Развитие гидравлических забойных двигателей (ГЗД) в последние десятилетия прошлого века тесно связано с появление новых высокопроизводительных трехшарошечных долот с герметизированными масло- наполненными опорами. Для эффективной отработки этих долот потребовались низкие частоты вращения - от 60 до 300 об/мин (1 - 5 с - 1). Однако серийно выпускаемые быстроходные турбобуры не могли обеспечивать такие режимы работы. Потребовалось создание новых забойных двигателей с низкой частотой мращения выходного вала.
Французский инженер Р. Муано в 1930 г. получил патент на роторный винтовой насос, который стал родоначальником нового приник на объемных гидравлических машин. Это в большей степени воплощение идеи Архимедова винта в новый объемный насос.
Первая конструкция объемного двигателя в СССР была предложена Г.А. Любимовым еще в 1932 г., однако успеха она не имела. Не нашли промышленного применения и ряд других конструкций советских и зарубежных авторов.
Винтовые двигатели (рис. 5.13 и 5.14), применяемые за рубежом, представляют собой обращенный винтовой насос с однозаходным пиитом. Они имеют характеристику, близкую к характеристике турбобуров, незначительно уступая им по мощности. Например, американский двигатель «Дайна Дрилл» выпущенный в 1962 г., диаметром 197 мм при расходе жидкости 28 л/с имеет частоту вращения 320 об/мин, вращающий момент 1300 Н, мощность 42 кВт и перепад давления 17 МПа, что соответствует примерно характеристике турбобура А7Н4С.
В отличие от «Дайна Дрилл» в отечественных двигателях применен многозаходной винтовой механизм, который одновременно является объемным двигателем и планетарным редуктором. Такой двигатель был создан в 1966 г. в Пермском филиале ВНИИБТ М.Т. Гусманом, С.С. Никомаровым, Ю.В. Захаровым, Д.Ф. Балденко и др. Большой вклад в развитие современных конструкций ВЗД внесли также Ю.А. Коротаев, A.M. Кочнев, М.Г. Боборов, В.В. Голдобин и др.
|
Они широко и эффективно используются во многих нефтяных регионах нашей страны и за рубежом. Ротор и статор этого двигателя представляют собой как бы пару зубчатых колес внутреннего зацепления. Зубья расположены по винтовой линии, поэтому ротор можно рассматривать как многозаходной винт, а статор - как многозаходную гайку, имеющие разные шаги. Число зубьев (заходов) статора на один больше, чем у ротора. Ротор располагается в статоре наклонно и полностью разделяет входную и выходную полости двигателя. Буровой раствор, поступая под давлением в замкнутый объем, давит на поверхность ротора и заставляет его обкатывать поверхность статора, совершая планетарное движение.
Таким образом, под давлением жидкости образуются и замыкаются камеры, через которые промывочная жидкость, как сквозь шлюзы, проходит двигатель, формируя на роторе вращающий момент и мощность. С помощью шарниров последние преобразуются во враща-
гельное движение шпинделя, который по назначению и устройству аналогичен шпинделю турбобура.
Поскольку ротор в двигателе перемещается с эксцентриситетом, вращающий момент с ротора на вал шпинделя передается двухшар- нирным карданным соединением. Шпиндель имеет осевую многорядную опору, радиальную металлорезиновую опору и сальниковое уплотнение для снижения утечек через опоры шпинделя.
|
При расходе промывочной жидкости 23 - 36 л/с и перепаде давления 4-6 МПа двигатель Д2-172М развивает мощность 33 - 91,9 кВт при частоте вращения вала 115 - 220 об/мин. На рис. 5.16 представлена характеристика двигателя Д2 - 172.
Таким образом, объемный двигатель имеет вполне приемлемую для работы породоразрушающего инструмента характеристику, и в первую очередь для шарошечных долот. Он имеет невысокие разгонные частоты и обладает большой нагрузочной способностью.
Целесообразность применения винтового двигателя для создания забойного гидравлического вращателя объясняется следующими основными преимуществами:
1) отсутствие клапанных и золотниковых распределителей потока жидкости;
2) трение в паре «ротор-статор» характеризуется в основном качением, так как в точках контакта рабочих органов имеют место мгновенные скольжения;
3) непрерывное изменение положения линии контакта рабочих органов при вращении ротора позволяет потоку промывочной жидкости удалять абразивные частицы, попадающие в камеры и шлюзы.
Условия создания шлюзов в паре «ротор-статор» объемных двигателей следующие:
3- число зубьев или заходов статора z\ должно быть на единицу больше, чем число зубьев ротора гг,
4- отношение шага статора Т к шагу ротора t должно быть пропорционально отношению числа зубьев, т.е.
Зависимость рабочих параметров винтовых двигателей от кинематического отношения представлена на рис. 5.15. Винтовой механизм с многозаходным ротором выполняет роль двигателя и одновременно понижающего редуктора, передаточное число которого пропорционально заходности ротора.
|
Характеристика винтового двигателя отличается от характеристики турбобура (рис. 5.16). Теоретически частота вращения его пропорциональна расходу промывочной жидкости и не зависит от вра-
щающего момента. По мере роста перепада давления увеличивается крутящий момент на долоте:
Практически вследствие значительного трения в двигателе и утечек раствора вращающий момент не прямо пропорционален перепаду давления, а частота вращения несколько уменьшается по мере роста вращающего момента, но гораздо меньше, чем у турбобура. В объемном двигателе при повышении крутящего момента давление продолжает расти пока или не сработает предохранительный клапан, или раствор, отгибая резиновые элементы статора, не начнет проходить частично на забой. При этом снизится и частота вращения. Теоретически частота вращения:
В винтовом двигателе энергия частично теряется на преодоление гидравлических сопротивлений, трение ротора о статор, трение в шпинделе, деформирование резины статора. Поэтому общий начальный КПД в режиме максимальной мощности винтовых двигателей равен 48 - 55 %. При этом мощность винтового двигателя
По мере износа контактирующих поверхностей статора и ротора характеристика двигателя ухудшается. Поэтому одна из главных проблем - повышение износостойкости статора и ротора.
Стойкость статора в среднем 30 - 50 ч (редко до 180 ч). При бурении объемными винтовыми двигателями в твердых породах проходки на долото увеличивается более, чем в 2 раза, а в мягких - на 20 - 50 % по сравнению с турбинным, механическая скорость ниже на 20 - 25 % в обоих случаях. Он дает возможность контролировать отработку долота по изменению крутящего момента, поскольку одновременно с ростом момента увеличивается и давление на стояке.
Так, при изнашивании опор долота в условиях неизменной осевой нагрузки момент и давление на стояке увеличиваются, при изнашивании зубьев долота - уменьшаются.
Винтовой двигатель менее чувствителен к уменьшению диаметра ствола, что в сочетании с меньшим перепадом давления в нем делает его более перспективным для бурения глубоких скважин (вертикальных и.наклонных) и особенно скважин с горизонтальным окончанием ствола.
Одним из возможных путей повышения энергетических параметров объемного двигателя является создание многосекционного варианта.
По своей характеристике объемный винтовой двигатель - весьма перспективная забойная машина и после усовершенствования и повышения ресурса работа, получит самое широкое применение в бурении.
Разработанные во ВНИИБТ С.С. Никомаровым, М.Т. Гусманом, Д.Ф. Балденко и др, впервые в мировой практике в конце 60-х годов винтовые забойные двигатели с многозаходными рабочими органами получили широкое распространение в бурении и капитальном ремонте нефтяных и газовых скважин. В последние годы ВЗД, являясь составной частью многофункционального технологического комплекса, обеспечивают проводку горизонтальных скважин и дополнительных стволов.
Опытные образцы и промышленные партии двигателей выпускаются на заводах ОАО НПО «Буровая техника». Двигатели конструкции ВНИИБТ характеризуются следующими особенностями:
- Двигатели серии Д диаметром от 42 до 127 мм предназначены для капитального ремонта скважин. Двигатели этой серии также могут быть использованы при бурении прямолинейно-наклонных и горизонтальных участков вторых стволов скважин, проводимых из эксплуатационных колонн.
- Двигатели серии ДК также предназначены для ремонтно- восстановительных и аварийных работ при капитальном ремонте скважин. Особенность двигателя - наличие в комплекте трех взаимозаменяемых модификаций винтовых пар, что позволяет изменять частоту вращения от 0,3 до 4,0 с'1.
- Двигатели серии ДГ диаметром от 60 до 195 мм предназначены для бурения участков набора кривизны наклонно направленных и горизонтальных скважин. Двигатели диаметром 108, 127 и 155 мм могут выпускаться с регулируемым углом перекоса корпуса между шпиндельной секцией и рабочей парой.
- Двигатели диаметром 95, 106 и 108 мм выпускаются с различными рабочими органами, обеспечивающими рациональные режимы работы породоразрушающего инструмента (частоту вращения и вращающий момент).
- Двигатели диаметром от 145 до 240 мм предназначены для бурения вертикальных, наклонно направленных и горизонтальных нефтяных и газовых скважин.
При бурении скважин на средних и больших глубинах в диапазоне частот и = 100 -250 мин"1 целесообразно применять ВЗД (рис. 5.17, табл. 5.11, табл. 5.12).