ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Целью курсовой работы является теоретическое и практическое изучение основ инноватики и инновационного менеджмента, самостоятельная разработка существенных элементов инновационного проектирования.
В ходе реализации курсового проекта студент должен проанализировать внешнюю и внутреннюю среду (инновационный климат и инновационный потенциал), выявить потребности в разработке и внедрении новшеств, опираясь на базовые и инновационные стратегии, проработать план внедрения и коммерциализации новшества.
Объем курсовой работы не предусматривает разработку полного инновационного проекта, поэтому основной упор необходимо сделать на выборе инновационной идеи и организации внедрения новшества с детальным рассмотрением блоков изменений, которые неизбежно возникнут внутри самой организации. Задача менеджера правильно и эффективно адаптировать требуемые изменения, грамотно оценить их последствия.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа на тему «Разработка технико-экономического обоснования внедрения технологической инновации (на примере предприятия)» состоит из введения, пяти основных разделов и заключения.
Во введении следует обосновать актуальность выбранной темы, цели и задачи работы, кратко описать объект исследования, либо саму идею с целью реализации новшества (патента, ноу-хау) на основе чистого проекта, т.н. «start up», осуществляемый в рамках технологического предпринимательства. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.
Примерное содержание основных разделов курсовой работы следует ниже, особое внимание следует уделить связи с практикой, реальным анализом текущего состояния дел. При этом не следует ограничиваться только мнением экспертов, учитывать их знания и опыт, но и демонстрировать собственное видение ситуации, стараться самостоятельно обосновать применение передовых технологий и приемов эффективной организации деятельности исследуемого предприятия.
|
В своих исследованиях студенты должны продемонстрировать умение находить необходимую информацию из независимых источников с использованием современных ресурсов: Интернет - источники со ссылками на использованные сайты, справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант» и др., использовать полученные навыки работы с прикладными компьютерными программами.
В заключении формулируются основные выводы по результатам работы. Объем заключения не должен превышать 1 страницы.
Список используемой литературы должен содержать не менее 15 наименований и оформляться в соответствии с «ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», «ГОСТ 7.82-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».
В приложениях к курсовой работе приводится дополнительный фактический материал, на основе которого осуществляется анализ и формулируются выводы в основных разделах работы. Например, формы статистического наблюдения, описание патентов на изобретения и др.
|
Оформление курсовой работы должно осуществляться на основе требований, предъявляемых к научным работам на основе межгосударственного стандарта «ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» с учетом рекомендаций кафедры «Менеджмент».
Общий объем курсовой работы не регламентируется, особое внимание следует уделить краткости изложения и использованию приемов визуализации, что особенно актуально для современного менеджмента.
Оценка инновационного климата и инновационного потенциала, определение инновационной позиции организации
Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. инновационного потенциала и инновационного климата, основные параметры исследования представлены в табл.1.
Таблица 1 – Основные параметры стратегического анализа
Параметр | Характеристика параметра | ||
Направление анализа | Внешняя среда | Внутренняя среда | |
Масштаб | Макроуровень | Мезоуровень | Микроуровень |
Область воздействия | Государства, транснациональные компании | Регионы, отраслевые объединения | Предприятие |
Стратегическая направленность | Стратегические сферы влияния | Стратегические зоны влияния | Стратегии развития предприятия |
Отношение к предметной области | Инновационный климат | Инновационный потенциал | |
Методы анализа | PЕST (STEP, SLEPT, PESTLE, STEEPLE) | SWOT |
|
При рассмотрении внешней среды необходимо оценить формы (прямые и косвенные) и размеры поддержки инновационных предприятий на макро- и мезоуровнях. Рассмотреть основное законодательство, направления инвестирования бюджетных средств (в динамике не менее чем за 3 года), другие возможности в рамках программ развития инновационной активности отраслей и хозяйствующих субъектов. Готовность населения, предприятий к восприятию и потребности в инновационных видах продукции.
В результате краткой характеристики элементов внешней среды сделать необходимый вывод об используемых и неиспользуемых возможностях организации, предположить свои варианты по основным направлениям ее деятельности.
Особенный упор сделать на региональные, отраслевые особенности выбранного субъекта, выбранного направления деятельности. При этом рекомендуется использовать знания, полученные в ходе изучения дисциплин «Региональная экономика», «Макроэкономика» и др.
Анализ инновационного климата рекомендуется проводить с использованием методики PEST по пятибалльной шкале. Баллы от 1 до 2-х рассматриваются как угрозы, от 4 до 5 – как возможности. Результаты исследования привести в таблице (табл.2).
Таблица 2 – Оценка инновационного климата (матрица PEST)
P | POLITICAL | Оценка, балл | E | ECONOMIC | Оценка, балл |
Политическая стабильность (развитие демократии, политический плюрализм, политическая активность граждан и др.) | Состояние экономических индикаторов (курс национальной валюты, ставка рефинансирования, уровень инфляции и др.) | ||||
Совершенствование законодательства | Экономическая конъюнктура (рост, спад ВВП, ВНП, темпы и др.) | ||||
Наличие федеральных программ инновационного развития | Общее состояние инфраструктуры | ||||
Наличие региональных планов и программ | Развитие финансовой инфраструктуры | ||||
Государственное антимонопольное регулирование | Инвестиционный климат | ||||
Государственное фискальное регулирование инновационной активности | Доступность сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов | ||||
ИТОГ (средний балл) | ИТОГ (средний балл) | ||||
S | SOCIAL | Оценка, балл | T | TECHNOLOGICAL | Оценка, балл |
Социальная напряженность | Состояние технологических ОПФ | ||||
Продолжение таблицы 2 | |||||
Состояние коммуникационной сферы (т.н. информационное неравенство) | Общее состояние сферы НИОКР в государстве | ||||
Развитие рынка труда | Трансфер инноваций, рынок технологий | ||||
Наличие специалистов высокотехнологичных отраслей | Защита результатов интеллектуальной деятельности (РИД) | ||||
Состояние образовательной сферы | Тенденции в генерации РИД гражданами и предприятиями в РФ | ||||
ИТОГ (средний балл) | ИТОГ (средний балл) |
Проанализировав таблицу, сделать общий вывод о состоянии инновационного климата по шкале возможности-угрозы.
Инновационный потенциал определяет степень готовности субъекта выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.
В данном разделе рекомендуется дать краткую характеристику выбранной организации (основная деятельность (желательно в динамике за ряд лет), организационная структура, структура кадров, материально-техническое обеспечение).
Существуют различные качественные и количественные методики оценки инновационного потенциала.
Для решения аналитических задач с использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров. В первую очередь предлагается использовать обобщенные блоковых оценок (табл.2), в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале, трактуя их как возможности и угрозы (аналогично табл.1).
Для приближения к существующей практике рекомендуется заполнить и привести в приложениях к курсовой работе и форму государственного статистического наблюдения «Сведения об инновационной деятельности организации (Форма № 4-инновация)» либо, если организация относится к субъектам малого предпринимательства, - «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (Форма №2-МП инновация)» /1,2/ и, с учетом статистических данных, заполнить на ее основе 5-балльную оценку инновационного потенциала по рекомендуемой методике /13/, табл.3.
Таблица 3 - Оценка инновационного потенциала организации
КОМПОНЕНТЫБЛОКОВ | Уровень состояния, балл |
1. ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсного обеспечения и исполнения функций - НИОКР, производства, реализации, обслуживания) | |
1.1 Состояние продуктового проекта № 1 1.2 Состояние продуктового проекта № 2 | |
Итоговая оценка состояния продуктового блока (портфеля) | |
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК (компоненты функционального блока - стадии жизненного цикла изделий) | |
2.1 НИОКР, опытно-экспериментальные и испытательные работы 2.2 Производство: основное и вспомогательное 2.3 Маркетинг и сбыт (продажи) 2.4 Сервисные работы для потребителей | |
Итоговая оценка состояния функционального блока | |
3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК | |
3.1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ | |
1. Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие 2. Площади и рабочие места, связь и транспорт 3. Оборудование и инструменты | |
Итоговая оценка состояния материально-технических ресурсов | |
3.2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ | |
1. Состав и компетентность руководителей 2. Состав и квалификация специалистов 3. Состав и квалификация рабочих | |
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов |
Продолжение таблицы 3
3.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | |
1. Научно-технический задел; патенты и «ноу-хау»; научно-техническая информация 2. Экономическая информация 3. Экономическая информация | |
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов | |
3.4 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ | |
1. Возможности финансирования из собственных средств 2. Обеспеченность оборотными средствами 3. Обеспеченность средствами на зарплату | |
Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов | |
ИТОГО ПО ВИДАМ РЕСУРСОВ | |
3.1 Состояние материально-технических ресурсов 3.2 Состояние трудовых ресурсов 3.3 Состояние информационных ресурсов 3.4 Состояние финансовых ресурсов | |
Итоговая оценка состояния ресурсного блока | |
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК | |
4.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА | |
1. Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления 2. Функции: состав и качество разделения труда 3. Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей 4. Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям | |
Итоговая оценка состояния организационной структуры | |
4.2 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ПО ВСЕМ ФУНКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ | |
1. Прогрессивность используемых технологий и методов 2. Уровень автоматизации | |
Итоговая оценка состояния технологии | |
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА | |
1. Коммуникационная система и язык общения 2. Традиции, опыт и вера в возможности организации 3.Трудовая этика и мотивирование | |
Итоговая оценка состояния организационной культуры | |
ИТОГО ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА | |
Продолжение таблицы 3 | |
4.1 Организационная структура 4.2 Технология процессов 4.3 Организационная культура | |
Итоговая оценка состояния организационного блока | |
5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК | |
5.1Общее, функциональное и проектное руководство 5.2Система управления: планирование, организация, контроль, стимулирование, координация 5.3Стиль управления (сочетание автономности и централизации) | |
Итоговая оценка состояния управленческого блока | |
ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА | |
1 Состояние продуктового блока 2 Состояние функционального блока 3 Состояние ресурсного блока 4 Состояние организационного блока 5 Состояние управленческого блока | |
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала |
Определив итоговые баллы, полученные в результате экспертных оценок инновационного климата и инновационного потенциала, определим инновационную позицию организации по формуле (1).
(1) |
где: – итоговое значение инновационной позиции;
– итоговый балл оценки инновационного потенциала;
– итоговый балл оценки инновационного климата.
Таким образом, становится видно преобладание возможностей или угроз при внедрении инноваций для конкретной организации.
На основе сделанных выводов рекомендуется описать внедрение новшеств в рамках базовой стратегии организации (табл.4) и выбрать инновационную стратегию развития (табл. 5).
Таблица 4 -Инновационная часть базовых стратегий развития фирмы
Базовая стратегия | Инновационные стратегии |
Группа стратегий интенсивного роста: глубокое проникновен. (усиление позиций) на данный рынок с данным продуктом | Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы |
Развитие рынка – маркетинговая инновация (новый рынок – старый товар) | |
Развитие продукта – продуктовая инновация (новый товар – старый рынок) | |
Группа стратегий интеграционного роста | Вертикальная интеграция вниз (с поставщиками) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с поставщиками, снабженческими фирмами |
Вертикальная интеграция вверх (с потребителями) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с потребителями, сбытовыми фирмами | |
Горизонтальная интеграция (с отраслевыми организациями-конкурентами) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с разрабатывающими и производящими организациями отрасли | |
Группа стратегий диверсификационного роста | Конструкторская (центрированная) диверсификация – Конструкторская (продуктовая) инновация: новый продукт, старая технология, старый рынок |
Конструкторско-технологическая (горизонтальная) диверсификация - Конструкторская и технологическая инновации: новый продукт, новая технология, старый рынок | |
Конгломеративная (чистая или полная) диверсификация – Конструкторская, технологическая и маркетинговая инновации: новый продукт, новая технология, новый рынок | |
Группа стратегий сокращения (сокращение издержек) | Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы |
Ликвидация структурных звеньев – Организационные и управленческие инновации | |
Сокращение кадров – Технологическая, организационная и управленческая инновации |
Таблица 5 - Инновационные стратегии НИОКР (направлены на совершенствования продукции)
Тип стратегии | Краткая характеристика |
Лицензионная | Исследования приобретаются у других организаций, могут иметь незаконченный характер, происходит частичное финансирование НИОКР |
Стратегия исследовательского лидерства | Постоянные инвестиции в НИОКР, достижение долговременного нахождения на лидирующих позициях |
Стратегия следования за жизненным циклом | Накопление НИОКР для замещения выбывающих продуктов |
Стратегия параллельной разработки | Приобретение лицензий на продукт с целью форсированного освоения, ускорения производства и создания на базе приобр. лицензий своих разработок |
Стратегия опережающей наукоемкости | Увеличение наукоемкости продукции для снижения себестоимости производства и занятия лидирующих позиций в отрасли |
Отношение организации к инновациям хорошо иллюстрирует характеристика инновационного поведения по теории Раменского-Фризевинкеля. Если есть возможность, сделайте вывод о типе организации (виолент, патиент, эксплерент либо коммутант).