СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. 5
1.1. Понятие управленческого решения.. 5
1.2. Классификация управленческих решений.. 10
1.3. Процесс принятия управленческих решений.. 11
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РИСКИ.. 17
2.1. Понятие «риск» в управлении современной организацией 17
Классификация рисков.. 17
2.2. Управление рисками при разработке управленческих решений.. 22
Оценка степени риска. Основные приемы и методы риск-менеджмента при принятии управленческих решений.. 23
2.3. Принятие управленческих решений в условиях риска на примере ООО «Компания «Органика-Юг»». 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 41
Приложение 1. 43
Приложение 2. 44
Приложение 3. 45
Приложение 4. 46
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Актуальность темы заключается в том, что любому руководству необходимо принимать обоснованные и продуманные управленческие решения, особенно в условиях риска, чтобы его предприятие не обанкротилось.
Объект исследования: процесс разработки управленческих решений.
Предмет исследования: управленческие риски и особенности разработки управленческих решений в условиях риска.
Цель исследования - изучение процесса разработки и принятия управленческих решений в условиях риска.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «управленческое решение».
Изучить классификацию управленческих решений.
|
Показать процедуру разработки и принятия решений.
Дать определение понятию «риск».
Изучить классификацию рисков по различным признакам.
Ознакомиться со схемой управленческого поведения при принятии решений в условиях риска.
Показать, каким образом можно рассчитать количественную степень риска.
Ознакомиться с основными приемами и методами риск-менеджмента при принятии управленческих решений.
Гипотеза исследования основана на том, что изучение процесса принятия и реализации решения предполагает исследование степени риска в конкретной проблемной ситуации, начиная от ее оценки, связанной с переживанием проблемной ситуации, и заканчивая этапом практического действия, реализацией принятого решения.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что её материалы в дальнейшем могут быть использованы в учебном процессе студентами и преподавателями ФРГСУ в г. Азове.
Структура курсовой работы подчинена логике исследований и состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Понятие управленческого решения
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.
|
Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.
Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.
Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании.
Решение - это выбор альтернативы. Ежедневно мы принимаем сотни решений, даже не задумываясь, каким образом это делаем. Дело в том, что цена таких решений, как правило, невысока, да и цену эту определяет сам субъект, их принявший. Конечно, существует ряд проблем, касающихся отношений между людьми, здоровья, семейного бюджета, неудачное решение которых может повлечь далеко идущие последствия, но это скорее исключение, чем правило[1].
Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.
Цель управленческого решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
|
Основными критериями, отличающими управленческие решения являются[2]:
1. Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
2. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
3. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.
4. Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения[3].
Поэтому человек, чья работа связана с принятием управленческих решений, должен научится правильно подходить к этим задачам, с одной стороны, не теряя из виду уникальность возникающих проблем, а с другой - не изобретая велосипед для их решения.
Эффективность менеджмента в значительной мере обуславливается качеством принимаемых управленческих решений. Процесс управления нередко характеризуют как совокупность процедур по выработке, принятию управленческих решений и организации их выполнения.
В теории менеджмента выделяется самостоятельный раздел, включающий методологические основы принятия правленческих решений: их характеристику, процедуру выработки и принятия, организацию и контроль выполнения. Важное место в нем отводится принятию решений в условиях риска, а также психологии поведения управленческих работников в ситуации принятия решений[4].
Деятельность в области бизнеса весьма многогранна и проявляется в ежедневном принятии множества решений. Например, в выборе коммерческих решений по поводу совершения торговых сделок, в формировании структуры аппарата управления, подборе и расстановке кадров, организации труда на фирме и труда руководителя. Характер принимаемых управленческих решений формирует имидж руководителя и «лицо» фирмы в целом.
Другими словами, управленческие решения, являясь продуктом управленческого труда, отражаются на всех; сторонах деятельности фирм и, естественно, на их конечных результатах - прибыли.
Особую значимость приобретает способность принятия эффективных управленческих решений руководителями в условиях рыночной экономики, конкурентной борьбы за потребителя, обеспечения конкурентоспособности производителей продукции, высокого качества обслуживания клиентов и т.д.
Теорией и практикой управления выработаны определенные требования, предъявляемые к управленческим решениям. Они достаточно широко и полно освещены в специальной, в том числе учебной, литературе[5]. В составе этих требований выделяются такие, как обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.
Обоснованность управленческого решения выражает необходимость учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его принятием. При этом важное место отводится качеству используемой информации, ее достоверности и полноте[6].
Эффективность управленческого решения подчеркивает обязательность соотнесения ожидаемого экономического и социального эффекта с затратами на его реализацию. Практика работы в условиях административно-командной системы управления изобиловала примерами отступления от данного требования.
Решения должны приниматься в срок. В этом смысле значение cвoeвpeмeннoгo принятия решений подчеркивает утвердившееся мнение хозяйственников, предпочитающих недостаточно обоснованное решение его отсутствию вообще.
Непротиворечивость управленческого решения выражaeт необходимость его согласования с ранее принятыми в данной фирме, а также соответствия нормативно-правовым документам органов управления и·контроля (федеральным, региональным, ведомственным).
Чтобы решение было правомочным, оно должно приниматься органом (лицом), имеющим на это соответствующие полномочия, законное основание, право.
Конкретность управленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить.
Решение должны отличать простота формы и ясность содержания с тем, чтобы быть понятым не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения.
С точки зрения делопроизводства управленческое решение (приказ, распоряжение, постановление и др.) должно включать констатирующую и постановляющую части. Первая отpaжaeт суть проблемы, вторая - содержит цели решения, средства их достиженья, называет лица, ответственные за его выполнение в указанные сроки. Определяются тaкжe формы и сроки контроля, поощрения и санкции за возможные нарушения.
Необходимо помнить, что управленческие решения являются первопричиной как процветания, так и убыточности фирм, их банкротства. Распространенными ошибками при этом могут быть следующие[7]:
• принятие решений под влиянием эмоций;
• игнорирование системного и комплексного подходов (учета действия многообразных факторов);
• выбор стратегического решения из множества альтернатив;
• принятие решения без учета возможности риска и предупреждения его последствий;
•поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий;
• использование неполной и недостоверной информации, ложных предпосылок, принимая желаемое за действительное;
• решение, принятое на основе компромисса не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения и др.