Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина




А, батюшка, признайтесь, что едва Где сыщется столица, как Москва.

А. С. Грибоедов

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

А. С. Пушкин

Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их ма­лая родина, и неудивительно, что жизнь героев их произведе­ний связана с Москвой, Сегодня вам покажут дом Фамусова, сохранившийся в центре города, сегодня можно проехать по столице маршрутом, которым когда-то везли по Москве лю­бимую героиню Пушкина Татьяну. Но не географическое, не столичное положение интересовало художников слова. Их интересовала Москва как высшая после Петербурга точка


дворянской цивилизации. Какие же мысли и чувства вызы­вает Москва?

Откроем комедию Грибоедова "Горе от ума". Нас встреча­ет богатый московский барин и видный сановник Фамусов, списанный с родного дяди самого автора. Но это не исключа­ет его типизации: "Что за тузы живут в Москве и умирают!" Это хранитель старинных традиций, для которого дядя Мак­сим Петрович, вельможа екатерининских времен, служит иде­алом. Фамусову нравится надменный нрав, пышный вид, роль в свете и при дворе. Высшее положение в обществе — глав­ное мерило. "Кто беден, тот тебе не пара", - говорит он Со­фье. Для него зять с чинами да звездами интересен. Вот Ска­лозуб - желанный. Внутреннее достоинство для чинов и для тузов - ничто!

Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат.

Да, в Москве свои понятия о чести: "Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб". Вот эта готовность сыграть при случае шутовскую роль, забыв свой возраст и надменный нрав, и есть ключ к высокому положению. Все остальное несущественно, в том числе и служба: "Подпи­сано, так с плеч долой". Тех же, кому "прислуживаться тошно", Фамусов требует на пушечный выстрел не подпус­кать к столицам. Московские тузы — противники учености. Их самих ею не обморочишь, но они радеют о других: от ученья развелись безумные люди, совершаются безумные дела. Надо уничтожить книги. Однако светское воспитание для барышень Фамусов признает, хотя и знает, что это накладно. Брюзжа по поводу Кузнецкого моста, средоточия французской моды, Фамусов вполне подчиняется такой моде, дом его "открыт для званых и незваных, особенно из ино­странных".

Все знают господа друг о друге, потому так боятся обще­ственного мнения, так от него зависят. Внешне все должно быть пристойно, а уж внутри дома - ни-ни! "Что станет гово­рить княгиня Марья АлексевнаГ*


Своего суждения не имеет не только безродный секре­тарь, но и сам хозяин. Он привык думать, как все, повто­рять расхожие истории своего круга. Фамусов в восторге от всего московского, юношей, дам, девиц. Сатирична Москва в изображении Грибоедова, однако есть в характере Фамусова и хорошие черты: изрядная доля добродушия, широкое гостеприимство, хлебосольство, отличающее москвичей вооб­ще. Хотя отзывчивость, правда, несколько извращенная: "Ну, как не порадеть родному человечку". Извечная нрав­ственная всеядность ("хоть честный человек, хоть нет — для вас ровнехонько про всех готов обед") характерна для подобных людей.

В образе Фамусова отразилась умственная косность и са­модовольство старинного московского барства. И ничто не способно изменить таких, как он.

С тех пор дороги, тротуары Дома и все на новый лад.

Дома новы, но предрассудки стары...

(Из диалога Фамусова с Чацким)

И это истина. Как истина и то, что все эти Фамусовы добродушны только до известной черты. Как только кто-то представляется им нежелательно опасным, они ощетини­ваются и показывают острые клыки. Сумасшедший! — вот их приговор умному справедливому человеку. Изгонят и опять успокоятся. Московские баре любят играть в благо­детелей. Человек с такой жизненной программой, как у Молчалина, не пропадет и всегда найдет покровителей: "Частенько там мы покровительство находим, где не ме­тим". Целый ряд представителей московского общества: Скалозуб, Загорецкий, Репетилов, Хрюмины, Тугоуховские -живая галерея московского общества 20-х годов XIX века, с отличавшим его невежеством и полным отсутствием высших интересов, стремлений и запросов. Праздная жизнь Москвы вся заполнена балами, обедами, всевозможными разорительными затеями, вроде крепостного балета. Их


отличает полное презрение к человеческому достоинству крепостного, которого не стеснялись менять на борзую со­баку, кормить с собаками, могли отнимать и продавать его детей. В этом обществе пышно расцветают сплетни и пе­ресуды. Боятся не дурных поступков — они сплошь и рядом, а пересудов: "Грех — не беда...", "Как можно против всех!" - восклицают Тугоуховские.

Взглянем еще раз на общество, собравшееся у Фамусова: пересуды о людях и нарядах, смешение французского языка с нижегородским, дух пустого, рабского, слепого подража­ния... Грибоедову удалось уловить и запечатлеть в своей комедии тот "особый отпечаток", который лежит на "всем московском".

В пользу верности этой картины говорит общность ее у Грибоедова с сатирическими зарисовками московской жизни в седьмой главе "Евгения Онегина". Не случайно Пушкин берет к этой главе эпиграф из "Горя от ума":

Гоненъе на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.

Вместе с тем, начиная рассказ о Москве, Пушкин не может не посмотреть на нее с других позиций: патриота, истинного гражданина, может быть, защитника. Ведь недавно Москва доказала лучшие качества русских:

Напрасно ждал Наполеон... Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.

И те же дворяне, лучшие из них, движимые патрио­тическим порывом, стали во главе сопротивления Напо­леону.

Москва готовила пожар Нетерпеливому герою.


И тем не менее и для Пушкина Москва — олицетворение закостенелого барства:

Но в них не видно перемен; Все в них на старый образец.

И дело не в старых чепцах и гриме, дело в более суще­ственном:

Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп.

Напрасно героиня романа "вслушаться желает в беседы, в общий разговор":

Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. Не вспыхнет мысли в целы сутки... Не дрогнет сердце хоть для шутки.

Пушкин как бы довершил грибоедовскую сатиру на "мос­ковское барство". Его "отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с чопорными взглядами" — явление нари­цательное. "Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс..." — вот она, жизнь московского "общества". Здесь все по старинке: по старинке вершат дела, делают карьеру, выда­ют замуж, заключают выгодные сделки, хранят традиции ста­рого, чуть ли не екатерининских времен, барства. Вальяжная, хлебосольная, никуда не спешащая вторая столица, деревен­ская родственница столицы первой — Петербурга.

Стоят на московских бульварах два памятника двум Алек­сандрам Сергеевичам, а мимо них течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши ве­ликие поэты?

<г ♦ <■


'Торе от ума" как политическая комедия

Комедия "Горе от ума" — одна из подлинно реалистиче­ских комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспри­нимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персона­жем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие "про­шедшего житья подлейшие черты", заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал эле­менты комедии. Это — наличие любовной интриги, саркасти­ческое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

"Горе от ума" — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того време­ни: о государственной службе, о крепостном праве, о просве­щении, о воспитании, о рабском подражании всему иностран­ному. Реализм "Горя от ума" выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи -характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Пер­сонажи "Горя от ума" не карикатуры, а точные подобия жи­вых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и мо­нологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противо­стоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем "фамусовским". Фамусов - типичный московский барин на­чала XIX века с характерной смесью самодурства и патриар­хальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновниче­ство, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.


Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал вы­годную карьеру; при этом для него неважно, какими средства­ми это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к про­славлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика.

В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его соз­дал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного чело­века. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невеже­ство отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, кото­рый характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его пре­ступен. Он основан на военных потерях в армии: "Иные, смот­ришь, перебиты". Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. "Моло­дые" либеральные идеи дают возможность этой части дво­рянства "пошуметь" в клубе. Свою деятельность они при­крывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное дви­жение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принад­лежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажет­ся ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодни­чает, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и


второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важ­ная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий - необходимый спутник всех Фамусовых и хлестовых. "Лгунишка он, картежник, вор... /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить..." — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А судьи кто?" звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесче­стье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников * Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненави­дит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий - это тоже проблема. Проблема непонятой и вы­смеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.

Чацкий - это прообраз декабристов, ниспровергателей ста­рой эпохи.

Комедия "Горе от ума" произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет "начинать новый век".

Мое отношение к Чацкому и Молчалину

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" представляет со­бой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой га­лерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-поме-


щики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В ко­медии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о про­свещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаим­ном обучении, о цензуре и т. п.

Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел "самую блестящую эпоху тогдашней Рос­сии, эпоху надежд и возвышенной юности", как говорил спус­тя тридцать лет А. И. Герцен.

Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образован­ный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребыва­ние за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к ро­дине, к ее народу, критическое отношение к окружающей дей­ствительности, независимость взглядов, развитое чувство лич­ного и национального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дво­рянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема "ума" в грибоедовское вре­мя была весьма злободневной, и "ум" понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием "умный" связывалось тогда представление о чело­веке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких "умников" оборачивалась в глазах обывателей "без-


умием", "горем от ума". Пример тому — объявление сумас­шедшим Чаадаева.

Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вра­щается, так хочет быть в нем "своим", что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровитель­ственный тон.

У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами мож­но достигнуть цели. "Умеренность и аккуратность" — вот два "таланта", которые он ставит себе в заслугу.

Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: "Ну, пра­во, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?" Не стесняясь, он открыто говорит, что не сме­ет своего "сужденья произнесть", потому что в чинах он не­больших, поэтому "надобно ж зависеть от других".

Полностью раскрывается Молчалин в последнем дей­ствии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюблен­ного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазобла­чение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон,и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновни­ка, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на служ­бе у Фамусова, а уж успел "три награжденья получить", стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, пред­сказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.


У Молчалина есть все данные стать впоследствии важ­ным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, пол­ная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсут­ствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: "Молчалин... замечательный тип. Метко схваче­но это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком проби­рающееся в люди..."

Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной воп­рос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегод­няшней жизни она? А возможно, и о будущей?

Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низ­копоклонства, круговая порука. Чем выше уровень разви­тия нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособить­ся, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.

Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.

Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим дру­гом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних "теплых местеч­ках" находилось больше достойных людей.

Два характера, два типа поведения, два жизненных пути... Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как коме­дия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечело­веческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.


Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обла­дает в то же время неповторимыми индивидуальными черта­ми. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди.

Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе "Горе от ума" наделена Софья. Очень хорошо об этом сказа­но в статье И. А. Гончарова "Мильон терзаний". Он говорит о смешении в Софье "хороших инстинктов с ложью", "живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения". Но она "загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха". Гончаров увидел в ней "задат­ки недюжинной натуры", и поэтому "недаром ее любил и Чацкий".

От природы Софья наделена хорошими качествами: силь­ным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хо­рошее образование и воспитание. Героиня увлекается чте­нием французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствитель­ность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девуш-


ке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять.

Любовь Чацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только "расцвела прелестно", но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: "Что мне молва? Кто хочет, так и судит". Чацкий это понимает и свои речи адресует прежде всего Софье. Именно Софью он счи­тает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебали в нем "ни даль", "ни развлечения, ни перемена мест". Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Софья также очень переживает, но уже из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием и получить повыше чин. Софья получает первый жестокий урок.

Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно, но сейчас' она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбра­ла бы Чацкого. Однако она выбирает такого человека, кото­рый ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Но, по замечанию того же Гончарова, "тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого" именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо дра­матическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.

Критики Н. К. Пиксанов и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусову с Татьяной Лариной.

Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души


и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини.

Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что "громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не реко­мендует ее..."

Н. К. Пиксанов совершенно справедливо отмечал, что "дра­ма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе... первым и блестящим опы­том художественного изображения душевной жизни женщи­ны. Драма Татьяны Лариной создана позже".

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные современному читателю и зрителю. По­этому, как говорил Гончаров, "Горе от ума" держится особня­ком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: