СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА
(2-й год обучения)
ПРИМЕРНОЕ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
I КВАРТАЛ
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь — обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.
Й раздел. Звукопроизношение
1. Закрепить в речи чистое произношение свистящих звуков у всех детей.
2. Закончить формирование правильной артикуляции шипящих звуков у всех детей и начать их автоматизацию в слогах и словах.
3. Формировать правильную артикуляцию звука [р] у всех детей.
Й раздел. Работа над слоговой структурой слова
1. Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан, стакан).
Й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
1. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных [а], [у], [о], [и] в словах; в выделении согласных [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков; в выделении конечных согласных [т], [п], [н], [м], [к] в словах.
2. Закрепить умение производить анализ и синтез обратных слогов типа am, уп, он, им, а также прямых слогов типа та, пу, но, ми.
3. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
4. Познакомить детей с согласными звуками: [б], [д], [г], [ф], [б'|, [д'], [г'], [ф']- Научить детей выделять их из ряда звуков, слогов, слов, анализировать обратные слоги с ними.
5. Дать представление о твердости — мягкости, звонкости — глухости согласных.
6. Учить выделять пройденные согласные из слов.
Й раздел. Развитие общих речевых навыков
1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения, отработанные в средней группе.
2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи.
|
3. Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
4. Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах.
5. Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.
6. Проводить специачьные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.
Й раздел. Лексика
Лексические темы
Октябрь
1-я неделя — «Осень. Признаки осени». «Деревья осенью».
2-я неделя — «Овощи». «Огород».
3-я неделя — «Фрукты». «Сад».
4-я неделя — «Грибы». «Ягоды». «Лес».
Ноябрь
1-я неделя — «Одежда».
2-я неделя — «Обувь».
3-я неделя — «Игрушки».
4-я неделя — «Посуда».
1. Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь:
— существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;
— прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный;
— глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;
— наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.
2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:
— существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;
— прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.
|
3. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму.
Ввести в активный словарь:
— существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево;
— прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;
— глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.
4. Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь:
— существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;
— глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;
— прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый,
мягкий, душистый;
— наречия: вкусно, сладко, кисло.
5. Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь:
— существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, масленка, солонка, хлебница;
|
— прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический,
пластмассовый, деревянный;
— глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить.
6. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря.
й раздел. Развитие грамматического строя речи
1. Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.
2. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.
3. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.
4. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под.
5. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные: шерстяной, шелковый, резиновый, кожаный, пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, фарфоровый.
6. Закрепить в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть.
7. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы).
8. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао и т.д.