В настоящее время использование мультимедийных презентаций в образовании является обыденным явлением, благодаря модернизации образования на многочисленных уроках школьного цикла используются современные информационные технологии. Их использование на всех ступенях российского образования – это не модное веяние, а признак соответствия образования новым стандартам, в том числе ФГОС.
Вопрос использования мультемедийных презентаций в школе стал предметом обсуждения педагогов и психологов: М.С. Цветкова, Д.В. Зарецкого, З.А. Зарецкой, Ю.А. Первина, Н.В. Федяниновой и др. Они рассматривали вопросы преподавания отдельных учебных предметов с использованием компьютера, одновременно осуществлялась разработка комплекса требований к электронным образовательным ресурсам (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова, Г.П. Лаврентьева, А.А. Муратова, А.В. Осин, И.А. Смольникова, М.П. Шишкина и др.). Ученые отмечают, что использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивает достижение следующих педагогических целей:
1. Развитие личности младшего школьника, подготовка его к продуктивной самостоятельной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):
§ развитие конструктивного, алгоритмического и аналитического мышления, благодаря взаимодействию с компьютером;
§ формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации;
§ развитие навыков исследовательской деятельности;
§ формирование информационной культуры, умения обрабатывать информацию.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
|
§ подготовка учащихся средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса:
§ повышение эффективности и качества обучения;
§ углубление межпредметных связей при решении задач на различных предметах школьного цикла.
учитель в этой системе выполняет свойственные ему функции управления процессом обучения. Преимуществом дистанционной системы обучения является то, что обучаемый может организовать процесс дистанционного обучения в любое удобное для себя время.
Компьютерные дидактические игры – это вид электронного образовательного ресурса, предназначенный для детей, функционирующий на базе ИКТ, представляющий из себя цепочку заданий, построенных на основе развивающего обучения. Компьютерные дидактические игры не заменяют, а дополняют традиционные формы игр и занятий, являются естественным путем приобщения обучающихся к новым информационным технологиям.
Обучающие программы – вид электронных образовательных ресурсов, предназначенный для обучения определенному умению или навыку, в том числе навыкам работы с компьютерными программами, чаще всего такие программы содержат подробное описание и примеры работы, содержат мультимедиа контент (фото, видео). Нередко обучающие программы являются составной частью самих программ.
Тренажеры – вид электронных образовательных ресурсов, предназначенный для закрепления практических навыков работы, а также для отработки различных ситуаций, которые могут возникать в разнообразной
|
Существует классификация мультимедийных презентаций по технологии создания, предложенная А.В. Осиным, где автор выделяет 3 уровня ИКТ:
§ первый уровень – текстографические презентации. Отличаются от бумажных носителей, тем, что информация (текст, иллюстрации) представлена в электронном варианте, т.е. для использования необходим компьютер;
§ второй уровень - текстографические образовательные ресурсы с возможностью навигации по тексту. Подобные презентации имеют систему ссылок и гиперссылок на разделы текста, что предоставляет возможность свободного (нелинейного) перемещения по тексту;
§ третий уровень – мультимедийные презентации, содержащие в своей структуре технологию мультимедиа, которая позволяет интегрировать в ресурс разнообразные мультимедиа материалы (аудио и видео и анимация), а также интерактивные средства обучения, позволяющие пользователю активно взаимодействовать с мультимедиа-объектами [[9]].
Рассмотрим педагогический потенциал мультимедийной презентации более подробно на примере различных видов уроков музыки:
Традиционный урок – это основная организационная форма школьного обучения. Урок, построенный в рамках традиционного подхода, рассматривает музыкальное воспитание как целенаправленный процесс передачи опыта музыкальной деятельности, строится на основе объяснительно-иллюстративного метода. В рамках традиционного урока актуальным является вопрос интеграции презентации в структуру урока, благодаря наличию мультимедиа объектов, возможности непосредственного взаимодействия с ними, наличию функции проверки знаний; электронный образовательный ресурс может быть использован на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; в процессе закрепления изученного материала; при повторении, обобщении и систематизации; в ходе контроля знаний, умений и навыков.
|
Интеллектуальная игра – это форма обучения, предполагающая 3 вида деятельности: познавательную, игровую и занимательную, является ценным средством организации процесса воспитания умственной активности детей. В процессе игры, в отличие от учебных занятий, познавательные задачи решаются не прямо, а косвенно, обучающиеся овладевают знаниями, играя. К преимуществам данной формы относится то, что она может изменять вид проведения от викторины до аналогов известных телепередач: «Звездный час», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и др., функции презентации могут варьироваться от средства организации наглядности, через показ фотографических изображений и видео, до полной интеграции, когда интеллектуальная игра полностью выполнена на базе компьютерных технологий и является самостоятельным образовательным ресурсом.
Виртуальная экскурсия – форма организации учебной деятельности младших школьников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов в виде мультимедиа панорамы, с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Данная форма всецело функционирует на базе компьютерных технологий, к преимуществам относят доступность, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Музыкальная гостиная – нетрадиционная форма организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей учащихся, предполагающая разнообразные виды деятельности – выступление учащихся с информационными докладами на заявленные темы, игру на музыкальных инструментах, беседы с музыкантами, представителями искусства и др. Данная форма предполагает организацию музыкально-творческой, информационной и познавательной деятельности учащихся.
Урок-концерт – формы организации, предполагающая реализацию музыкально-творческой деятельности учащихся (пение, слушание, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация и др.). Данная форма более других характерна для уроков музыки. Организация уроков-концертов должна предполагать информационное сопровождение выступлений, для формирования целостного представления о видах искусства, музыкальных инструментах, на которых исполняются музыкальные произведения, об авторах музыкальных произведений – композиторах и др. Как и в случае музыкальной гостиной, при организации уроков-концертов мультимедийные презентации помогут обеспечивать необходимую наглядность.
Несомненным преимущество электронных образовательным ресурсов перед другими средствами обучения является возможность организации самостоятельной работой с учащимися. Организуя самостоятельную деятельность на уроке, либо в качестве домашнего задания, учитель может предложить учащимся использовать многообразие мультимедийных презентаций.
Литература
[1] Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. – С. 28.
[2] Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. – М., 2000. – С. 94
[3] Николаев В.Г. Идентичность // Культурология. XX век: Энциклопедия в 2-х т. – Т. 1. – СПб., 1998. – С. 238–239
[4] Бабосов, Е.М. Гражданское общество: концептуализация понятия // Проблемы и перспективы становления гражданского общества: материалы Международной научн.-практ. конф., 20-21 мая 2010 г., Могилев, в 2-х частях, Ч.І. – Могилев, 2010. – C. 12.
[5] Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. - М., Воронеж, 2007. – 574 с.
[6] Криницына, А.В. Представления о саморазвитии младших школьников в концепциях научных школ педагогов искусства [Текст] / А.В. Криницына // Научные школы педагогики искусства в современном образовании. Сборник статей по материалам I Международной научно-155 практического форума, 6 ноября 2012г. / Л.В. Школяр, М.А. Лазарев и др. – М.: ИХО РАО, 2012. – С. 247-249.
[7] Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е издание [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991 – С. 11.
[8] Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1995. - 357с.
[9] Каптеров, А.И: Мультимедиа как социокультурный феномен: Учебное пособие. Серия: Современная библиотека: М.: Профиздат, 2002. – 224 с.