Мое отношение к Ленскому




В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" представлен еще один тип молодого человека 20-х гг. XIX в. — юный поэт-романтик Владимир Ленский.

В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно про­тивоположный характеру Онегина, отвлеченный и совершен­но чуждый действительности. Это было, по мнению В. Г. Бе­линского, совершенно новое явление.

Ленский молод, ему всего восемнадцать лет. Он талантли­вый поэт, лирик, убеждения его самые передовые: благород­ные мечты о свободе народа. Но, несмотря на свое довольно солидное по тому времени образование (он обучался в уни-


верситете в Германии, в Геттингене), Ленский, как настоящий романтик, не только совсем не знает жизни, но и не стремит­ся узнать ее.

Изучение действительности ему заменяет безотчетная, но непоколебимая вера в его романтические идеалы: высокую дружбу, вечную, идеальную любовь. Когда он в жизни встре­чает противоречия своим идеалам, то приходит в уныние, в отчаяние и изливает свои чувства в элегических стихах или же, как человек необыкновенно горячий и решительный, сра­зу пускается на самые необдуманные действия. Так, под впе­чатлением своих предположений, далеких от действительно­сти, "кипя враждой нетерпеливой" к своему вчерашнему дру­гу, Ленский становится под пулю холодного и равнодушного Онегина.

Мне жаль этого наивного, пылкого и безрассудного юношу, ведь это благородный, душевно чистый человек, полный "воль­нолюбивых надежд", жажды труда, знаний. Ленский, к тому же, талантливый поэт.

Но дальнейшая его жизнь, останься он в живых, мне неяс­на. Он мог в равной мере стать известным писателем или же мало-помалу превратиться в обывателя, ленивого барина, ра­зочарованного циника. Довольно резкую характеристику Лен­скому дает В. Г. Белинский. "Люди, подобные Ленскому, -пишет критик, — при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначаль­ный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтате­лями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Словом, это теперь самые не­сносные, пустые и пошлые люди".

Прочитав роман, невольно думаешь: "Ну почему люди бла­городные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны?" Они или гибнут, как Лен­ский, или продолжают жить с опустошенной душой, без на­дежды на счастье, как Онегин и Татьяна.

Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели они не могут по своему воспитанию и положению, а устро-


ить личную жизнь им мешают ошибки, которые они осоз­нают слишком поздно, чтобы исправить. Сам поэт участ­ливо показывает, что в роковых ошибках виноваты не столько сами герои, сколько среда, сформировавшая их характеры. Это грустное удержание в ненормальности всего жизненного уклада, невозможности настоящего счастья в существующем обществе, изображенном в романе, неизбеж­но приводит читателя к мысли о необходимости борьбы с крепостническим самодержавным строем.

Эту борьбу вели декабристы, сам Пушкин, а позже - ре­волюционеры-демократы. И роман "Евгений Онегин" помо­гал и помогает этой издавна ведущейся борьбе лучших людей за счастье всего человечества.

Онегин и Татьяна

Его можно назвать эгоистом поневоле.

В. Г. Белинский

Татьяна- "верный идеал".

А. С. Пушкин

Каждый писатель в своих произведениях задает извеч­ный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе "Евгений Онегин" тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, "необходимые глупцы" великосвет­ского общества. Может быть, в благополучной суете столич­ного дворянства и запечатлен идеал жизни? Нет, в изобра­жении этих персонажей явно чувствуется ирония, а то и насмешка. А Ольга и Ленский? Они выделены из общей массы дворян, но их образ жизни тоже нельзя поставить в пример.


Самым крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое: "Мне нравились его черты". А героиню называет своим "верным идеалом". Значит, в Оне­гине не все одобряется, а в Татьяне - все. Очевидно, при рассмотрении этих образов можно ответить на поставленный прежде вопрос.

У Онегина и Татьяны есть качества, которые их сближа­ют. В обществе, где "воспитаньем немудрено блеснуть", наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в совершен­стве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, "читал Адама Смита", хорошо разби­рался в театральном искусстве.

Татьяне с детства книги "заменяли все". За чтением ро­манов она провела не одну ночь. А позднее с жадностью чи­тает книги в библиотеке своего избранника.

И Онегин, и Татьяна обладают проницательным умом. Онегин знал людей. Он слушал Ленского с улыбкой, понимая незрелость его суждений. Ольга для Онегина - заурядная барышня, он позволяет себе шептать ей "какой-то пошлый мадригал", с Татьяной же Евгений всегда серьезен. А Татьяна сумела постичь даже такую сложную и противоречивую нату­ру, как Онегин.

Объединяет героев независимость их суждений и поступ­ков. Онегин в беседе с Ленским совершенно свободно все под­вергает суду, уклоняется от общения с назойливыми соседя­ми-помещиками. Он не всегда заботится о том, какое о нем сложится мнение. Наделенная "своенравной головой", Татья­на резко высказывается о пышности, мишуре, суете высшего света. Онегина и Татьяну сближают также честность и прав­дивость во взаимоотношениях.

На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает "призна­ньем также без искусства"..

Удивительно ли, что умные, проницательные люди, какими были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совершенно одино­кими в той среде, к которой они принадлежали по рождению?, Поэт отмечает, что Онегин в избранном обществе "казался чужим". Татьяна даже в родной семье "казалась девочкой чужой".


Но, обладая некоторыми сходными качествами, герои раз­личны между собой.

Себялюбию Евгения противопоставлена душевная щедрость Татьяны.

Эти качества проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был той почвой, на которой выросло легкое отношение к любви, то душевная щедрость Татьяны объяс­няет ее самоотречение и верность в сердечной привязанности.

С юных лет "наука страсти нежной" заменяла Онегину истинные чувства. Как легкокрылый мотылек, порхал он, ча­сто меняя привязанности. В минуту откровения он признает­ся Татьяне, что "семейная картина" его не пленяет, что он не способен никого долго любить.

Позднее, добиваясь любви Татьяны, знатной великосвет­ской дамы, княгини, Онегин думает только о себе и своих страданиях.

Татьяна принадлежит к тем возвышенным и богатым натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы сердца этому чувству, и поэтому оно прекрасно и непо­вторимо.

Во всех поступках Онегин руководствуется только своими прихотями. Он завязывает дружбу с Ленским от скуки, лишь бы убить время. Чтобы только на время рассеять скуку, вы­зывает ревность Ленского на именинах у Лариных, ухаживая за Ольгой, а затем, заботясь о своей репутации, убивает моло­дого поэта на дуэли.

В щедром сердце Татьяны всегда найдется место состра­данию, сочувствию к человеку, чувству долга перед ним. Она часто ходит к одинокой могиле Ленского. Руководствуясь чувством супружеского долга, Татьяна отвергает любовь Оне­гина, хотя продолжает его по-прежнему любить.

Однако основным различием между героями являет­ся полное равнодушие Евгения и глубокая привязанность Татьяны к "низкой" природе и народу. Разве мог воспитан­ный французами-гувернантами в шумной суете столицы, вдали от народной жизни Евгений чувствовать прелесть "низкой" природы, ощущать необходимость связи с народом? Ко всему этому он остается равнодушным. Только на ко-


роткое время его могла пленить непритязательная деревен­ская природа. А затем он увидел, "что и в деревне скука та же".

Совсем иная Татьяна. Выросшая среди привольных по­лей, зеленых тенистых дубрав, ежедневно общаясь с народом, она сохраняет на всю жизнь глубокую, нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к "бедным поселянам". Еще с детства "она любила на бал­коне предупреждать зари восход", наблюдать за звездами. Деревья, цветы, ручьи — это ее друзья, которым можно доверять свои тайны.

Татьяна сочувствовала народу ("бедным помогала"), но особую нежность в ее душе вызывает няня, которую она на­зывает "милая". Этих симпатий ничто не может истребить в душе Татьяны: ни долгая вынужденная разлука, ни высокое положение в свете. Ее душа тоскует и рвется к родным мес­там, привычному образу жизни.

Различное отношение к народу, к родной природе являет­ся тем решающим фактором, который помогает дать оконча­тельную оценку героям.

Онегин — тип "лишнего человека". Татьяна — положи­тельная героиня.

В образе Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интел­лигенции 20-х гг. XIX в., которая отрицательно относилась к общественно-политическим порядкам того времени. Но и с народом таких людей ничто не связывало. Они превраща­лись в "эгоистов поневоле", в бесполезных для общества лю­дей. Такая жизнь не имела никакого смысла.

Татьяна впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу.

Жизнь Татьяны имела определенное положительное со­держание, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было таково, что в обще­ственной жизни она никакой роли не играла.

А жизнь обретает высокий смысл лишь тогда, когда чело­век нужен народу, служит ему, борется за его счастье.


"Чувства добрые" в поэзии А. С. Пушкина

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина.

В. Г. Белинский

В, Г. Белинский точно определил назначение поэзии: "...развивать в людях чувство изящного и чувство гуманно­сти, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека". И сегодня в этом ее святое назначение.

А. С. Пушкина по праву называют чудом русской ли­тературы. Его поэзия - неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит "живой водою" всех, кто прикасается к нему.

Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал...

И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта по­требность русской литературы приобрела невиданную силу.

Первое, что привлекает нас при чтении произведений по­эта, — поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н. В. Гоголь, в каждом слове Пушкина "бездна про­странства".

Какие же "чувства добрые" пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и по­эта в современном ему обществе. Прекрасно понимая неза­видную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества:

Мой жребий пал: я лиру избираю!


Он избирает "скромную, благородную лиру", которая будет служить только свободе, а его "неподкупный голос" станет "эхом русского народа".

В стихотворениях "Пророк", "Поэт", "Поэту", "Эхо" А. С. Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. "Глаголом жги сердца людей" - вот его девиз. В "Пророке" - вся философия Пушкина.

Десятки стихов А. С. Пушкина посвящены теме патрио­тизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории роди­ны и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях веково­го рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде "Воль­ность" с горячей убежденностью заявил:

Хочу воспеть свободу миру, На троне поразить порок.

Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М. Н. Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он "заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина".

До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, "что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал".

Невозможно без волнения читать удивительные стихи А. С. Пушкина о природе. Это настоящие живописные кар­тины. Так и видишь, как "роняет бор осенний свой наряд", как "ложится на поля туман", как тянется "гусей крикливых караван", и луну "как желтое пятно", и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского челове-


ка! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине.

Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви.

Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы просла­вить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его по­трясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и мно­гие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивитель­ной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое по­слание декабристам:

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.

Да, А. С. Пушкин умел быть верным и преданным другом.

А стихи о любви! "Я помню чудное мгновенье", "На хол­мах Грузии...", "Я вас любил..." Они, действительно, "гений чистой красоты". Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые по­рывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали до­стоянием всех, кто способен пережить таЪую же самозабвен­ную, полную счастья любовь.

У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства опи­саны так, что,' читая некоторые его стихи, поражаешься жиз­нелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, напри­мер, это стихотворение:

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись, В день уныния смирись,


День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет, Настоящее уныло, Все мгновенно, все пройдет, Что пройдет, то будет мило.

Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для по­эта был "год унынья".

Да разве можно все перечислить? Строгие и глубоко нрав­ственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произ­ведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник на­слаждения, но и "школа жизни", в которой учат "чувствам добрым".

И пока "жив будет хоть один пиит", не забудется творче­ство Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.

Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина

Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовьцелый мир, богатства которого неисчерпаемы.

С. Гейченко

Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечи­тываю незабываемые стихи великого поэта.

Художественный мир Пушкина, часто непостижимый по объемности, при видимой структурной простоте сродни есте­ственному миру природы. Все здесь взаимосвязано и сораз­мерно: одинаково гармонично соседствуют друг с другом сход­ные и контрастные оттенки чувств, страстей, мыслей, ситуа­ций, подобно тому, как в одном и том же пейзаже органично сочетаются сходные и контрастные оттенки цвета. Считаю, что тот, кто лишен ощущения пушкинского мира, столь ущер-


бен духовно, как и тот, кто почему-либо лишен чувства род­ной природы.

Поэт учит чувствовать запах и вкус поэзии природы, поэзии родного русского народа: "Там русский дух... там Русью пахнет".

Добрый и умный, Пушкин напоминает о великих богат­ствах русской души, о ее свободолюбии, благородстве, о муже­ственной борьбе за счастье, мир и справедливость. Все это находишь в пушкинских стихах, если задумываешься над тем, какие мысли и чувства владели поэтом, когда он созда­вал свои произведения. Пушкин писал только о том, что его волновало, на что он не мог не откликнуться своей чуткой и всеобъемлющей душой.

Его поэзия вся звенит от слов "друг", "брат", "товарищ", "дружба", "дружество". Она обращена к друзьям, дружба пере­полняет ее. Вот пылкое обращение: "о други", "мой первый друг, мой друг бесценный", "лицейской жизни милый брат", "товарищ милый, друг прямой".

Главная забота Пушкина - верная и даже вечная дружба:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен...

Поэт горд тем, что "дружбе плел венок". Сам он признает­ся: "Счастье моих друзей мне было сладким утешеньем". Для Пушкина измена дружбе - преступление.

В вольнолюбивом стихотворении "Деревня", запрещенном при жизни поэта, читаю:

Друг человечества печально замечает Везде невежества губительный позор.

Друг человечества, ненавидящий рабство, мечтающий "о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся", - таков Пушкин.

Поэт словно задался целью подружить все на свете: труд у него стал "другом Авроры златой", калмык - "другом степей", лучина в крестьянской избе - "зимних друг ночей",


"вскормленный в неволе орел молодой - верный товарищ узника, а морской прибой звучит "как друга ропот зауныв­ный". "Прощайте, друзья!" - сказал умирающий Пушкин книгам в своем кабинете. Поэт мечтал о том, что его собственные строки — его друзья — в отдаленном будущем напомнят о нем, о Пушкине, "как верный друг, напомнит хоть единый звук".

И вот уже более 200 лет напоминают его стихи о великом и мудром друге всех — Пушкине.

Первый наш поэт был образованнейшим человеком свое­го времени. Познания его в области истории, философии, по­литической экономии, литературы разных стран и веков не перестают удивлять нас и сегодня. Его произведения впиты­вают в себя всю эту информацию, выражая ее неназойливо, с большим чувством меры и изяществом.

Любое произведение поэта — это шедевр. Вот передо мной стихотворение "К морю" (1824 г). "Прощай, свободная стихия..." Свобода прежде всего привлекает поэта. В выра­жении "свободная стихия" понятие свободы еще усилено тем, что эпитет "свободная" отнесен к слову "стихия", ко­торое в себе самом уже несет содержание ничем не связан­ной, свободной силы.

Образ моря рисуется как образ какого-то живого бога­тыря, и не случайно эпитет "неодолимый" поставлен в мужском роде. Здесь и красота моря, и его мощь. Поэт любит и его "тишину в вечерний час и своенравные поры­вы", говорит о "торжественной красе" моря. С любовью обещает помнить его

...скалы...заливы

И блеск, и тень, и говор волн.

Такое море — только у Пушкина. И разве это не вызыва­ет восхищения?

В поэзии Пушкина множество картин природы, и все они восхитительны, все они прекрасны, все они волнуют душу.

А сколько прекрасных слов о любви написано поэтом!

8. 800 совр. соч. по рус. и мир. АНТ. 5-11 КА. 9 9 ^


Вот незабвенное стихотворение "К ***" ("Я помню чуд­ное мгновенье"). Это шедевр мировой любовной лирики. В нем в высокой степени поэтично и искренне выражена любовь. Это чувство полно высокой красоты, гуманности, благородства.

Волнует в поэзии Пушкина и его постоянная забота о том, что нужно жить так, чтобы потомкам было что вспомнить.

Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.

Надо думать не только о себе, утверждает поэт, но и о других, об идущих на смену. Надо, как говорят, "оставить по себе хорошую память". Эта мысль звучит в стихотворении "Вновь я посетил" (1835 г.).

Близки к этим мыслям и стихи из элегии "Брожу ли я вдоль улиц шумных";

...Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.... И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть...

Автор подводит к мысли о необходимости доброй, действен­ной связи между поколениями, о том, чтобы жить для буду­щего, а не только для себя.

Прекрасен в поэзии Пушкина и образ поэта. Это мудрый гуманист, раздумывающий над ходом времени, понимающий закономерность совершающегося, любящий жизнь и людей, в самой печали пришедший к светлому взгляду на будущее. "Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лириче­ской, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гу­манность", - писал В. Г. Белинский.

Поэзия Пушкина - это неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит "живой водой" всех, кто прикасается к нему.


Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца, она дарит нам "неизъяснимы наслажденья", воспитывает в нас "чувства добрые", учит лю­бить и понимать "гений чистой красоты".

Стихи Пушкина — это и живопись, и музыка. Они сопро­вождают нас с самого раннего детства. И каждый раз, возвра­щаясь к ним, находишь в них нечто новое.

Я полностью согласна с Владимиром Гоцуленко, который в книге "Тропа к Пушкину" говорил:

И пушкинским стихам звучать на свете белом, Покуда в нас самих, как радостная весть, Живут наперекор Случающимся бедам надежда и любовь, достоинство и честь. И если можно жить с оглядкою, иначе, заботясь лишь о том, чтоб дать душе покой, -скажите, отчего украдкою мы плачем над пушкинской строкой, над пушкинской строкой?

"Он весь — дитя добра и света"

(По лирике А. С. Пушкина)

Что привлекает меня в поэзии Пушкина? Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, обща­ясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что пере­живает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался, чтобы окунуть че­ловека в пучину низменных страстей и закрыть для него сияющую снежную вершину человеческого духа.


"Изучая его творения, можно превосходным образом вос­питать в себе человека", - сказал В. Г. Белинский. Хочется пояснить — совершенного человека, точнее, человека, неус­танно стремящегося к самосовершенствованию. Таким был Пушкин. Что же составляет первооснову его духовной орга­низации? Исчерпывающий ответ мы найдем в удивительном стихотворении "Пророк". Написанное в 1826 году в селе Ми­хайловском, это стихотворение является манифестом твор­ческой деятельности поэта. Гражданское мужество, верность своему предназначению — предназначению поэта-пророка, чей путь сулит "и труд и горе", не может не восхищать в Пушки­не. Томимые "духовной жаждой" найдут в его стихах пищу для ума и сердца. Читая его стихи, понимаешь, что счастье — в служении другим, в самоотдаче, а не в стяжательстве и на­копительстве.

Восхищает высокий патриотизм поэта, основанный на глу­бокой любви к Отечеству.

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу; Любовь к отеческим гробам,

("Два чувства дивно близки нам")

"И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.

("Брожу ли я вдоль улиц шумных...")

Патриотизм поэта, естественный и благородный, лишен­ный шовинистических и великодержавных настроений, был бы уязвлен, сумей он сейчас хоть на минутку вернуться на "родное пепелище". Трудно было бы ему "опознать" родные места: вокруг все вывески на иностранном языке. Да что там уязвлен! Одна минута телерекламы повергла бы поэта в шоковое состояние.


Удивительная грань пушкинского таланта — это неисся­каемый оптимизм, гармония с самим собой и окружающим миром:

Как счастлив я, когда могу покинуть Докучный шум столицы и двора И убежать в пустынные дубравы...

("Как счастлив я")

Картины природы, созданные его пером, — это эдем, где человек счастлив во все времена года:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

("Зимнее утро")

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная красаЛюблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса...

("Осень")

Перечитывая "Вакхическуй песню", веришь, что жизнь -не "дар напрасный, дар случайный", а беспредельный и не­прекращающийся поток. Стоит жить, чтоб "мыслить и стра­дать", ибо только этот путь ведет к восхождению.

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума...

Да здравствует солнце, да скроется тьма!


К гармоничному мироощущению и мудрости, по утвержде­нию поэта, ведет путь страдания и поклонения красоте:

Я думал, сердце позабыло Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать, уж не бывать! Прошли восторги и печали, И легковерные мечты... Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты.

("Я думал, сердце позабыло")

Высокая самоотдача во всем: в творчестве, в дружбе, в любви — это тот волшебный магнит, с помощью которого наша связь с Пушкиным с течением лет становится все более глубокой и прочной. В интимной лирике поэта, по словам Белинского, нашли выражение изящнейшие и бла­городнейшие свойства пушкинской натуры. Преданность друзьям-лицеистам и друзьям-декабристам доказана на деле. Лучшее тому доказательство — стихотворение "Арион". Умел он быть благодарным и спешил подставить плечо друзьям, о чем читаем в стихотворениях "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд", "И. И. Пущину".

Самоотверженная, высокая любовь поэта заставляет уча­щенно биться наши сердца при чтении волшебных строчек стихотворений: "Редеет облаков летучая гряда...", "Сожжен­ное письмо", "Все в жертву памяти твоей", "На холмах Гру­зии", "Я вас любил...", "Что в имени тебе моем...", "Я помню чудное мгновенье...", "Мадонна". Каждый раз они находят отклик в наших душах.

Давайте читать и перечитывать Пушкина, всякий раз спра­шивая себя: умею ли я быть мужественным, преданным, лю­бящим и великодушным, как он, и будем неустанно стре­миться, подобно альпинисту, к вершинам того, над чем не властно время, — к вершинам человеческого духа.

Пусть хранит наши души священный талисман — пуш­кинская поэзия, — в которой сокрыта таинственная сила.


А. С. Пушкин — наш современник

Все чернее та Черная речка... Все светлей моя память о том, Кто ушел, чтоб в поэзии вечно Оставаться в венце золотом.

Е. Нефедов

Каждый год шестого июня в Михайловское, на Псковщи­ну, со всех концов съезжаются поэты, писатели, деятели лите­ратуры и искусства, все, кому дорога поэзия. В этот день на земле великого русского поэта проходит пушкинский празд­ник. Люди идут в гости к живому Пушкину - величайшему поэту. Это имя понятно на любом языке. Весь мир благого* вейно склоняет головы перед творческим подвигом поэта, ощущая его своим современником — незаменимым собесед­ником, задушевным другом.

Украинский поэт Б. Олийнык утверждает, что Пушкина наряду с Шевченко в каждом доме исповедуют как наци­ональную святыню. Подтверждением его слов служит вы­сказывание Д. Н. Журавлева: "Я всегда говорю: жаль, что в наших календарях не помечена красным цветом дата шестого июня. Пусть это будет рабочий день, но страни­ца — красная. Это же день рождения Пушкина! Он дал нам всю русскую литературу, всю!" Изучая поэзию и прозу Пушкина, мы неустанно восторгаемся своеобразием и непо­вторимостью художественного мира, созданного поэтом. И каждый из нас находит в этом мире что-то свое, особенно близкое и дорогое.

Почему же все, что связано с именем великого поэта, бес­конечно дорого каждому человеку? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы?

Впервые услышав строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,


Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

мы повторяем эти слова, и они становятся первой клят­вой верности Родине, ее бессмертной поэзии, умеющей под­нять человека на вершину подвига.

А. С. Пушкин - родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель русского реализма с его передо­выми традициями. Он создал классический русский литера­турный язык. По выражению Н. В. Гоголя, "при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте..." Русской земле нужен был такой поэт как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения, которые обру­шила на нее история - от Батыя до Наполеона. Он был нужен ей как праздник победы, как высший взлет народ­ного самосознания.

Поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, с чувством достоинства и благородства, легла в основу нашей нравственности. Всем своим творчеством, своим жизненным поведением, своим моральным кодексом Пушкин — наш со­временник, наш друг, учитель.

Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее неповторимой красоте. Ведь сам он был величайшим патриотом. Мы благодарны ему за то, что по­эзия его учит нас любить Отчизну, любить глубоко и неизмен­но. И в тысячный раз изумляясь чуду родной природы, мы не замечаем уже, что смотрим на нее пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнениями, которые впервые вспыхнули в его кристальных стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:

Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса...

Снежным зимним утром вспоминаем:

Пришла,рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов,


Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов.

Идут годы... Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о кото­рых раньше и не подозревали, снова и снова мы находим что-то новое, неведомое. У каждого возраста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом. Его творчество возникает перед нами в самых разных жизненных ситуациях. Не о нашем ли времени эти слова:

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.

Получилось, будто сам поэт нас успокаивает. Пушкин и сегодня учит нас смелости, учит не робеть перед опасностью, мужественно преодолевать трудности.

Он, конечно, был прав, когда писал:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Добрые чувства поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике:

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем.

Разве можно чище, человечнее, мудрее сказать о неразделен­ной любви? А разве есть человек, который бы ее не пережил?

Самые светлые, добрые и самые благородные чувства Пуш­кина становятся примером, которому мы следуем.

У Пушкина нет возраста. С ним юность нашего времени. Мы с поэтом, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется,


мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непре­клонности.

Пушкин делает нас сильнее, увереннее в защите добра и разума, человеческого достоинства, свободы. Он делает нас сильными потому, что учит любить Родину, ее историю, ее славу.

Давно ушла в прошлое эпоха, в которой жил и творил поэт. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишу­щая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и сам поэт, воссоздавший все это, вложивший в свои произве­дения талант, душу, совесть.

Пушкин современен и сегодня. И будет современен завтра и всегда! Закончить сочинение хочу словами В. Г. Белинско­го: "Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в созна­нии общества. Каждая эпоха произносит о них свое сужде­ние, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: