Мое отношение к Евгению Онегину




Действие романа "Евгений Онегин" развивается в 1819— 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими поли­тическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина "Евге­ний Онегин".

Характер главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получив­шие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди — более умные, чуткие и благородные — ис­пытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими-то странны­ми, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хоро­шо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий.

Главный герой романа — молодой помещик Евгений Оне­гин. Он показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером.

Социальное положение и воспитание определили основ­ные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, "на­следник всех своих родных". Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, "труд упорный ему был тошен". Воспита­ние, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гуверне­рам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шало­сти. Но получив самое поверхностное образование, Онегин, дважды пытался пополнить и расширить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским воп­росам как равный с равным.

В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодер-


жательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посеще­ния театра, балы, ухаживания заженщинами. Наука страсти нежной была основным содержанием его жизни.

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать.

Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в дерев­ню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журна­лов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы, Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облег­чил положение крестьян: "Ярем он барщины старинной оброком легким заменил". Но и это недолго занимало его, да и занялся этим Онегин только,от безделья.

Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, ду­мающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страда­ния людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причи­нить горе человеку, даже не замечая этого. Однако это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Оне­гина В. Г. Белинский, "страдающий эгоист". Он понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие деятельности, труда. Но хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки оставались под спудом, не получали развития.

Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь. Хандра овладела им. Но у него не хватило ни силы, ни жела­ния порвать с этой жизнью, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собствен­ного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно пони­мая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Оне­гин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.

Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он


больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "Где окровавлен­ная тень ему являлась каждый день": И, измученный угрызе­ниями совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, игнорируя чувства и пере­живания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить.

Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Ев­гения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не умирает от любви.

Как далек этот глубоко переживающий свою любовь чело­век от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения!

И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскре­сить душу его для нового страдания, "более сообразного с человеческим достоинством".

Мое отношение к Онегину противоречиво" и меняется по мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает не­годование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у друго­го человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?

Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обнов­ление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?

Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости по­эзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была


для Пушкина положительным признаком); в-третьих, лю­бовь — как красота духа, его высокое'стремление.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрас­ные в человеке, три страсти, делающие его существом поисти­не благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом.

Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглу­шены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творче­ства, поэзии, неспособен он к возвышенной любви.

Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина - невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обще­стве, которое так несправедливо устроено.

Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он ото­рвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. "Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечени­ям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чув­ствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлоб­ленный ум есть тоже признак высшей натуры... но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смыс­ла",. - писал об Онегине В. Г. Белинский.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: