Юридический вестник. – 2008. № 2.

 

[5] Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. – М.: Ноллиджи. – 2009.

 

[6] Михайленко В. Доходы в копилку страны должен приносить туристско-курортный бизнес. // Кавказская здравница. – 2010. № 25.

 

[7] Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. – М.: Нолидж, 2008. – 253с.

 

[8] Омецинский Б. Проблемы реформирования санаторно-курортной сферы// Гостиничный и ресторанный бизнес. – 2010. - №4. – С.84-86.

 

[9] Перспективы развития курорта КМВ // Курортные ведомости 2009, №2 (35).

 

[10] Перспективы туризма на КМВ // Кавказская Здравница - 2007 - №4

 

[11] Данилин А.Е. Развитие иностранного туризма в РФ // Предпринимательское право. – 2010. № 4.

 

[12] Джангиров А.П. Новый импульс турпродукта // Кавказская здравница.2009. № 3.

 

[13] Дурович А.П., Копанева А.С., Маркетинг в туризме: Учебное пособие – Минск: Экономпрес, 2009. – 143с.

 

[14] Иллиади И.А. проблема туризма на КМВ // Кавказская здравница. 2008. № 22.

 

[15] Кавказские Минеральные Воды/Под ред. проф. Кривобокова. – М.: Слово. – 2009.

 

[16] Кучеров А.А. Вместе – сможем // Ставропольская правда. – 31 января. 2009. – С. 1

 

[17] Гончару Н. Гостиничные муки// Индустрия гостеприимства. – 2010. - № 2.- С.15-17.

 

[18] Кучеров А.А. Туризм станет маркой Ставрополья // Ставропольская правда. – 2009. 30 мая

 

[19] Кучеров А.А. Шаг длиной в год // Ставропольская правда. – 2010. № 17.

 

[20] Григорьева Е. Они несли свет. // Кавказская здравница. – 2010. № 28.

 

[21] Маринин М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь. – 2010. № 31.

 

[22] Виханский О.С. Стратегическое управление.: Учебник – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2007. – 296с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: