русобородого, всех существ Предка.
31. Но всё же того умерщвления плоти остаток (плода)
сохранился поныне;
И вот о воздаянии за поступки хочу вопросить тебя, владыка.
32. В какой варне пребывает божественная власть, великое Брахмо?
Как это высочайшее божественное владычество может
исчерпаться?
33. Почему живут существа? Как они вновь продолжают развиваться?
Достигнув какого высшего плода, джива пребывает вечно?
34. Какой деятельностью или каким познанием возможно
Такого плода достичь? Это, певец, благоволи мне отведать».
35. Так он сказал. Как тогда отвечал тот муни об этом, лев-раджа,
Вместе с братьями слушай рассказ мой, сосредоточив вниманье.
ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ:», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 280 ГЛАВА —
ПЕСНЬ ВРИТРЫ
ГЛАВА 281
(10025—10097)
Ушана сказал:
1. Поклонение тому владыке, богу, святому Вишну,
Руки которого землю вместе с пространством объемлют!
2. Его лик есть вечная обитель, превосходный данава,
О нём я тебе возвещу, о запредельном величии духа Вишну.
Бхишма сказал:
3. (Тогда) к этим двум собеседникам подошёл великий муни,
Праведный Санаткумара, чтоб разрешить их сомненье.
4. Почтённый (Вритрой), владыкой асуров и муни Ушаной,
Опустился на весьма почётное сидение, раджа, тот тур-муни.
5. Когда многопознавший сел, Ушана молвил слово:
«Поведай владыке данавов о высочайшем величии духа Вишну!
6. Выслушав это, Санаткумара сказал мудрому владыке данавов
Касающееся величия духа Вишну разумное слово:
7. «Выслушай, дайтья, всё о высочайшем величии духа Вишну.
Знай, врагов крушитель, в Вишну весь преходящий мир пребывает.
8. О, долгорукий, он творит сонмы существ, подвижных
|
и неподвижных,
Он же со временем их вбирает в себя, со временем
производит снова;
9. В нём приходят они к растворенью, из него же они возникают.
Но его ни познанием, ни жертвами, ни умерщвлением плоти*
10. Нельзя достигнуть; лишь обузданием чувств его достичь возможно.
Внешней и внутренней деятельностью, что в манасе пребывает;
11. Тот, у кого стал незапятнанным разум (буддхи), вкушает
запредельную вечность;
Подобно тому, как золотарь в огне серебро очищает,
12. С превеликим старанием, самоотверженно и многократно,
Так своей деятельностью душа (джива) очищается
в сотнях рождений,
13. Но величайшим усилием может очиститься и в одно воплощенье;
(Человек) легко, как бы играя, пыль отряхивает с тела,
14. Но с большим усилием приходится стряхивать пороки.
Как возле небольшого венка сезам и горчица
15. Не теряют своего запаха, (так человек еще не теряет
свойств), тончайшее созерцая.
Но как, возле многих венков оставаясь, снова и снова
теряют свой запах
16. (Сезам и горчица) и лишь аромат венка остается,
Так привязанностью к гунам пленённый, в течение сотен
рождений
17. Повторным усильем разум (буддхи) устраняет пороки.
О тех, что свои дела продолжают совершать, и о тех,
что их отклоняют, данава,
18. О том, как различные (состояния) достигаются делами, слушай:
Как развивают деятельность и на чём останавливаются, владыка,
19. Последовательно тебе изложу; сосредоточив мысль,
слушай об этом! Свят владыка, безначальный и бесконечный Нараяна-Хари;
20. Подвижные и неподвижные существа он создал;
Во всех существах как преходящее и как непреходящее,
|
он (пребывает).
21. В одиннадцати изменениях* он пьёт преходящий мир лучами*;
Знай, стопы его — земля, голова же — небо;
22. Руки — стороны света, дайтья, а слух — пространство;
В его (власти) великолепное солнце; его манас в месяце
пребывает:
23. Его разум (буддхи) всегда проникает в познанье;
в воде его вкус пребывает;
В его межбровье — планеты, превосходный данава;
24. В обоих его глазах — круг созвездий; из его стоп, данава,
земля возникла. От Нараяны — сущность раджаса, тамаса саттвы.
25. Его знают как плод деятельности ступеней жизни,
А также как плод неделания; Он есть Запредельное,
Непреходящее, сын (мой)
26. Священные гимны — волоса его тела; Непреходящее
(АУМ) — Сарасвати, его слово;
Много обителей у него и ликов; в его сердце пребывает Дхарма,
27. Он — Запредельное Брахмо, Бытие-Небытие, он Дхарма, Тапас.
Он в себе содержит Шрути, Шастры, шестнадцать жрецов
и жертвоприношение (крату);
28. Он—Праотец и Вишну, два Ашвина, он—Пурандара (Индра),
Яма, Митра-Варуна, податель сокровищ (Кувера),
29. Это его отдельные образы, они в нём восходят к единству;
Знай, весь этот преходящий мир — в воле единого Бога.
30. Разнообразие существований являет он в своем единстве,
владыка дайтьев;
(Когда) люди, осуществив познание на него взирают,
является Брахмо.
31. Тысячи миллионов лет остаются души (дживы) при
созиданьи и растворении (мира), иные ж уходят.
Объём сотворения существ подобен (объёму многих)
тысяч озёр, дайтья:
32. Озёра шириной в йоджану, а глубиной в крошу,
В длину каждое простирается на пять сотен йоджан.
83. Воду из озера черпают кончиком волоска раз в день, не больше.
|
Знай, (время) их истощения (есть мера времени) меж
созиданием и вбиранием (мира)
34. Шесть цветов есть высшая мера души (дживы): чёрный,
дымчатый и как среднее (состояние) — синий,
Затем неплохой цвет красный; бледно-жёлтый —
счастливый, наисчастливейший — белый.
35. Высшее (состояние) — белого (цвета), незапятнанное,
без бремени и печали, благоприятное, владыка данавов,
Пройдя через тысячу лет воплощений, совершенства
джива достигает, о, владыка данавов.
36. Путь, который Бог указал как прообраз, также дав
и прообраз блага*,
Тот путь для существ определяется цветом, а цвет
определяется Калой (Временем), владыка асуров.
37. Сто тысяч раз по четырнадцать ступеней* есть
восходящий путь добродетельного дживы, дайтья.
Знай, так совершается восхожденье, стояние и нисхожденье.
38. Чёрного цвета путь низводит, погрязший (в грехах)*
горит в преисподней;
Это состояние совратившихся; считается, что (оно длится)
очень много кончин и рождений*.
39. Сто тысяч раз (четырнадцать ступеней) пройдя, душа
(джива) достигает дымчатого цвета.
Там он живёт против воли, до конца юги окружённый страданьем.
40. А сочетавшийся с качеством ясности (саттва), отогнав
мрак, побуждаемый разумом (буддхи), доброй
совестью водимый,
Из синего в кровавый цвет входит и как человек существует.
41. Он там пребывает в течение одного круга миротворения,
в узах присущих ему обязанностей страдая.
Затем он в светло-желтый цвет вступает
и сто миротворений там остается.
42. В жёлтом цвете он в течение тысячи (кругов) миротворений
пребывает
И, не освободясь, о, дайтья, ещё десять тысяч
(миротворений) в аду (страдает).
43. Затем ещё пять и четыре тысячи* (миротворений),
накопившиеся дела (искупая)
Знай, (лишь) тогда он освобождается от преисподней
и во всяческих других состояниях возникает.
44. В мире богов многократно бывает, затем, (его) лишась,
в человеческий мир ниспадает.
В течение ста сотен мйротворений он остается в мире
смертных, затем идет к бессмертным.
45. Затем в приспевшее время он низвергается в чёрные
долы и остаётся в кромешной бездне.
Как удается ему попасть в мир живых, изъясню тебе,
витязь асуров.
46. В течение семи сотен божественных* кругов он
становится красным, светло-жёлтым, наконец, — белым.
Затем, пробыв в восьми низших мирах, достойных
почтения, в тот светлый мир попадает.
47. Восемь (миров) и шестьдесят сотен* (состояний)
ограничивает манас,
Но белый цвет и высший путь в трёх (состояниях)*
исключены из него, могучий.
48. Но (еще) удерживаемый (в узах), одно постылое
миропроявление в четырех других (состояньях)
он живёт насильно.
Высший путь жёлтого цвета для тех, кто еще не достиг
полного совершенства, но избавился от загрязненья.
49. Обременённый семью*, он там живёт, безвластный,
сто миропроявлений, удерживаемый остатком своей кармы;
Возвратясь оттуда в человеческий мир, как человек,
он величия достигает.
50. Возвратясь отсюда, в сонмы высших существ
он постепенно восходит. Тогда он семикратно проходит миры, чтобы
в возникновении — исчезновении*, возросла его сила.
51. Семь существований, как препятствия, он преодолевает,
но (всё же) в мире живых остаётся.
Затем он идёт в непреходящую обитель бога Вишну,
а значит в Брахмо,
52. (В обитель) Шеши*, Нары и всевышнего бога — Вишну.
При гибели мира Существа после сожженья их тел (последним огнём)
идут к Брахмо,
53. Равно и жизнеспособные сонмы богов*, что ниже мира Брамы.
А во время (нового) нисхождения существ по своим
местам расходятся души (дживы) в зависимости
от остатка (кармы).
54. Но не (отягощенные) остатками (кармы) все боги
и богоподобные люди при конце идут в ту область-
(Вишну), А люди, отпавшие от совершенных миров, прежней
дорогой идут постепенно.
55. Высшие души и сущности, равные им по силе,
странствуют каждая по своему закону.
Поскольку им нужно вкусить от остатков (кармы),
постольку (живут) существа, (с ними) две светлые богини*.
56. Кто свои члены очистил, обуздав пять индрий тела,
Тот идёт высшим путем, чистым умом (манасом)
всегда размышляя.
57. Затем в непреходящую обитель он вступает,
в труднодоступное, вечное Брахмо.
Так возвещено тебе мной, блюдущий ясность*,
о могуществе Нараяны.
Вритра сказал:
58. Раз так (всё) происходит, нечего мне унывать, я полностью
уразумел (твоё) слово,
И твоему слову вняв, о, беспечальный духом, я очистился
от грехов, стал ото зла свободен.
59. Владыка, заверчено бесконечно могучее колесо самсары
Высокочтимого, о, великий реши:
Бесконечному, вечному Вишну (принадлежит) то
становище, откуда всё происходит.
60. Ведь этот махатма — Пурушоттама, в нём весь преходящий
мир пребывает. Бхишма сказал:
61. Так молвив, тот Вритра испустил дыханье, о, Каунтея,
И приобщился Атману, запредельной обители достигнув.
Юдхиштхира сказал:
62. Итак, Прадед, это тот (самый) божественный владыка
Джанардана, О котором Вритре некогда возвестил словом Санаткумара?
Бхишма сказал:
63. В корне (всего) пребывает святой, великий Бог; так пребывая,
Тот премудрый владыка многообразный мир своим
могуществом производит.
64. Половина его четвертой части, знай, это тот негибнуший Кешава;
Половиной (той же) четверти три мира создал премудрый;
65. Рядом находящаяся (четверть) вращается.
в круговоротах миропроявлений (кальпах)*,
Сам же владыка, Господь господствующих, возлежит на водах.
66. В тех вечных мирах странствует милостивый устроитель;
67. Он пустоту наполняет*; бесконечный и постоянный,
он через (все) миры проходит,
Беспрепятственно творит тот великий Атман (махатма)
весь преходящий, многообразный мир и в нём пребывает.
Юдхиштхира. сказал:
68. Думается, о, знающий запредельную цель, увидал путь Вритра,
Поэтому, осчастливленный благим, он не печалился, Прадед.
69. Светлый праведник светлого происхождения не
возвращается, о, безгрешный,
Он от звериной стези* и преисподней свободен, Прадед.
70. А (находящийся) в светло-жёлтом или красном цвете
подлежит возвращенью,
О, царь, может стать животным тот, кто тёмными делами окутан.
71. Мы же, глубоко погружённые в красный*, подвержены
счастью — несчастью, безразличному, властитель;
На какой же путь нам предстоит попасть: на синий
или (даже) на низший, чёрный?
Бхишма сказал:
72. Чисто ваше происхождение, заострены ваши обеты, Пандавы;
Насладясь радостью в мире богов, вы в человеческий
(мир) пойдёте снова.
73. Во время создания существ, в благоприятное время,
придёте, среди богов вкусив счастье-
Вы счастливо встретитесь с совершенными, да минет вас
страх, вы все непорочны!
ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ»
В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 281 ГЛАВА —
ПЕСНЬ ВРИТРЫ
ГЛАВА 282
(10098—10142)
Юдхиштхира сказал:
1. Велико благочестие, отец, безмерно великолепного Вритры!
Беспримерно его познание и такова же его преданность Вишну!,
2. Труднопознаваем путь, батюшка, безмерно могучего Вишну;
Как же, тигр-раджа, он тот путь мог постигнуть?
3. Непоколебимо верю тому, что поведал владыка,
Но, усматривая неясность, возбуждается еще больше мой разум.
4. Как, тур-человек, Шакра мог низвергнуть Вритру,
Знающего суть пути, пребывающего в дхарме, поклонника Вишну?
5. Мне, вопрошающему, разъясни это сомненье, тур-Бхарата!
Как, тигр-раджа, Вритру мог победить Шакра?
6. И как произошла (эта) битва, расскажи подробно,
О, долгорукий, ведь я очень хочу это знать, Прадед!
Бхишма сказал:
7. Некогда в окружении сонма богов ехал Индра на колеснице
И увидал насупротив стоящего гороподобного Вритру.
8. На пятьсот йоджан он вверх уходил, врагов крушитель,
И свыше трехсот йоджан он был в обхвате.
9. Труднооборное для трех миров, такое тело Вритры
Увидев, струсил и не мог успокоиться дэва.
10. Раджа, тогда у Шакры затряслись поджилки
От страха перед Вритрой, когда он вдруг увидал
(его) огромное тело,
11. Тогда раздался рёв и звучанье музыкальных приладий
Всех богов и асуров; разразилась битва.
12. У Вритры же, Каурава, увидевшего перед (собой)
стоящего Шакру, Не возникло никакого колебания, заботы, страха.
13. Тогда разыгралось сраженье, три мира повергшее в трепет,
Между махатмой Шакрой и Вритрой, владыкой асуров.
14. Пращи, булавы, мечи, копья, стрелы, косы,
Разнообразные камни, громкозвучащие луки,
15. Взмёты огня, различное дивное оружье,
Ратники дэвы и асуры наполнили всё (пространство).
16. Тогда все сонмы богов* во главе с Предком
И причастные великой участи риши пришли посмотреть
на битву.
17. Совершенные, махараджа, на превосходных колесницах,
тур-Бхарата, И гандхарвы с апсарами на превосходных колесницах явились.
18. Тогда с поднебесья Вритра, лучший из блюстителей дхармы,
Градом камней владыку богов молниеносно осыпал,
19. А разъярённые толпы богов стали стрелы метать, отовсюду
Каменный дождь отбивая, обрушенный Вритрой в битве.
20. А многосильный Вритра, великий чародей, тигр-Каурава,
Владыку богов чарами совсем одурманил в сраженье;
22. Тогда Индру, теснимого чародейным оружием Вритры,
Образумил Васиштха (заклятьем) «Рашхантара».
Васиштха сказал:
22. Превосходнейший из богов, владыка богов, крушитель
дайтьев, асуров,
Силы трёх миров обладатель, что же ты унываешь, Шакра?
23. Вот Брама, Вишну, Шива, владыка преходящего мира,
И бог, владыка Сома, — все великие риши.
24. Как трус какой-то, не ползи малодушно, Шакра,
Облагородив мысль, рази врагов в сраженье, владыка суров!
26. Вот учитель мира, Трехглазый*, чтимый всем миром,
Он на тебя взирает, владыка, покинь заблужденье,
повелитель суров!
26. Вот брахмариши во главе с Брихаспати
Дивными песнопеньями, Шакра, восхваляют тебя, суля победу!
Бхишма сказал:
27. У вразумлённого так махатмой Васиштхой
Превеликолепного Васавы очень много прибавилось силы.
28. Тогда, образумившись, воспитатель Паки,
Причастный великой йоге, развеял те чары.
29..Затем благой сын Ангираса (Брихаспати) и те высшие риши,
Увидев отвагу Вритры, пришли к Махэшваре.
30. Желая благо мирам, они просили о гибели Вритры;
Тогда мощь чтимого владыки мира, став горячкой,
31. Ужасная вселилась во Вритру, владыку дайтьев.
А святой бог Вишну, почитаемый всем миром,
32. Вступил в перун Индры, радуясь охраненью мира.
Затем премудрый Брихаспати вошёл к Шатакрату,
33. А великолепный Васиштха и все высочайшие риши,
Приблизясь к чтимому всем миром подателю даров Васаве,
34. Единодушно сказали: «Владыка, убей Вритру!»
Махэшвара* сказал:
35. Шакра, вот великий Вритра, облечённый великой силой,
Чародей всеодушевляющий, могучий, вездесущий, знаменитый.
36. Этим превосходным асуром, трудноодолимым даже для
тройственного мира,
Здесь, находясь в йоге, не пренебрегай, владыка суров!
37. Ведь он ради укрепления (своей) силы шестнадцать
тысяч лет совершал умерщвление плоти,
И Брама ему избрать дар предоставил, о, владыка бессмертных.
38. Величие иогинов и великую (власть) чародейства,
Огромную силу и высочайшее великолепие, о, владыка суров,
40. Но моё могущество проникло в тебя, Васава,
41. Так порази перуном этого тигра-данаву!
Шакра сказал:
40. О тур (среди) суров, твоей милостью очень
трудноодолимого сына Дити
Перед твоими очами я повергну перуном, о, владыка!
Бхишма сказал:
41. Когда в дайтья, великого асура, проникла горячка,
Раздался мощный восторженный клич богов и рйшей.
42. Затем могучий звук раковин, литавров,
Бесчисленных* труб и бубнов раздался.
43. Асуры совсем потеряли память,
И мгновенно погибли их могучие чары.
44. Тогда, узнав, что Вритра упал, возликовали
Риши и боги, восхваляя властелина Шакру.
45. Облик махатмы Шакры, стоящего на колеснице во время битвы,
Восхваляемого (великими) ришами, был весьма трудно >
переносим для взора*.
ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 282 ГЛАВА —
УБИЕНИЕ ВРИТРЫ
ГЛАВА 283
(10143—10207)
Бхишма сказал:
1. Услышь от меня, махараджа, какие телесные знаки
Были у Вритры, полностью охваченного горячкой.
2. Он страшно побледнел, его рот воспалился,
Сильная дрожь охватила тело, весьма участилось дыханье;
3. Вздыбились волоски на теле, он быстро и тяжко дышал*,
владыка;
Как признак беды, из его рта появилась ужасная шакалка:
4. То выпала его страшная память, Бхарата;
Пожаром полыхающее пламя из его боков вырывалось.
5. С ужасным криком коршуны, канки, цапли
Вокруг Вритры метались, над его головою взвиваясь.
6. На колесницу взойдя, Шакра двинулся в битву,
Перун воздев в руке, дэва взирал на того дайтью.
7. Тогда раздался нечеловеческий крик того великого асура:
Разинув зев, (он кричал), охваченный тяжкой горячкой,
о, владыка раджей
8. И в его раскрытую пасть перун вонзил Шакра;
Очень был ярок блеск того перуна, видом пламени
смерти подобен.
9. Мгновенно огромное тело дайтьи Вритры упало;
Тогда вновь раздались возгласы отовсюду;
10. (Восклицали) боги, узрев низвергнутого Вритру, тур-Бхарата!
Магхава же, многославный враг данавов, при содействии Вишну,
11. Убив Вритру перуном, отправился на небо.
Тогда, о Каурава, выскочила из тела Вритры
12. Преужасная, жестокая, мир устрашающая Смерть
браминов* (Брахмавадхья),
Пугающая, уродливая чёрно-жёлтая, с выступающими клыками.
13. Страшноглазая, с растрепанными космами, о, Бхарата,
Увенчанная черепами, как ведьма, тур-Бхарата,
14. Кровожадная, одетая в лохмотья рогожи, о, праведный (раджа),
В таком страшном виде, о, Индра царей, она вышла
15. И стала преследовать Громовника, тур-Бхарата!
Некоторое время убийца Вритры", о, радость Куру,
16. Желая блага миру*, бежал по направлению к небу.
Но, увидав, что ускользает многосильный Шакра,
17. Смерть ухватила владыку богов и крепко в него вцепилась.
Он же, перепугавшись Брахмавадхьи, Смерти браминов,
18. Запрятался в почку лотоса и много лет там пробыл.
Но Смерть браминов его преследовала усердно,
19. О, Каурава, захваченный (ею), он (совсем) обессилел;
Её стряхнуть настойчиво пытался Шакра,
20. Но владыке богов не удалось Брахмавадхью сбросить:
(Крепко) она вцепилась; (тогда) владыка богов, тур-Бхарата,
21. Приблизясь к Праотцу, головой пред ним склонился земно.
Узнав, что Шакра захвачен Смертью дваждырождённых,
22. Стал размышлять тогда Брама, о, превосходный Бхарата,
И сказал той Брахмавадхье долгорукий Предок
23. Медвяным голосом, как бы ублажая её, о, Бхарата:
«Владычица, пусть будет свободен владыка тридцатки,
сделай мне эту приятность!
24. Молви, что мне для тебя ныне сделать? Какое исполнить
желанье?»
Брахмавадхья сказала:
25. Угодное создателю трёх миров, богу, почитаемому тремя мирами,
Я считаю уже исполненным. Укажи мне (иное) жилище!
26. Ты сам положил этот запрет* ради благополучия мира,
И это величайшее установление ты сам же снимаешь!
27. Лишь в угоду тебе, знаток Дхармы, царь в повелитель всего мира,
Я отстану от Шакры, но да будет мне указана обитель!
Бхишма сказал:
28. «Да будет так!» — сказав тогда Праотец той Брахмавадхье.
Таким образом он отогнал Смерть от Шакры.
29. Затем самосущий Махатма сюда вызвал Агни.
Приблизясь к Браме, он тогда молвил слово:
29. «Владыка-бог, я предстал, о, безупречный, пред твоими очами.
Что должен я сделать, боже, да благоволит мне сказать владыка!»
Брама сказал:
31. «На много частей хочу разбить эту Смерть браминов.
Ныне прими её четвёртую часть ради освобожденья* Шакры!»
Агни сказал:
32. Какой срок моего освобождения, Брама? Подумай
об этом, владыка.
О, почитаемый миром, хочу это знать достоверно!
Брама сказал:
33. Если какой-нибудь человек приблизится к тебе, когда ты сияешь,
И окутанный тьмой не принесёт жертву соками, зерном, плодами,
34. На того быстро переидет и в нём поселится Брахмавадхья;
Да покинет кручина сердце твоё, о, Жертвоносец!
35. Тогда святого Праотца изреченное слово, владыка,
Принял вкуситель жертв богам и предкам; так оно и сталось.
36. Тогда деревья, корни, травы призвал Прародитель,
Чтобы созванным сказать о том же деле, махараджа.
37. Он высказал всё, как есть, деревьям, корням и травам;
Подобно Агни, затрепетали они и молвили такое слово Браме.
38. «Какой же срок (пробудет) у нас Брахмавадхья, о, Праотец мира?
Нас и так судьба пришибла, бить нас снова тебе не подобает.
39. Мы ведь зной, холод, дождь, подхлёстываемый ветром,
Постоянно выносим, боже, а потом нас режут, колотят.
40. (Повинуясь) приказу владыки, эту Брахмавадхью ныне
Мы принимаем, царь трёх миров, но всё же о нашем
освобождении да помыслит владыка!»
Брама сказал:
41. По наступлении праздника новолуния кто срезать
и колотить вас станет
По заблуждению она (от вас) переселится в такого человека.
Бхишма сказал:
42. Затем после тех слов Махатмы деревья, корни, травы,
Браму почтив, отправились туда, откуда явились.
43. Тогда бог, Праотец мира, апсар (к себе) вызвал;
Как бы их ублажая, медвяное слово он молвил, Бхарата:
44. «Прекрасностанные, той Брахмавадхьи, от Индры изъятой,
Четвертую часть по моему слову примите!»
Апсары сказали:
46. Владыка богов, по твоему веленью мы принять готовы,
Но как нам избавиться от (такого) сожительства,
обдумай, Предок.
Брама сказал:
46. Если кто во время кровей сойдётся с женою,
(Брахмавадхья) быстро на того перейдёт; да не войдёт
печаль в ваше сердце1
Бхишма сказал:
47. «Да будет гак!» — с сердечной радостью сонмы апсар сказали
И в свои обители отправились веселиться, тур-Бхарата.
48. Тогда великий подвижник, бог, сотворивший три мира,
Подумал о водах, и по мысли его они также явились.
49. Явясь к безмерномощному Браме, все (воды)
Такое слово сказали, перед Предком склоняясь, раджа:
50. «Вот собрались мы, боже, пред твоим взором, врагов покоритель,
По твоему веленью, властитель, (волю свою) нам поведай,
владыка мира
Брама сказал:.
51. Изойдя из Вритры, эта ужасная Брахмавадхья
Завладела многопризываемым (Индрой); её четвертую
часть принять вам нужно.
Воды сказали:
52. Да будет так, властелин, как ты сказал, нам, владыка мире,
Но от сожительства освобожденье наше благоволи обдумать!
53. Ведь ты, владыка богов, высочайший путь всего мира,
Кто другой (нам окажет) милость, кто нам в беде поможет?
Брама сказал:
54. Если человек с затемнённым рассудком помыслит:
«Они ничтожны» и осквернит вас калом, мочой, мокротой,
55. В такого она переселится и жить там будет,
А вы тогда освободитесь, говорю вам правду!
Бхишма сказал:
56. Тогда Брахмавадхья, освободив владыку богов, Юдхиштхира,
Только вышла — отправилась в те обители по велению бога.
57. Так о Шакре и Брахмавадхье закончена повесть, владыка народа:
Отпущенный Предком, он совершил ашвамедху*.
58. Так, по преданию, махараджа, Брахмавадхья завладела Васавой,-
Но затем через жертвоприношение коня он достиг очищенья.
59. (Тот) бог, тысячи-врагов повергнув, вкусил радости (царства);
Васава достиг несравненного счастья, о, земли повелитель.
59. Из крови Вритры возникли «хохлатые»*,
Партха, Их нельзя есть посвященным, богатым подвигами браминам.
61. Во всяком случае, ты угождай тем дваждырождённым,
Ведь они на земле считаются богами, радость Куру.
62. Так хитростью-мудростью Шакра убил великого асура,
Надлежащим способом убит непомерносильный Вритра.
63. Вот и ты, Каунтея, среди земнородных непобедимым будешь,
Будешь как бог, губитель врагов, Шатакрату.
64. Те дваждырождённые, что сказание о Шакре каждый
лунный праздник Сказывать будут среди певцов, не совершат проступка*.
65. Такова эта чудесная, великая быль о Вритре и Шакре.
Это деяние, сынок, тебе поведано. Что еще хочешь слышать?
ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 283 ГЛАВА —
УБИЕНИЕ ВРИТРЫ
ГЛАВА 284
(10208—10271)
Юдхиштхира сказал:
1. Многопознавший Прадед, которому ведомы все Шастры,
По поводу этого убийства Вритры такой вот* у меня
вопрос возникает,
2. Ты сказал, что горячкой одурманенного Вритру
Васава убил тогда перуном, о, владыка народа, безгрешный,
3. Как приключилась такая тяжкая горячка, о, многопознавший?
Откуда возникла горячка? Слышать хочу об этом
подробно, владыка.
Бхишма сказал:
4. О, раджа, внимай о возникновении той всемирно известной
горячки И о её распространении; расскажу (всё), как сталось, Бхарата.
5. Великий раджа, древле утёс был на Меру, всем миром чтимый,
Украшенный всякими самоцветами; он был посвящен
Савитару и Джьйотишкой назывался,
6. Неизмеримо (высокий), невиданный нигде в мирах, Бхарата,
Там бог (пребывал) на украшенном золотом,
самоцветами горном склоне;
7. Светозарный на нём возлежал, как на ложе.
(Ума), дочь царя гор, постоянно возле (него) находилась;
8. Также махатмы, васавы, безмерно сильные боги,
И оба махатмы, превосходные врачи, Ашвины,