АТС в соответствии с ГОСТ Р4113-99 (Правило ЕЭК ООН № 13) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения.» должен иметь следующие тормозные системы:
Рабочую тормозную систему (РТС), предназначенную для снижения скорости АТС и его полной остановки.
Запасную тормозную систему (ЗТС), выполняющую функцию РТС при выходе из строя последней (прицепы и полуприцепы могут не иметь такой системы).
Стояночную тормозную систему (СТС), предотвращающую возникновение возникновения движения остановленного транспортного средства под воздействием приложенных к нему случайных сил.
Вспомогательную тормозную систему (ВТС), предназначенную для поддержания постоянной скорости АТС при его движении под уклон самостоятельно или совместно с РТС, с целью её разгрузки. Устанавливается на автобусах, грузовых автомобилях грузоподъемностью более 12 т, горных АТС грузоподъемностью более 3 т и прицепах (полуприцепах) полной массой более 10 т.
Роль запасной системы может выполнять стояночная или один контур РТС.
Оценочные показатели.
Для оценки ТС используют следующие оценочные показатели:
1) Эффективность действия РТС- это её способность обеспечить максимально возможное замедление. Поэтому оценочным параметром принято считать величину установившегося замедления (среднего или максимального) достигаемого АТС при приложении к тормозной педали нормируемого усилия, а также величину тормозного пути проходимого АТС в этих условиях при торможении от нормируемой начальной скорости до полной остановки.
2) Эффективность действия ЗТС оценивается теми же показателями, но установленные нормативы ниже.
|
3) Эффективность действия СТС оценивается по величине тормозной силы, развиваемой тормозным механизмом при приложении нормируемого усилия на рычаге управления. Она должна удерживать АТС в отсутствие водителя неопределенное время.
4) Эффективность действия ВТС оценивается установившейся скоростью при движении под уклон с нормируемыми параметрами.
5) Эффективность действия тормозных систем прицепов и полуприцепов оценивается величиной суммарной тормозной силы всех тормозных механизмов.
Нормируемые параметры устанавливаются для различных категорий транспортных средств, для соответствующих начальных скоростей и нормируемого усилия на педали. Категории транспортных средств подразделяются на: М – для перевозки пассажиров N – для перевозки грузов и О – для прицепов или полуприцепов.
Таблица 1 – Категории транспортных средств
Категория | Полная масса, т | Наименование АТС |
М1 | Соответствует полной массе базовой модели | Автобусы, пассажирские автомобили и их модификации, а также пассажирские автопоезда с числом мест для сидения более 8 |
М2 | До 5 | То же, имеющие более 8 мест для сидения |
М3 | Свыше 5 | То же |
N1 | До 3,5 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые автопоезда |
N2 | Свыше 3,5 до 12 | То же |
N3 | Свыше 12 | То же |
О1 | До 0,75 | Прицепы и полуприцепы |
О2 | До 3,5 | То же |
О3 | До 10 | То же |
О4 | Свыше 10 | То же |
Так, для РТС, например, установлено:
Для категории М : начальная скорость торможения –80 км/час и усилие на педали тормоза – 50 кг. При этом тормозной путь должен быть не более 43,2 м, а установившееся замедление не менее 4 м/с .
|
Для категории М : начальная скорость торможения – 60 км/час и усилие на педали тормоза – 70 кг. При этом тормозной путь должен быть не более 32,1 м, а установившееся замедление не менее 6 м/с .
Для категории N (полной массой более 12 т): начальная скорость торможения – 40 км/час и усилие на педали тормоза – 70 кг. При этом тормозной путь должен быть не более 17,2 м, а установившееся замедление не менее 5,5 м/с .
Для ЗТС нормы установившегося замедления составляют: для пассажирских АТС – не менее 3 м/с , для грузовых и автопоездов – не менее 2,8 м/с . Нормы тормозного пути рассчитываются по формуле:
S = AV + ,
где: V - начальная скорость торможения, км/час
А = 0,1 (для легковых и грузовых полным весом более 5 т)
А = 0,15 (для автобусов полным весом до 5 т и всех грузовых АТС)
А = 0,18 (для автопоездов).
СТС при усилии на рычаге в 40 кг должна удерживать АТС на максимально возможном подъеме, но не менее 18%. Если СТС играет роль запасной, то она должна обеспечивать и её нормативы.
ВТС должна обеспечивать постоянную скорость не более 30 км/час на спуске 7% протяженностью 7 км.