Тематика регулирования оценочной деятельности в России на сегодняшний день является актуальным вопросом для обсуждения, особенно в свете грядущих изменений, и, безусловно, заслуживает пристального внимания, как в среде оценщиков, так и в самой широкой аудитории, которая может быть заинтересована вуслугах этой профессии.
Согласно определению: «в регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества оценочных услуг и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование или государственными органами (государственное регулирование), или совместно».
В основу регулирования оценочной деятельности в РФположены следующие принципы:
независимая оценочная деятельность является самостоятельным видом предпринимательской деятельности;
оценка является самостоятельным научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами исследований;
становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений и правового регулирования предпринимательской деятельности;
базируясь на мировом опыте оценочной деятельности, в современных условиях России, необходимо создавать и развивать национальную систему оценки. Недопустимо как копирование зарубежного опыта, так и создание «принципиально новых»подходов;
развитие оценочной деятельности возможно только на основе общего правового, методологического и информационного пространства навсей территории Российской Федерации. Создание изолированных региональных или ведомственных нормативных и инструктивных и иных документов, не основанных на общероссийской системе оценки, является недопустимыми;
|
мероприятия по развитию оценочной деятельности должны отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ;
государственная и частная оценочная деятельность должны проводиться на общей правовой, методологической и информационной основе и дополнять друг друга;
эффективным развитие оценочной деятельности может быть только при соблюдении принципа баланса прав и обязанностей всех участников оценочного процесса, при наличии добросовестной конкуренции независимых оценщиков.
В нашей стране при рассмотрении вопросов необходимости и способов регулирования принимался во внимание весь спектр существующих механизмов с учетом достоинств и недостатков. Рассмотрим данные механизмы государственного регулирования.
1. Механизм - правовое регулирование оценочной деятельности
Это регулирование с помощью норм права. Осуществляется путем наделения сторон при осуществлении оценочной деятельности соответствующими правами и обязанностями. Законодатель формирует рамки действия субъектов правоотношений. При этом основным способом защиты прав является судебная защита. В случае нарушения норм права, в принципе, отсутствует необходимость обращения в регулирующий орган. Судебное решение имеет большую силу, чем решение такого органа. В случае отмены государственного регулирования оценочной деятельности, правовое регулирование не перестанет иметь силы.
К таким актам относятся:
Гражданский кодекс РФ. Законодательные акты. Федеральный закон РФ. Система отраслевых актов налогового законодательства. Федеральные законы. Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного законодательства, а также некоторые другие законодательные акты.
|
Правовые акты Президента РФ.
Правовые акты Правительства РФ, некоторые акты Центрального банка РФ и отдельные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Одной из существующих проблем в области правового регулирования оценочной деятельности является неподготовленность российской правовой системы к терминологии и методология профессиональной оценки.
2. Механизм - государственное регулирование оценочной деятельности
Необходимость государственного регулирования оценочной деятельности возникла в России в связи с переходным периодом.
Сферу государственного и правового регулирования оценочной деятельности можно разграничить как функции и деятельность государственных органов, направленных на контроль за оценочной деятельностью и сферу действия норм права, определяющих права и обязанности субъектов оценочной деятельности, соответственно. К сфере государственного регулирования оценочной деятельности можно отнести принятие Минимуществом РФ методик оценки некоторых видов объектов имущества, но необязательных к применению. Так, некоторые методические рекомендаций (например «Методические рекомендации по оценке объектов интеллектуальной собственности», «Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков») не носят обязательный характер, но являются рекомендательными к использованию. Таким образом, одной из основных целей государственного регулирования является повышение качества оценочных услуг. Однако, стоит отметить другие меры государственного регулирования оценочной деятельности, направленные на защиту прав и интересов граждан в ходе осуществления оценочной деятельности, которые вытекают из сути лицензирования оценочных услуг - это функции государственного регулирования, в задачи которых входит администрирование деятельности лицензиатов (учет, выдача, приостановления или прекращения лицензий), проведение проверок, инспекция отчетов. В настоящее время вместо Минимущества РФ регулирующим органом определено Министерство экономического развития и торговли.
|
К таким актам относятся, прежде всего, Закон РФ, Федеральные законы и некоторые другие законодательные акты, а также правовые акты Президента РФ, правовые акты Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ и т. д.
3. Механизм - саморегулирование.
Основной проблемой в этой системе является насаждение перемен «сверху», попытка создания государством общественных механизмов регулирования.
Основным положительным моментом в переходе от государственного регулирования к саморегулированию является то, что профессиональные общественные объединения, кроме контроля над соблюдением законодательства в области оценочной деятельности могут проводить контроль за соблюдением этических норм профессиональной деятельности, что повышает престиж профессии и обеспечивает качество оценочных работ.
Кроме того, дополнительным преимуществом саморегулирования оценочной деятельности является то, что саморегулируемые организации устанавливают с одной стороны более детальную стандартизацию, что улучшает качество оценочных услуг, с другой стороны, международные стандарты представляют определенную гибкость в их применении, что не допускает догматизма и «зарегулированности» оценочной деятельности.
Однако, существует опасность превращения саморегуляруемых организаций в закрытые «касты», что снизит конкуренцию на рынке и может отрицательно сказаться на качестве оценочных услуг. Отчасти, для предотвращения этого явления и полного саморегулирования оценочных услуг необходимо участие в сертификации оценщиков потребителей их услуг, однако это, в свою очередь, может стать угрозой независимости оценщиков.
Преимущества государственного регулирования:
Подкрепление решений и нормативных актов силой государственной власти.
Установление равенства контролируемых субъектов, подконтрольность государству контролирующего органа.
Информированность государственной власти, эффективные рычаги воздействия на подконтрольные субъекты.
Недостатки государственного регулирования:
Издержки государственной власти на поддержание аппарата контролирующих органов.
Низкая привлекательность государственной службы в сегодняшний момент, недостаток кадров.
Возможность злоупотреблений.
Доминирование публичных интересов, снижает профессиональную общность оценщиков, проблема отчужденности государственной власти от интересов оценщиков, пороки чиновничьего управления.
Преимущества саморегулирования:
Повышает общность оценщиков как профессии, понимание общих интересов оценщиков, профессиональная робота над стандартами.
Самостоятельные рычаги влияния на свою деятельность.
Недостатки саморегулирования:
Опасность формирования ситуации с возможной «закрытостью», «кастовостью» профессии.
Возможность превращения в закрытую систему, неподконтрольную обществу.
Возможное взаимное «прикрывание» противоправных действий.
Возможно искусственное создание барьеров вступления в отрасль, снижение конкуренции на рынке.
Основу российского законодательства в области оценочной деятельности составляют следующие документы:
Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007г. № 254 «Требование к отчету об оценки (ФСО № 3)»;
Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007г. № 255 «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»;
Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007г. № 256 «Общие понятия оценки, подходы к оценки и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»;
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ.
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Подводя итог настоящего раздела, необходимо отметить следующее. Исчерпывающие, однозначные и эффективно реализованные на практике правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, — это крепкая основа для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, регионов и самого государства. Согласно правовым и государственным норма, регулирующим оценочную деятельность точно определяются стороны и участники оценочных работ, что позволяет предотвратить неопределенность. Также жестко регулируются подходы и методы, которыми необходимо пользоваться для определения инвестиционной стоимости. Отсутствие основы — правовой, законодательной — порождает неопределенность, неуверенность, ставит под сомнение весь инвестиционный процесс.