Административная ответственность за нарушение экологического законодательства – вид юридической ответственности, наступающий за совершение административного правонарушения, и состоящий в применении к субъектам административных взысканий[2]. Административным экологическим проступком признается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования окружающей среды, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние, которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Повышение роли административной ответственности является необходимым условием к обеспечению соблюдения промышленными предприятиями норм экологического законодательства в свете увеличения числа административных правонарушений, совершаемых предприятиями.
Составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых закреплена в КоАП РФ, являются преимущественно формальными. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру и большей тяжести не являются общественно опасными и не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовную ответственность.
Глава 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» содержит составы экологических правонарушений. Административная ответственность выражается, как правило, в виде штрафа, размер которого зависит от характера правонарушения.
Кроме того, более десяти составов экологических правонарушений закреплено в главе 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности», например, ст. 7.1 (самовольное занятие земельного участка), ст. 7.2 (уничтожение межевых знаков), ст. 7.3. (пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) и др. Отнесение указанных составов к экологической группе подтверждается тем, что составление протоколов о правонарушении осуществляется должностными лицами специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.
Уголовная ответственность.
В Уголовном кодексе РФ содержится глава 26 «Экологические преступления», объединяющая 17 составов преступлений в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. Речь идет о следующих составах:
Ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
Ст. 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов
Ст. 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами
Ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений
Ст. 250. Загрязнение вод
Ст. 251. Загрязнение атмосферы
Ст. 252. Загрязнение морской среды
Ст. 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
Ст. 254. Порча земли
Ст. 255. Нарушение правил охраны и использования недр
Ст. 256. Незаконная добыча водных животных и растений
Ст. 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов
Ст. 258. Незаконная охота
Ст. 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Ст. 260. Незаконная рубка лесных насаждений
Ст. 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений
Ст. 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
Анализ предметов посягательства позволяет классифицировать экологические преступления по группам – общие составы (ст. 246-248, 253, 262 УК РФ) и специальные составы (ст. 254-261 УК РФ).
Преступления экологического характера, так называемые экологизированные составы содержатся и в других главах УК РФ. Это ст. 221 (хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ); ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил); ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей); ст. 245 жестокое обращение с животными); ст. 358 (экоцид).
В законодательстве отсутствует определение понятия «экологическое преступление», данный пробел предлагается восполнить на законодательном уровне (в Законе об охране окружающей среды) закрепить следующую дефиницию: экологическое преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания, направленное против рационального использования и охраны окружающей среды и ее отдельных компонентов[3].
При применении статей УК РФ за экологические правонарушения возникает вопрос о разграничении условий применения уголовной либо административной ответственности. В Постановлении Пленума № 14 дано разъяснении, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба. В основном, разграничение уголовно наказуемых действий и административного проступка необходимо проводить по признакам наличия или отсутствия крупного (значительного) ущерба и вреда здоровью людей.