Тренинг читательского интереса к жизни и творчеству автора романов




СОМЕРСЕТ МОЭМ: ЗА КАДРОМ

Развернутый анонс кинолектория в Литературном клубе «Прикосновение»

Библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»

К 145 - летию со дня рождения английского писателя и драматурга.

Тренинг читательского интереса к жизни и творчеству автора романов

«Острие бритвы», «Узорный покров», драмы «Театр» и множества рассказов

Уильям Сомерсет Моэм(25.01.1874 - 16.12.1965) был одним из самых преуспевающих английских прозаиков 30-х годов прошлого века. Он рано научился зарабатывать на жизнь пером (в Англии это мало ко­му удавалось!) и всего добился собственным трудом и талантом. Моэм создал 25 пьес, 21 роман и более 100 рассказов. Его прославленные комедии, такие, как «Круг», «Верная жена» не отступают от канонов английской «хорошо сделанной пьесы».

И в наши дни от книг английского писателя и драматурга невозможно оторваться! Для многих он стоит на одной доске со Стефаном Цвейгом и Ги де Мопассаном.

24 января 2019 года в Литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» пройдет кинолекторий «Сомерсет Моэм: Оглядываясь назад», посвященный 145- летию со дня его рождения.

Хрестоматийные сведения о писателе есть в литературных энциклопедиях и официальных биографиях. Автобиография Моэма «Оглядываясь назад» публиковалась только частями, отдельным изданием никогда не выходила.

Известно, что когда Моэм составлял завещание, он просил всех, у кого есть его письма, уничтожить их. Он также обязал своего душеприказчика С. Кертиса Брауна не оказывать содействия тем, кто попытается издать его биографию. И только Теду Моргану удалось невозможное: душеприказчик писателя не только санкционировал выход его биографической книги о Моэме, но и снабдил автора дополнительными документами и фактами, которые Моэм, «благоразумный сноб», как сам он себя называл, скрывал от всех многие годы.

Результат многолетней работы Теда Моргана (Морган Т. Сомерсет Моэм. Биография/ Тэд Морган. - М.: Изд-во И.В. Захарова, 2002) - беспощадно правдивая и безупречно объективная история жизни Сомерсета Моэма. Ее автору удалось не только ни в коей мере не снизить образ писателя, но при этом еще и ни в чем не соврать. Действие книги Морганасравнимо с хорошей шокотерапией. Но от замалчивания советских времен люди устали, читать газетный стиль с кучей штампов неинтересно. Зато всегда любопытно знать, чем вызваны те или иные отклонения в поведении выдающегося человека, почему его поступки, даже спустя пятьдесят с лишним лет после смерти вызывают споры или осуждение обывателей.

Всегда всему есть объяснение, просто мы не всегда улавливаем мотивы, но тут же кидаемся осуждать. А зачем? Люди - они и есть люди. И каждый имеет право на ошибку. Чужие ошибки никого ничему не учат. Все ушедшие известные писатели для нас, потомков, в некотором роде памятники. Конечно, даже у суперизвестного, суперпопулярного писателя что-то должно быть за кадром. В истории литературы остается только авторское творчество, все остальное - личное дело человека.

Но тем не менее важно и нужно собирать и сохранять наследие Сомерсета Моэма, открывая при этом все новые и новые грани его жизни и творчества. Тогда картина становится цельной, а человек - объект исследования - проявляется в ней не мифотворческий, а реальный. В ходе кинолектория читатели библиотеки посмотрят документальный фильм о жизни и творчестве Моэма, а потом, основываясь на фактах, изложенных в книге Т. Моргана, станут участниками независимого литературного расследования. Вместе попробуют выяснить, почему Моэм ненавидел свою жену, почему отказал в праве на наследство своей дочери и даже судился с ней. Зачем хотел усыновить своего секретаря Алана Серла? Какова психологическая причина его женоненавистничества и непонятных для окружающих поступков? Прикоснувшись к тому, что ранее не видели и о чем не слышали, активисты литературного клуба «Прикосновение» смогут в полной мере оценить масштаб личности писателя Сомерсета Моэма.

Итак...

Все мы родом из детства…

 

...Сомерсет Моэм рос очень несчастливым ребенком. Родился он не в Лондоне, а в Париже, на территории британского посольства. Его отец, Роберт Ормонд Моэм, был юристом и имел консультационную контору во французской столице.

До десяти лет крупнейший английский писатель гораздо бойчее болтал по-французски, а по-английски изъяснялся с трудом. В десять лет Уилли остался круглым сиротой.

Его мать, Эдит Мэри, всю жизнь страдала чахоткой, а зимой 1882 года она умерла после родов очередного ребенка. Сомерсет хорошо помнил последнюю неделю жизни матери и очень эмоци­онально вспоминал об этом даже несколько десятков лет спустя.

Он так и не смог забыть белое лицо матери, такое же белое, как по­душки, на которых она лежала. Наверное, Эдит Мэри умела быть нежной с мальчиком, если даже в престарелом возрасте тот вспоминал, как она ласкала его!

Каждое утро перед дверями парижской квартиры Моэмов останавливалась вереница осли­ков - чахоточная мать Уилли должна была по совету врачей пить ослиное молоко. Уилли разрешалось гладить животных, кормить их, изредка - покататься. Всю жизнь Моэм обожал ос­линое молоко - видимо, в память о матери.

За месяц до смерти миссис Моэм встала с постели, оделась во все черное, взяла Уилли за руку, и, усевшись в карету, они поехали в фотостудию. Мать, предчувствуя свою смерть, пожелала, чтобы у любимого младшего сына осталось на память ее изображение. На фотографии хрупкая большеглазая красавица силилась улыбать­ся, хотя глаза ее смотрели печально.

У Моэма было еще два старших брата, но, по его словам, он совсем не помнил их в дет­стве. У него осталось чувство, что мать целиком сосредоточилась только на нем одном. Может, так оно и было: братьев рано отдали в какие-то закрытые школы.

Через два года после кончины матери от чахотки умер отец Уилли. Болезненного впечатлительного мальчика больше некому было любить.

Бездетные родственники - дядя и тетка - увезли сироту в Англию, в городок Уитстейбл, графство Кент.Дядя - Генри Моэм - служил там викарием прихода Всех Святых. Именно переехав в Англию, Моэм начал заикаться, и этот недостаток сохранился у него на всю жизнь.

В Королевской школе, куда отдал его дядя, Уилли не прижился. Достаточно только взглянуть на детские фотографии Моэма, чтобы понять, что происходило в душе мальчика: маленького роста, некрасивый, со слишком большой головой и беспомощно-растерянными глазами. Его наверняка дразнили.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: