Становление основ гражданской идентичности младших школьников на уроках музыки как психолого-педагогическая проблема




 

Термин «идентичность» был введен Э. Эриксоном и означающий тождественность человека самому себе, принимаемый образ себя в разнообразии отношений личности к окружающему миру [[1]]. Гражданская идентичность – это совокупность наиболее значимых гражданских ценностей, определяющих поведение человека в обществе; осознание личностью статуса гражданина, способность и готовность выполнять гражданские обязанности.

Таким образом, Э. Эриксон выделил, по крайней мере, три основных аспекта рассмотрения концепта идентичности:

§ чувство идентичности;

§ процесс формирования идентичности;

§ идентичность как конфигурация, результат этого процесса.

При этом, согласно Э. Эриксону, речь должна идти как о личностной, так и о коллективной идентичности.

В социальных науках существует множество теорий идентичности, направленных на объяснение сущности и процесса формирования идентичности. В разных трактовках понятием «идентичность» обозначается целый ряд феноменов индивидуального сознания и характеристик социальных общностей. Однако при всей специфичности каждой трактовки в них есть общие моменты: во-первых, все они возникают на стыке психологии, антропологии и социологии или появляются в результате отдельных психологических, антропологических и социологических исследований; во-вторых, это понятие, как правило, фиксирует единство внутриличностных и социально-культурных процессов.

По мнению Г.В. Осипова, идентичность – это:

§ свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях;

§ результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других [[2]].

Согласно энциклопедии «Культурология ХХ век», идентичность – это психологическое представление человека о своём Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности. Это представление — результат идентификации человека с различными социальными категориями: социальным статусом, полом, возрастом, ролью, нормой, группой, культурой и другими [[3]]. По мере усвоения индивидом социокультурных образцов, норм, ценностей, принятия и усвоения социальных ролей во взаимодействиях с другими людьми его самоидентификации изменяются, и в основном идентичность складывается к концу юношеского возраста. Приведенная трактовка близка к понятию «психосоциальная идентичность»Э. Эриксона.

Психосоциальная идентичность — это не столько качество или состояние, сколько непрерывный процесс приобретения всё новых психосоциальных характеристик, каждая из которых становится ключевой на определённом этапе жизненного цикла, внося свой вклад в оформление личностного тождества. В связи с этим нужно отметить, что не менее популярно и понятие «кризиса идентичности». Это нормативный процесс,

который возникает по мере взросления человека и в зрелом возрасте в связи с социальными изменениями, освоением новых видов деятельности, новых социальных ролей. Такой кризис может приобретать массовый характер.

Становление гражданской идентичности тесно связано с формированием у членов общества гражданственности. Гражданственность – понятие, означающее целенаправленную включенность личности в политическую жизнь общества в качестве сознательного, свободного и полноправного ее участника [[4]]; это моральное и социально-психологическое качество, проявляющееся в чувстве долга и ответственности человека перед обществом, в его готовности защищать свои права и свободы, законные интересы других граждан.

 

В современной психологии младший школьный возраст ассоциируют с началом нового возрастного периода ребенка, который характеризуется, прежде всего, поступлением в школу и охватывает 7(8) – 10(11) – летний период жизни. В течение этого небольшого периода происходят огромные изменения во всей психической жизни ребенка. Развитие таких процессов, как восприятие, память, внимание и мышление, а также совершенствование речи позволяет младшему школьнику, в отличие от ребенка дошкольного возраста, производить более сложные мыслительные операции, а также формировать круг понятий, который систематически пополняется новыми терминами[5].

М.В. Гамезо, И.В. Дубровина и А.П. Петровский характеризуют младший школьный возраст как благоприятный период для сохранения взаимосвязи между слуховыми, кинестетическими ощущениями, для расширения осмысленности восприятия и проявления ассоциативного мышления в процессе восприятия музыкальных образов основывается на следующих особенностях данного возрастного этапа:

§ потребность в движении и смене видов деятельности обусловлена с активным ростом организма ребенка;

§ учебная деятельность влияет на переход ребенка от нагляднообразного к словесно-логическому мышлению, а также на формирование мотивации к деятельности (отношение ребенка к оценкам и словам похвалы или порицания взрослых);

§ расширение словарного запаса и потребность в общении;

§ необходимость заучивать учебный материал ведет за собой развитие произвольности и осмысленности запоминания;

§ развитие самосознания, для которого младший школьный возраст является сензитивным периодом, выражается в формировании

§ произвольности психических познавательных процессов, а также в усвоении норм и правил жизни.

Для нашего исследования особенно важными оказались результаты научного поиска А.В. Криницыной, которая выделяет взаимосвязь между психологическими особенностями возраста и видом деятельности, который будет способствовать развитию личности:

§ 1 класс - преобладание образного мышления будет способствовать развитию личности в процессе занятия танцами, участия в театральных постановках, коллективно-хороводных видах деятельности;

§ 2 класс - становление рефлексии, активная работа ассоциативного мышления и потребность видеть результаты труда будут способствовать развитию личности в процессе рисования, лепки, конструирования и др.;

§ 3 класс - развитие аналитического мышления будет способствовать развитию личности третьеклассника в процессе изучения национального творчества, сопоставления культур различных народов;

§ 4 класс - развитие способности к преобразованию себя и мира будет способствовать развитию личности учащихся в процессе занятия самостоятельной творческой деятельностью [[6]].

Психологи зачастую сравнивают мышление и воображение с детской игрушкой - калейдоскопом, в котором цветные стекла заменены на богатство предметов и явлений окружающего мира (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Также как стекла в калейдоскопе имеют бесконечно большое число вариантов своего расположения, так и окружающие детали могу собраться в неисчислимое количество образов ассоциативного мышления.

Без развитого мышления не может плодотворно протекать учебная деятельность школьника, начиная с младшего школьного возраста. Вопреки общепринятому мнению, что у дошкольника самое богатое воображение и мышление, этот факт не получает подтверждения, так как богатство мышления напрямую зависит от жизненного опыта человека. И, конечно, у дошкольника этот опыт меньше. А младший школьник уже обладает определенным опытом и, в то же время, еще не стеснен условностями, он меньше контролирует себя и легче отвлекается от реальности [[7]].

Кроме того, мышление ребенка зачастую эмоционально богаче, чем у взрослых, что соответственно отражается и в поведении младшего школьника. Младший школьный возраст - это период, в течение которого накопление знаний и развитие творческого потенциала возрастает с каждым днем. Стремительными темпами происходит и обогащение психики младшего школьника. При этом, младший школьник отличается относительной слабостью и малой выносливостью нервной системы, которая очень легко истощается. Последние исследования психологов доказывают, что такая возрастная слабость нервной системы является не только недостатком, но и значительным достоинством, так как именно она обуславливает детскую впечатлительность и яркую фантазию. С годами нервная система крепнет, а вместе с этим и снижается непосредственность восприятия. Яркое эмоциональное отношение к окружающим раздражителям, а также расположенность личности младшего школьника к обогащению всевозможных знаний - это очень важные стороны, характеризующие ребенка на данном возрастном этапе его развития.

П.И. Пидкасистый отмечает важность развития у младших школьников элементов творческой деятельности. При этом необходимо учитывать тот факт, что продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно связаны, поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. Новое может появиться только на основе уже известного и понятного. В учебной деятельности элементы творчества проявляют себя в умении видеть проблему и находить различные способы ее решения.

Продвижение же от репродуктивной деятельности к творческой ставит перед собой условие реализации межпредметных связей, так как именно они создают благоприятную основу для развития и совершенствования творческой активности и познавательных возможностей младшего школьника. В это же время для успешного формирования творческого потенциала младшего школьника необходимо целенаправленное изменение меры овладения практическими знаниями и познавательными действиями [[8]].

В целом, младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, произведения искусства, которые с каждым днем раскрывают перед ним все новые и новые стороны. Малая дифференцированность восприятия отчасти компенсируется у младших школьников его ярко выраженной эмоциональностью.

Музыка занимает одно из ведущих мест в процессе воспитания детей с самого раннего возраста. Еще со времен древних пифагорейцев педагоги в музыке особую силу, способную побуждать и облагораживать человеческие страсти, а музыкальные психологи утверждают, что определенные сочетания мелодии и ритма способны напрямую влиять на настроение и интеллектуальные способности человека. Еще Аристотель и Платон считали музыку, средством, уравновешивающим внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

Процесс приобщения младшего школьника к различным видам музыкальной деятельности необходимо построить таким образом, чтобы ребенок вошел в музыкальный мир творцом, а также полноправным участником музыкально-эстетического процесса, что, конечно, невозможно без развития ассоциативного мышления. И в данном случае большую роль играет выбор определенных средств воздействия музыка на личность ребенка, и то в какой форме младший школьник будет знакомиться с музыкой. Незаменимую роль здесь могут сыграть музыкально-дидактические игры, творческая природа которых создаст мощный стимул к развитию ассоциативного мышления младших школьников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: