Тема 16. Деятельность полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений




5. Назначение и организация работы изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

 

В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей и предназначены для временного содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

По Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103–ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый – это лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Кроме того, в статье 46 УПК РФ закреплено, что – это лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Обвиняемый – это лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).

В изоляторах временного содержания органов внутренних дел содержатся:

–подозреваемые;

–обвиняемые,

– осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.

В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии специального приемника.

Основаниями для приема и содержания лиц в ИВС являются следующие документы:

а) для подозреваемых в совершении преступления – протокол задержания в соответствии со ст. 92 УПК РФ, составленный следователем или дознавателем;

б) для подозреваемых и обвиняемых – постановление суда о заключении под стражу в качестве меры пресечения в соответствии со ст. 108 УПК РФ;

в) для осужденных к лишению свободы – приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор); постановление суда об этапировании;

г) для административно арестованных, содержащихся в порядке исключения при отсутствии специального приемника – копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД России. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подозреваемые и другие лица принимаются в ИВС круглосуточно дежурным, который проверяет наличие документов, свидетельствующих об основаниях для помещения этих лиц в место содержания под стражей, опрашивает доставленного и сверяет его ответы с данными протокола задержания (постановления, определения, приговора суда) и других документов; регистрирует в книге учета лиц, помещенных в изолятор. Все эти лица подвергаются личному обыску (административно арестованные – досмотру), а находящиеся при них вещи – досмотру в присутствии понятых того же пола.

По окончании обыска и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, производившим обыск, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.

Принятым в ИВС лицам оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Деньги, ценности, ордена, медали и документы к ним, изъятые при личном обыске, сдаются в финансовую часть органа внутренних дел, а личные вещи в камеру хранения ИВС.

На дежурного по ИВС возлагается также обязанность оформить личное дело на подозреваемого (обвиняемого) т. е. заполнить анкету, дактилоскопическую карту и другие документы.

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально не менее двух часов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ В ИВС:

1. Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС.

2. Осуществление пропускного режима в ИВС.

3. Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами.

4. Запрещение бесконвойного передвижения.

5. Система проверок, личного обыска и досмотра вещей.

Рассмотрим первое требование – соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС.

Водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которыми устанавливается порядок:

1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;

2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;

3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

4) приема и выдача подозреваемым и обвиняемым писем, посылок, передач;

5) направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;

6) подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;

7) предоставления свиданий с защитником и родственниками.

Второе требование – осуществление пропускного режима в ИВС.

В ИВС при предъявлении соответствующих документов пропускаются: –прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов, по удостоверениям личности в любое время суток с беспрепятственным допуском во все помещения;

–должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие инспектирование или другой контроль за организаций и несением службы; сотрудники МОБ – по удостоверению личности;

–сотрудники других служб – по предъявлении специального предписания, выданного начальником вышестоящего органа внутренних дел;

–следователи органов внутренних дел, прокуратуры и дознаватели – по удостоверению личности – в следственные кабинеты и только для производства следственных действий;

–сотрудники криминальной полиции – по удостоверению личности и письменного разрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело, – в следственные кабинеты;

–защитники – по документу, удостоверяющему личность и по предъявлении ими ордера юридической консультации – в следственные кабинеты;

–другие лица, которым предоставлено свидание с подозреваемым или обвиняемым – по предъявлении паспорта и соответствующего разрешения – только в комнату для свиданий.

Отметим, что прокуроры, следователи, дознаватели и проверяющие лица, прибывшие в ИВС с оружием, обязаны сдать его на временное хранение дежурному по органу внутренних дел.

Третье требование – содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами.

Строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам зданий и сооружений, применяемых в органах внутренних дел. Устройство камер должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через конные и дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов из первых этажей зданий.

Рассматриваемое требование режима предполагает также раздельное размещение по камерам следующих категории лиц:

а) мужчин и женщин;

б) несовершеннолетних и взрослых; в исключительных случаях с согласия прокурора допускается содержание положительно характеризующихся взрослых впервые привлекаемых к уголовной ответственности за нетяжкие преступления совместно с несовершеннолетними;

в) лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и лиц, содержащихся в местах лишения свободы;

г) подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

д) подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу.

Кроме того, отдельно от других лиц должны содержаться:

е) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений: против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;

ж) подозреваемые и обвиняемые в совершении бандитизма, терроризма, разбоя, грабежа при отягчающих обстоятельствах, умышленного убийства, захвата заложников, изнасилования, вымогательства;

з) подозреваемых и обвиняемых при особо опасном рецидиве преступлений;

и) осужденные к смертной казни;

к) иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий;

л) лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой полиции, таможенных органов, органов и учреждений уголовно–исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск;

м) подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность;

н) больные (инфекционные и иные).

Четвертое требование – запрещение бесконвойного передвижения. Двери камер, в которых содержатся подозреваемые и обвиняемые, открываются дежурным (его помощником) по ИВС, начальником ИВС обязательно в присутствии постового у камер или выводного сотрудника полиции.

Камеры ИВС всегда должны быть под надежным запором и охраной, а с наступлением темноты и до полного рассвета – освещаться.

Двери камер должны открываться дежурным по ИВС обязательно в присутствии постового у камер или выводного. Следовательно, ключи от камер должны постоянно находиться у дежурного. Но в изоляторах с большим лимитом наполнения ключи от камер могут вручаться помощнику дежурного, а в многоэтажных ИВС – также постовым у камер на втором и третьем этажах.

При открытии камер, для вывода подозреваемых (обвиняемых) принимаются меры предосторожности, исключающие возможность совершения побега из ИВС или нападения на охрану. В целях предупреждения подобных действий камеры ИВС оборудуются ограничителями открытия дверей камер на определенный угол, позволяющий выпускать задержанных только по одному. Это несложное, но эффективное приспособление.

Вывод подозреваемых и обвиняемых из камер производится:

–в следственные кабинеты ИВС;

–в комнаты для свиданий;

–в прогулочный двор;

–к медицинскому работнику;

–в туалет (при отсутствии санузлов в камерах);

–для передачи конвою;

–для уборки помещений;

–для полного обыска.

Основанием для вывода лиц, содержащихся в камерах в следственный кабинет, является письменное требование прокурора, следователя, дознавателя или адвоката. При выводе лиц к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания под стражей, письменное требование не заполняется.

Передвижение подозреваемых и обвиняемых (групповое или одиночное) внутри ИВС и в прогулочный двор производится по установленным маршрутам и только в сопровождении выводного или выводных.

Последнее требование режима содержания – это налаженная система проверок, личного обыска и досмотра вещей.

Как уже было отмечено, подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, а находящиеся при них вещи – досмотру. Личный обыск может быть полным и неполным. Полный личный обыск производится в присутствии понятых, как правило, при поступлении подозреваемых и обвиняемых в ИВС. При изъятии у подозреваемых и обвиняемых запрещенных к хранению в камерах вещей, предметов и ценностей, составляется акт, который передается следователю или дознавателю для приобщения к материалам уголовного дела.

Неполный обыск подозреваемых и обвиняемых осуществляется в случаях вызова их к прокурору, следователю, дознавателю, медицинскому работнику, до и после свидания с защитником, родственниками и иными лицами, при выводе в санпропускник, на прогулку, при утренних и вечерних проверках камер. При этом обыске понятые не приглашаются.

По указанию проверяющих, а также при наличии данных о приготовлении к побегу производятся контрольные полные личные обыски подозреваемых и обвиняемых.

Для обеспечения режима содержания в ИВС в органах внутренних дел созданы подразделения по охране изоляторов временного содержания. Численность личного состава таких подразделений зависит от лимита наполнения ИВС. Так, при лимите наполнения до 25 человек численность подразделения должна составлять 8–11 единиц сотрудников; при лимите 26–50 человек – 13–16 единиц сотрудников; при лимите 51–75 человек – 17–20 единиц и при лимите 76–100 чел. – 21–25 единиц сотрудников. В Москве и Санкт–Петербурге численность подразделений определена в индивидуальном порядке МВД России.

Ежесуточно для работы в изоляторе временного содержания назначаются дежурный по ИВС, его помощник, постовые и выводные. Посты могут быть внутренними и наружными, постоянными и временными. Внутренние посты выставляются у камер и в прогулочном дворе, наружные – для охраны ИВС с внешней стороны. Постовые на внутренних постах и выводные полицейские несут службу без оружия. Постовой наружного поста у здания ИВС вооружается пистолетом или автоматом.

Количество и вид постов, их расстановка и количество выводных полицейских устанавливается табелем постам, утверждаемым начальником органа внутренних дел.

Сроки содержания в ИВС заключенных под стражу, в соответствии со ст. 94 УПК РФ определены не более 48 часов. Содержание подозреваемых и обвиняемых, переведенных из следственных изоляторов для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.

Основания освобождения подозреваемого из ИВС (ст. 94 УПК РФ).

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник ИВС уведомляет орган дознания или, следователя и прокурора.

Распоряжения по телефону об освобождении исполнению не подлежат. Перед освобождением содержащегося под стражей начальник ИВС или дежурный обязан сверить постановление об освобождении из–под стражи с документами, на основании которых это лицо было помещено в ИВС, и убедиться в соответствии личности освобождаемого. По просьбе последнего ему может быть выдана справка о времени нахождения в ИВС, а также выдаются принадлежащие ему вещи, ценности, документы и деньги под расписку.

Важнейшей и повседневной обязанностью начальника органа внутренних дел и его заместителей является осуществление контроля за несением службы нарядами в ИВС.

При контроле следует:

* проверять наличие и правильность оформления материалов, на основании которых лица помещены в ИВС;

* регулярно осматривать совместно с дежурным камеры и другие помещения; убедиться в исправности оборудования, средств связи и сигнализации;

* проверять наличие задержанных по их количеству и по имеющимся на них документам, условия их размещения и содержания;

* контролировать порядок вывода содержащихся под стражей, оказания им медицинской помощи, предоставления свиданий;

* проверять сохранность служебной документации и бланков, наручников, других специальных и технических средств;

* давать указания о проведении контрольных обысков камер и лиц, помещенных в них;

* проводить прием и опрос находящихся в камерах лиц, рассматривать их жалобы и заявления, давать ответы по существу или направлять прокурору, следователю.

Особое внимание следует обращать на проверку несения службы в вечернее и ночное время. Надо отметить тот факт, что многие нарушения в ИВС происходят из–за плохого знания сотрудниками их прав и обязанностей, законов, уставов и инструкций. Следовательно, повышение правовой культуры сотрудников – одно из главных условий укрепления законности, совершенствования профессионального уровня.

Специфика службы в местах содержания лиц, совершивших преступления, постоянный контакт с ними накладывает определенный отпечаток на поведение сотрудников, поэтому служебную подготовку необходимо строить с учетом особенностей данного вида административной деятельности. Следует учесть и то, что многие побеги из ИВС происходит по вине сотрудников, прослуживших в этой службе более пяти лет. Это свидетельствует о свыкании с недостатками, утрате ими чувства бдительности, принижения ответственности за качество несения службы и в целом к профессиональной деформации.

В системе служебной подготовки сотрудников охранно–конвойной службы следует отрабатывать вопросы действий сотрудников в режиме особых условий (при нападении на постовых, при побеге подозреваемых и обвиняемых и при других чрезвычайных обстоятельствах).

Так, при нападении подозреваемых и обвиняемых на постового, выводного или других лиц должны приниматься активные меры самозащиты и подачи соответствующего сигнала (голосом, извещателем тревожной сигнализации, по телефону).

По прибытии на место происшествия начальник ИВС или дежурный по ИВС должен организовать, с помощью имеющихся сил и средств и с применением предусмотренных законодательством мер безопасности, ликвидацию нападения и выдворение подозреваемых и обвиняемых в камеры.

Если же нападение приняло опасный характер (нападающим удалось открыть соседние камеры, проникнуть в другие помещения ИВС, завладеть оружием и т. д.), об этом немедленно сообщается дежурному по органу внутренних дел, который обязан:

–оценить обстановку и принять решение о направлении в ИВС дополнительного наряда полиции (резерва), усилить за счет его наружную и внутреннюю охрану ИВС;

–доложить о случившемся своему начальнику и дежурному по вышестоящему органу внутренних дел;

–в случае необходимости прибыть на место происшествия и совместно с начальником ИВС (дежурным по ИВС) руководить действиями сотрудников полиции;

По завершении действий по пресечению нападавших зачинщики нападения должны быть изолированы от других его участников.

При нападении на изолятор извне начальник ИВС (дежурный по) немедленно сообщает об этом дежурному по органу внутренних дел и до прибытия помощи руководит обороной ИВС. В случае повреждения телефонной связи донесение о таком происшествии передаются по радиосвязи или с нарочным.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ИВС регламентируется статьями 44–47 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103–ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В случае побега вооруженных и других содержащихся под стражей лиц, представляющих повышенную общественную опасность, начальником ГУ МВД России по ФО, министром внутренних дел республики, начальником ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации вводится в действие специальный план, разрабатываемый на этот случай в каждом органе внутренних дел.

В последние годы техническому оснащению ИВС придается большое значение. К техническим средствам, используемым в охране содержащихся под стражей, относятся: селекторная связь, телефонная, радиосвязь, охранно–пожарная сигнализация, телевизионные установки, используемые для дистанционного наблюдения за камерами и контроля за несением службы нарядами.

Важным фактором повышения надежности охраны является использование служебных собак, Достаточно сказать, что в тех органах внутренних дел, где имеются собаки, крайне редкие случаи побегов из ИВС. Практика показывает, что наиболее эффективно собаки применяются при охране отдельно расположенных зданий ИВС, а также изоляторов, техническое состояние которых нуждается в улучшении и в ИВС с большим лимитом наполнения. В некоторых органах внутренних дел служебные собаки используются в наружной охране ИВС только ночью, а в остальное время суток – при выводе подозреваемых на прогулку, при посадке–высадке из специальных автомобилей и при конвоировании.

 

6. Виды конвоя полиции и способы конвоирования.

 

Под конвоированием понимается сопровождение специальными нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к месту назначения в установленном порядке, а выполнение работниками полиции обязанностей по конвоированию является конвойной службой.

Основными задачами конвойной службы являются:

* обеспечение своевременного доставления лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима;

* предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой;

* задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из под стражи.

Конвойная служба полиции организуется на территории Российской Федерации, а так же железных дорог, воздушных и водных бассейнов министерствами и управлениями (главными управлениями) внутренних дел.

При населении свыше 1 млн. человек численность подразделения должна составлять 250–300 единиц; свыше 500 тыс. населения – 100–150 единиц; от 200 до 500 тыс. населения – 50–100 единиц; менее 200 тыс. населения – 25–50 единиц личного состава. Исключением является Москва и Санкт–Петербург, где численность подразделений определяется в индивидуальном порядке МВД России.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: на одного–двух конвоируемых – 2 конвоира; на 3–6 конвоируемых – 3 конвоира; на 7–10 конвоируемых – 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого–либо из конвоируемых совершить побег, нападение на охрану, причинить какой–либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями. При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2–4 конвоируемых – 6 конвоиров; на 5–6 конвоируемых – 8 конвоиров; на 7–8 конвоируемых – 10 конвоиров; на 9–10 конвоируемых – 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава. В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться кинолог со служебной собакой.

При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изолятора, обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется следующими способами:

в специальных автомобилях;
в специальных вагонах пассажирских поездов;
в легковых и грузовых автомобилях;
на речных и морских судах;
на самолетах и вертолетах;
на гужевом транспорте;
пешим порядком.
Основанием для конвоирования заключенных под стражу лиц тем или иным способом является:

Письменные заявки следователей (дознавателей), судов, начальников ИВС (СИЗО) для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде.

Санкционированное прокурором постановление или определение суда об этапировании.

Постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий.

Истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда, о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы.

Распоряжение начальника ИВС о направлении подозреваемого в лечебное учреждение, баню общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:

–предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых;

–получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;

– определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение.

–произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;

–осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц. При этом в справках на лиц, склонных к побегу, должна стоять надпись «СП».

Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:

а) лица с неправильно оформленными на них документами и без документов;

б) больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;

в) беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;

г) не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;

д) бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов.

Что касается подозреваемых и обвиняемых инвалидов, для передвижения которых требуется постоянная помощь, то они принимаются для конвоирования только с сопровождающими, выделяемыми ИВС или следственными изоляторами из числа сотрудников этих учреждений.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД, УВДТ.

Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

– наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

– характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых; обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

– порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

– маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

–порядок взаимодействия с руководителями суда;

–недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником ОВД), направляется в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой – в соответствующие органы юстиции для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Периодичность контроля (проверок) и конкретные исполнители определяются графиками контроля, составляемые каждый месяц. При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами и др. вопросы.

Проверка несения службы может быть гласной и негласной. Последняя прекращается в случае устранения замеченных нарушений или оказания немедленной помощи.

Запрещается проверять несение службы путем попыток отобрать оружие, инсценирования побегов, другими способами, которые могут привести к нежелательным последствиям.

При обнаружении недостатков, проверяющий на месте принимает решение и меры к их устранению, вплоть до замены проверяемых резервными постовыми (конвоирами).

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Учету и оценке подлежат следующие показатели:

продолжительность и места несение службы по охране и конвоированию подозреваемых (обвиняемых); количество и контингент лиц, находящихся под охраной или отконвоированных;
наличие нарушений законности и дисциплины, побегов и других происшествий в ИВС и при конвоировании;
своевременность и результативность принятия мер по их предупреждению и пресечению:
подготовленность нарядов к несению службы, внешний вид постовых и конвоиров, содержание и использование технических средств, и вооружения; замечания и предложения проверяющих.
Общая оценка деятельности ИВС и конвойных подразделений полиции производится при подведении итогов работы: начальником органа, командиром подразделения – один раз в месяц, начальником ИВС, командиром подразделения – два раза в месяц, командиром отделения – еженедельно.

1. Деятельность охранно–конвойной службы организована по двум направлениям:

а) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

б) по охране и конвоированию лиц, совершивших преступления.

2. Основанием для вывода лиц, содержащихся в камерах в следственный кабинет, является письменное требование прокурора, следователя, дознавателя или адвоката. При выводе лиц к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания под стражей, письменное требование не заполняется.

3. Сроки содержания в ИВС заключенных под стражу, в соответствии со ст. 94 УПК РФ определены не более 48 часов. Содержание подозреваемых и обвиняемых, переведенных из следственных изоляторов для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.

4. Важным фактором повышения надежности охраны является использование служебных собак, Достаточно сказать, что в тех органах внутренних дел, где имеются собаки, крайне редкие случаи побегов из ИВС. Практика показывает, что наиболее эффективно собаки применяются при охране отдельно расположенных зданий ИВС, а также изоляторов, техническое состояние которых нуждается в улучшении и в ИВС с большим лимитом наполнения. В некоторых органах внутренних дел служебные собаки используются в наружной охране ИВС только ночью, а в остальное время суток – при выводе подозреваемых на прогулку, при посадке–высадке из специальных автомобилей и при конвоировании.

5. Конвой и его состав действует в соответствии с расчетом, при этом учетом обстановки движение конвоируемых прекращается или ускоряется (с переходом на запасной маршрут), либо они надежно изолируются. О нападении по возможности сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать немедленную помощь конвою. К нападавшим применяются специальные средства, прежде всего наручники (связывание), зачинщики и покушавшиеся на побег могут быть сданы для временного содержания в ближайший ИВС.

 

7. Управление нарядами конвойной службы полиции.

 

Важным элементом организации конвойной службы полиции является управление нарядами по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Управление нарядами включает в себя:

а) принятие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых;

б) подготовку сил и средств для выполнения этих задач;

в) контроль за несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;

г) учет и оценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.

Решение на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальником органа внутренних дел или командиром конвойного подразделения и отражается в книге службы нарядов.

Подготовка сил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиями Устава патрульно–постовой службы полиции, то есть проводится выдача табельного оружия, инструктаж личного состава и отдается приказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

При проведении инструктажа объявляется расчет действий конвоя при нападении на него одного лица или всех конвоируемых. Расчет должен содержать несколько вариантов нападения в зависимости от способа конвоирования.

Поэтому при нападении на конвой его состав действует в соответствии с расчетом, при этом учетом обстановки движение конвоируемых прекращается или ускоряется (с переходом на запасной маршрут), либо они надежно изолируются. О нападении по возможности сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать немедленную помощь конвою. К нападавшим применяются специальные средства, прежде всего наручники (связывание), зачинщики и покушавшиеся на побег могут быть сданы для временного содержания в ближайший ИВС.

При нападении на конвой другими лицами, часть конвоя под руководством начальника (старшего) конвоя принимает меры к его отражению, а остальные продолжают осуществлять охрану конвоируемых. Задержанные участники нападения передаются в ближайший орган внутренних дел.

О нападении и его последствиях начальник (старший) конвоя докладывает письменным рапортом командиру подразделения (начальнику органа внутренних дел), назначившему конвой.

Пресечение групповых нарушений общественного порядка возле здания ИВС или в пути конвоирования осуществляется в порядке, предусмотренном Уставом патрульно–постовой службы полиции. При этом начальник (старший) конвоя обязан принять все зависящие от него меры к доставке конвоируемых в безопасное место.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: