Реактивно - турбинное бурение




 

К интересным техническим раз­работкам следует отнести реактивно- турбинное бурение (рис. 5.11). В этом случае в качестве двигателей исполь­зуются несколько турбобуров в соот­ветствующей связке.

При реактивно-турбинном буре­нии разрушение забоя происходит по концентрическим кольцевым дорожкам.

Этот способ бурения впервые был предложен и разработан Р.А. Иоаннесяном, М.Т. Гусманом в 1949 г. и предназначен для бурения скважин большего диаметра (394 - 2600 мм и более). Во ВНИИБТ разработан нормальный ряд РТБ. (табл. 5.11).

Конструкцией всех типов РТБ предусмотрено использование долот практически всех размеров (от 190,5 и выше), выпускаемых отечественной промышленностью, что позволяет бурить скважины (шурфы, шахтные стволы) необходимого диаметра.

Типы буров и размеры долот, которыми они осуществляются, диаметр скважин (шурфов, шахтных стволов) приведены в табл. 5.10.

Схема реактивно-турбинного бура приведена на рис. 5.11.

По данным Г.И. Булаха агрегат РТБ при правильной эксплуата­ции обеспечивает вертикальность и прямолинейность скважины боль­шого диаметра даже в сложных геологических условиях. Используют- oi стандартные турбобуры диаметрами 172, 195 и 240 мм, а также спе­циальные Т12РТ и РТБ-240. Длина указанных буров в зависимости от их диаметра составляет 11,2 - 12,1 м при массе 6,4 - 9,6 т. Закачиваемая н бурильную колонну промывочная жидкость в траверсе РТБ распре­деляется на два равных параллельных потока. При бурении скважины породу забоя разрушают периферийные венцы шарошечных долот. Планетарный характер движения долот по забою скважины обусловливает формирование повышенных деформаций изгиба и скалывания при взаимодействии зубьев долота с породой. Это увеличивает эффек­тивность разрушения горных пород.


 

 

Особенно это важно при строительстве сверх глубоких и глубо­ких скважин (скважины глубиной свыше 10 ООО м).

Двухтурбинные буры РТБ 394, РТБ 445, РТБ 490, РТБ 590 и РТБ 640 (рис. 5.12) относятся к роторно-турбинным бурам и предназначе­ны для бурения верхних интервалов нефтяных, газовых, водопони- жающих, технических и прочих скважин основными диаметрами, ука­занными в обозначении буров. В этом случае в зависимости от проч­ности и абразивности породы устройство необходимо вращать с час­тотой от 8 - 10 до 90 - 100 об/мин. Конструктивными отличиями этих буров являются наличие устройства для смены турбобуров, несущих продольных стяжек и измененная форма траверсы и утяжелителей. Тип турбобуров и долот для их компоновки подбирается в зависимо­сти от диаметра бурения. Сборка производится в мастерских предпри­ятий или непосредственно на мостках буровой.

Двухтурбинные буры РТБ 760, РТБ 920, РТБ 1020, РТБ 1170 и РТБ 1300 относятся к реактивно-турбинным бурам и предназначены для бурения скважин диаметром от 760 до 1300 мм. В этом случае

вращение бура вокруг оси скважины обеспечивается реактивным моментом, возникающим при работе РТБ. Если диаметр скважины меньше 760 мм, РТБ следует медленно вращать рото­ром с оборотами не более 10 - 90 об/мин, чтобы обеспечить искус­ственно реактивный момент для его проворота вокруг оси скважины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: