Почему Обломов лежит на диване?




(По роману И. А. Гончарова "Обломов")

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ­ходимостью, как у больного или как у челове­ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лен­тяя: это было его нормальным состоянием.

И. А. Гончаров. Обломов

Роман И. А. Гончарова "Обломов" был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизнен­ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие труда, практическая бездеятельность.


Понятие "обломовщина" применимо далеко не к одной Обломовке с ее-обитателями, это "отражение русской жизни", ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь ' многих русских помещиков была аналогичной жизни обло-мовцев, и потому обломовщину можно назвать "господству­ющей болезнью" того времени. Суть обломовщины раскры­вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло-мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди­ване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?

На мой взгляд, основная причина бездеятельности Обло-мова — это его социальное положение. Он — помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он - барин, ему не надо ничего делать — за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так как это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова­нии его характера и мировоззрения.

Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке - этом "благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозно­го, дикого и угрюмого", нет "ни страшных бурь, ни разру­шений", где господствуют глубокая тишина, мир и невозму­тимое спокойствие. Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный "все­поглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти". И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илю­ши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться. А учение Илюши у Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили самые различные, вплоть до нелепых и смешных.

Таким образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше "пропитывался" обломовщиной, в


его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, несколько детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина -по своим качествам больше напоминающая мать — любя­щей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно­сти, которую он был не в состоянии принять. ("Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?")

Итак, реальность Обломов не приемлет, она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той обломовской идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем.

Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру­жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Но ведь Обломов - человек с "чистым, верным сердцем", с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой "всегда будет чисто, светло, честно", таких людей мало; это "перлы в толпе". Но Обломов не нашел приме­нения своему огромному нравственному, духовному потенци­алу, он оказался "лишним человеком", его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

Обломов и обломовщина

(По роману И. А. Гончарова "Обломов")

И. Гончаров написал три романа, которые, не являясь ни остросоциальными полотнами, ни образцами сложного психологизма, стали, тем не менее, своеобразной энциклопе-


дней национального характера, уклада жизни, жизненной философией.

Обломов - устойчивый, чисто русский тип, тип барина, воспитанный веками рабовладения. Инертность, апатия, от­вращение к серьезной деятельности, уверенность в том, что все желания будут выполнены. Личного труда, требующего умственных и эмоциональных затрат, Обломовы не знали. Вся жизнь их от седьмого колена шла заведенным порядком, и вот потомки лишились личной инициативы. Обломов счи­тает себя свободным и защищенным от жизни, но на самом деле он раб своих прихотей, раб любого, кто подчинит его своим желаниям. Обломов не зол, но он и не добр. Он чело­век без поступков, человек, всегда уступающий рутине, при­вычкам. Для Обломова на вопрос "Теперь или никогда" все­гда имеется уклончивый ответ: "Только не теперь". Детская непосредственность, чистота, искренность Обломова идут не от душевных трудов и затрат, а от неразвитости души. "Чис­тосердечие - не дикорастущий цветок", оно требует неустан­ной работы над собой, изучения и осмысления жизни, опыта деятельности и отношений с людьми. Этого нет у Обломова, он становится жертвой любого, кто претендует на обладание его жизнью.

Мошенник или друг, женщина умная или женщина доб­рая - он безвольно переходит из одних рук в другие. Побеж­дают мошенник и простая баба. Они ничего не требуют. С другом проблемы, с Ольгой проблемы, они чего-то хотят, куда-то зовут. А в уютном домике на Петроградской стороне на­ливки и варенья, пуховые перины, забота и необременитель­ная любовь.

Обломов - герой, ставший тем кусочком мозаики, без которого невозможно понять уникальный исторический тип - русского дворянина. Онегин, Печорин, Рудин - они мечутся в поисках цели, они выше и лучше окружающих. Обломов не только не ищет, он избегает целеустремлен­ной деятельности. Мир вокруг суетен и пошл, Обломов не хочет играть в его игры, а свою игру навязать миру не в состоянии.


Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова "Обломов"

Гончаров Иван Александрович родился 6 июня 1812 г. в состоятельной купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он скончался, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занима­лась мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офи­цер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взгля­дов, знакомый с декабристами.

К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетской учебы. Его выдающиеся произведения — романы "Обрыв", "Обыкновенная история", "Обломов".

В 1859 г. в журнале "Отечественные записки" был напе­чатан роман Гончарова "Обломов".

"Обломов" имел чрезвычайно важное значение в развитии русского реалистического романа. В романе показано губи­тельное влияние феодально-крепостнического строя на раз­витие человеческой личности и даны два больших типичес­ких обобщения, представляющих собой вершину творчества Гончарова: Обломов и обломовщина.

Образ Обломова - это величайшее художественное обоб­щение, воплощающее в себе типические черты характера, по­рожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Такая жизнь порождала духовную нищету у обитателей Обло-мовки, узость интересов, бедность и примитивизм психологии. Гончаров не раз подчеркивает, что в жизни обломовцев важ­нейшее место занимали еда и сон. Среди всех их забот "глав-. ной заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом, и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий пред­лагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желу­док, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу". "За­бота о пище была первая и главная жизненная забота в Обло-мовке". Этой заботе был подчинен весь строй жизни.

Обломовцев характеризуют бездеятельность и лень. Свои потребности они удовлетворяют при помощи подневольного труда крепостных.

Жизнь обитателей Обломовки оказывает губительное воз­действие на формирование их характеров. Писатель рисует образ


живого, любознательного мальчика Илюши Обломова и пока­зывает вредное влияние на него среды и обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем чувство превос­ходства над другими. Илюша не ездил на уроки в Верхлево: "Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь". Позже Обломов в столичном учебном заведении изучает науки лишь в той сте­пени, в какой они сами без труда укладывались в голове. Обло­мов служил, но не потому, что ему хотелось работать и чего-то добиться, а потому, что так было принято в среде дворянской молодежи, и при первом же затруднении и ответственности за свою ошибку он оставил службу.

Стремясь только к покою, Обломов к 32 годам превращает: ся в байбака, в существо апатичное и инертное. Для того что­бы еще больше подчеркнуть силу инерции в своем герое, Гон­чаров показывает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: "Прирос к этой яме боль­ным местом, попробуй оторвать - будет смерть". Даже лю­бовь к женщине не может возродить Обломова и вернуть к ак­тивной жизни. Драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение: "Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова. Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человечес­кой судьбе и назначении и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью... — он болез­ненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хо­рошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее".

С обломовщиной, как с явлением глубоко чуждым и вред­ным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая самую почву, на которой она может произрастать.

Диван — трон Обломова

(сочинение-миниатюра)

У каждого человека есть место и обстоятельства, в кото­рых он чувствует себя "как король". Он защищен, свободен,


доволен, самодостаточен. У гончаровского Обломова такой ко­ролевский трон - диван. Это не просто предмет мебели, не место отдыха и сна после трудов праведных. Это священное место, на котором сбываются все желания, выстраивается фан­тастический мир, в котором Обломов не правит — для этого ведь усилия прилагать нужно, — он принимает как должное покой, довольство, сытость. Обломов — это как печь, на кото­рой лежит Емеля-дурак, а между тем ведра сами по воду идут и пироги в печь прыгают. Только вместо щучьего веления к услугам Обломова — преданные рабы, если называть вещи своими именами.

Обломов сроднился, сросся со своим диваном. Но не толь­ко лень мешает Обломову сойти с него. Там, вокруг, — реаль­ная жизнь, которая устроена вовсе не к услугам и удоволь­ствию барина. Там нужно что-то доказывать, чего-то доби­ваться. Там проверяется, что ты за человек и имеешь ли право на то, чего желаешь. А на диване покойно, уютно — и в царстве порядок... и Захар на месте...

А. Н. ОСТРОВСКИЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: