Тема : Влияние семьи на формирование личности




Тема: Психологическое обеспечение воспитательного процесса

Взаимосвязь процессов обучения и воспитания.

· При каких условиях обучение есть средство воспитания и наоборот, воспитание есть средство обучения? Приведите примеры.

1. Психологические механизмы воспитания: убеждение, внушение, подражание, заражение.

· Сравните разные группы методов воспитания по степени использования данных механизмов.

2. Соотношение понятий воспитательный процесс и воспитательная система.

3. Роль психолога в организации воспитательного процесса образовательного учреждения.

4. Взаимодействие психолога и педагога в процессе контроля и оценки результатов воспитательной работы.

· Какие затруднения могут возникнуть при осуществлении контакта «психолог - педагог» и как их разрешить?

Основная литература

1. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. и др. М., 2003.

2. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

3. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

4. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. Дубна, 2002.

5. Шадриков В Д. Деятельность и способности. М., 1994.

6. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

7. Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1999.

Дополнительная литература

1. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994. Психология образования. Кн. 2.

2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1995.

3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

4. РожковМ.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.

5. Сластенин ВА. и др. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997.

6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.

 

Семинар №2 (2 ч)

Тема: Особенности воспитания на разных возрастных периудах

1. Назовите психологические особенности каждого возраста (от 0 до 1года, от 1 года до 3 лет, 3-7 лет, 7-11 лет, 11-15 лет, 15-18 лет), которые необходимо учитывать при организации воспитательного процесса.

2. Особенности формирования «Я-концепции» на разных возрастных этапах.

3. Психологическая сущность субъект-субъектной модели взаимодействия взрослого и ребенка на разных возрастных этапах.

4. Диалогическая природа общения. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми.

Задание:

Разработайте сценарий проведения занятия, направленного на оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, используя для этого психологическое тестирование, информирование и активные методы обучения (ролевую игру, дискуссию, элементы социально-психологического тренинга).

Основная литература

 

1. Авдеев Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. М., 1991.

2. Бертин А. Воспитание в утробе матери. М., 1992.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

4. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие). М., 1991.

5. Крайг Р. Психология развития. СПб., 2000.

6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1979.

7. Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1997.

8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

9. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.

10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург. 1998.

11. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.

12. Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1989.

13. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Дополнительная литература

 

14. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

15. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

16. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

17. Дассано-Марконе М. Девятимесячный сон: Сны в период беременности. М., 1993.

18. Дик-Puд Г. Роды без страха. СПб., 1996.

19. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.Л. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999.

20. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

21. ЛешлиД. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991.

22. Масару И-бука. После трех лет уже поздно. М., 1991.

23. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

24. Слайдер Д. И. Курс для выживания подростков. М., 1995.

25. Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982.

26. Янов А. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб., 2000.

Семинар №3 (2 ч)

Тема: Влияние семьи на формирование личности

1. Цели работы психолога с родителями.

2. Анализ затруднений, которые испытывают родители в воспитании детей.

3. Методы и приемы работы психолога с родителями.

4. Индивидуальная работа психолога с родителями.

5. Родительский семинар как специфический коррекционный метод.

Вопросы и задания:

1. Какую помощь может оказать психолог школы родителям?

2. Назовите возможные мотивы обращения родителей за психологической помощью.

3. На прием к психологу пришла мама, одна воспитывающая двух мальчиков-близнецов восьми лет. Ее беспокоит то, что младший из близнецов находится под сильным влиянием старшего. Уроки учить садится только с ним, не идет играть на улицу без него, попросил посадить их в классе за одну парту. Кроме того, старший мальчик начал использовать зависимость младшего от себя, заставляя прибирать детскую комнату, забирая игрушки у брата. В какой дополнительной информации нуждается психолог и какие возможные стратегии разрешения этой ситуации?

4. Учительница начальной школы обратилась к психологу за помощью. Мама одного из ее учеников ходит в школу практически каждый день, обсуждает с учителем успехи сына. В том случае, если он получает тройку или двойку, начинает сильно переживать, а иногда и плакать. Учитель пытался несколько раз поговорить с ней, но мама лишь повторяет: «Он моя единственная радость, я ради него на все готова». Каковы действия психолога?

5. На прием к психологу пришла мама девочки 14 лет. Она разводится с мужем и пришла посоветоваться с психологом по поводу того, как эта ситуация может повлиять на девочку и как лучше рассказать ей об этом.

6. Классный руководитель девочки, ученицы 5-го класса, обеспокоен тем, что после гибели отца в автокатастрофе ребенка «как будто подменили». Если раньше она хорошо училась, активно участвовала в классных мероприятиях, то теперь всегда находится в подавленном настроении, без желания ходит в школу, практически не общается со сверстниками.

7. Разработайте сценарий родительского собрания для родителей учащихся начальной школы на тему «Психологические особенности адаптации детей к школе», для родителей подростков -«Трудный возраст: вопросы и ответы», для родителей старшеклассников - «Выбираем профессию».

8. Составьте генограмму своей семьи, используя рекомендации, данные в книге Р. Ричардсона «Силы семейных уз» (М.,1994).

9. Какую роль играет семья в жизни ребенка?

10. Какие стили семейного воспитания вы знаете?

11. Какое значение имеет семья для детей разного возраста?

12. Каким по порядку рождения вы были ребенком в семье и как это повлияло на ваше развитие?

13. Какова роль отца (матери) в воспитании ребенка?

14. Какие методы исследования семьи вы знаете?

Основная литература

 

1. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание». М., 1986.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

3. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985.

4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

5. Левкович А.К. Психология семейного воспитания // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2. С. 37-45.

6. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999.

7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М., 1993.

8. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред и предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992.

9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

10. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1989.

11. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

12. Хометаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

Дополнительная литература

13. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

14. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.

15. Варга АЛ. Типы неправильного родительского отношения: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М., 1987.

16. ДобровичА.Б. Кто в семье психотерапевт. М., 1985.

17. Клюева Н.В. Психолог и семья (диагностика, консультирование, тренинг). Ярославль, 2001.

18. Крайг Г. Психология развития. М., 2000.

19. Кривцова С.В., Махматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999.

20. Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности // Психологическая консультация. 1998. Вып. 1.

21. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.

22. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

23. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. № 1.

24. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.

26. Ginnott H.G. Parents effectivness training. New York, 1970.

 

Семинар №4 (2 ч)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: