Движение автомобиля при его повороте сопровождается изменением его положения относительно неподвижной системы координат. Это движение связано с изменением как кинематических, так и динамических (силовых) параметров движения. В целом движение на повороте может быть описано следующими характеристиками:
1) силы инерции, действующие на автомобиль при повороте Р .
В общем случае силы инерции могут быть представлены в виде продольной составляющей Р и поперечной составляющей Р в системе координат связанной с автомобилем:
Р = m (j - V ) и Р = m (V + d V /dt)
Причем, положительное направление Р противоположно направлению движения автомобиля, а положительное направление Р - направление от центра поворота.
При отсутствии увода и с учетом угла поворота , как основного задающего параметра эти силы могут быть представлены в следующем виде:
Р = m (j - V b /L) и Р = m (V + V b /L + j b /L)
При этом составляющая Р может быть представлена в виде трех слагаемых:
Р = m V = m V /R – проекция центробежной силы на поперечную ось.
Р = m V b /L – сила, возникающая в результате изменения угла поворота управляемых колес и изменения улов увода. При отсутствии увода эта ситла положительна при входе в поворот и отрицательна при выходе. При больших углах увода эта сила может быть отрицательна при входе в поворот и положительна при выходе.
Р = m j b /L - сила, возникающая в результате изменения скорости движения автомобиля на повороте. При отсутствии увода она положительна при ускоренном движении и отрицательна при замедленном. При небольших и больших уг лах увода эта сила может быть положительной и в процессе замедления.
2) реакции дороги R и R .
|
В общем случае: R = (Р b + J )/L и R = (Р a - J )/L
где: J - момент инерции автомобиля относительно вертикальной оси Z, проходящей через его центр масс.
Учитывая, что J = m , где: ab, подставляя выражения для Р и получим, без учета увода:
R = m (V /R + V + j ) и R = m V /R
Для установившегося кругового движения: R = m V /R и R = m V /R.
Принято называть удельной боковой силой отношение боковой силы, действующей на оси, к нагрузке, приходящейся на колеса этой оси.
При установившемся круговом движении = . При неустановившемся движении . Так, при малых углах увода, при входе в поворот или ускоренном движении , а при выходе из поворота или замедлении .
С точки зрения обеспечения устойчивости движения более желательным является выполнение условия .
3) продольные реакции R и R .
Продольные реакции на ведомых колесах R при криволинейном движении остаются практически такими же, как и при прямолинейном движении.
Для нахождения продольной реакции на ведущих колесах R используют уравнение движения в направлении продольной оси, откуда:
R = Р + R + R + P
Уравнение силового баланса при криволинейном движении можно записать так: Р = P + P + Р + Р + Р + Р ,
где:
Р - сила, возникающая в результате изменения кинетической энергии вращательного движения автомобиля. При входе в поворот и при разгоне кинетическая энергия вращательного движения автомобиля увеличивается за счет энергии, подводимой к ведущим колесам от двигателя, а при выходе из поворота и при снижении скорости энергия уменьшается, что приводит к снижению необходимой тяговой силы.
Р - сила сопротивления движению, возникающая в результате качения колес на повороте с уводом. Энергия, затрачиваемая на увод, теряется безвозвратно.
|
Р = G /K
где: K =K K L /(K a + K b ) – приведенный к-т сопротивления уводу всех колес автомобиля.
4) нормальные реакции R на колесах автомобиля.
При криволинейном движении автомобиля нормальные реакции существенно отличаются от тех же реакций при прямолинейном движении. В результате действия инерционных сил и моментов в поперечной плоскости, нормальные реакции перераспределяются по бортам. В тех случаях, когда нужно найти реакции, действующие на каждом из колес, даже у двуосного автомобиля задача оказывается статически неопределимой и реакции могут быть найдены приближенно.