I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Актуальность программы «Математика» состоит в том, что знания и умения, полученные на занятиях, готовят школьников к творческой конструкторско-технологической деятельности и моделированию с применением современных технологий. Программа помогает формированию у учащихся навыков и компетенций, необходимых для дальнейшей проектной работы с применением знаний математики, формированию логического мышления. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Новизна
Данная образовательная программа интегрирует в себе достижения сразу нескольких традиционных направлений: алгебра, геометрия, высшая математика. Это как основное, так и дополнительное образование детей по таким дисциплинам как: физика, география, информатика, экономика и т.д.
В процессе освоения материала дети так же получат дополнительное образование в области моделирования, информатики (обработка математических данных).
Использование математических знаний, приобретенных в этой программе даст возможность расширить представление детей о применении математики в повседневной жизни человека.
Педагогическая целесообразность программы
Программа «Математика» реализует практические и профориентационные задачи, обеспечивает возможность применения данной дисциплины в технической деятельности.
Освоение ряда базовых компетенций, овладение и развитие изобретательства, инженерии и молодежного технологического предпринимательства, менеджмента на современном конкурентном рынке труда.
Отличительная особенность
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика» является модульной программой.
«Модуль» - структурная единица образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения. (Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке). Каждый модуль состоит из кейсов (не менее 2-х), направленных на формирование определенных компетенций (hard и soft). Результатом каждого кейса является «продукт» (групповой, индивидуальный), демонстрирующий сформированность компетенций.
Кейс – история, описывающая реальную ситуацию, которая требует проведения анализа, выработки и принятия обоснованных решений. (Высшая школа экономики)
Кейс включает набор специально разработанных учебно-методических материалов. Кейсовые «продукты» могут быть самостоятельным проектом по результатам освоения модуля, или общего проекта, по результатам всей образовательной программы.
Модули и кейсы различаются по сложности и реализуются по принципу «от простого к сложному».
По содержанию модули делятся на предметные, непосредственно связанные с областью знаний, и общеразвивающие (английский язык, шахматы), направленные на формирование познавательных и коммуникативных компетенций.
Для возрастной категории 14-17 лет при решении кейсов ставятся задания повышенного уровня и применяется оборудование соответствующей возрастной категории.
Адресат общеразвивающей программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика» предназначена для детей в возрасте 11 – 17 лет, без ограничений возможностей здоровья.
Группы формируются по возрасту: 11 – 13 лет и 14 – 17 лет. Количество обучающихся в группе – 14 человек.
Объем общеразвивающей программы составляет 68 часов в год.
Формы обучения и виды занятий:
Беседы, обсуждения, игровые формы работы, практические занятия, метод проектов. Также программа курса включает групповые и индивидуальные формы работы обучающихся (в зависимости от темы занятия).
По типу организации взаимодействия педагогов с обучающимися при реализации программы используются личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества.
Реализация программы предполагает использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая деятельность реализуется:
● через создание безопасных материально-технических условий;
● включением в занятие динамических пауз, периодической смены деятельности обучающихся;
● контролем соблюдения обучающимися правил работы на ПК;
● через создание благоприятного психологического климата в учебной группе в целом.
Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием программы и составляет 1 год.
Режим занятий, объем общеразвивающей программы: длительность одного занятия для предметных модулей составляет 2 академических часа, периодичность занятий – 2 раза в неделю, для общеразвивающих модулей - 1 академический час по отдельному расписанию.