С целью реализации инновационной стратегии необходимо выбрать новшество и разработать его технико-экономическое обоснование.
Выбор новшеств осуществляется на основании методов технологического прогнозирования, например экспертных (метод «мозгового штурма», метод Дельфи и др.), либо описательных методов (морфологический, метод аналогий, метод сценариев, метод дерева целей и др.).
На основании инновационной стратегии определяется, с какого этапа жизненного цикла стартует инновационный процесс. Осуществляется разработка (НИР, ОКР), внедрение или диффузия - коммерциализация новшества (в соответствии со стадиями жизненного цикла инноваций.
В ходе разработки необходимо провести поиск аналогов по доступной библиотеке Роспатента (www.fips.ru) и выбрать подходящий патент (устройство, способ, вещество, дизайн), либо доказать, что аналоги отсутствуют.
После краткой характеристики новшества рекомендуется классифицировать идею по методикам инновационного менеджмента (табл.6). Таблицу следует перенести целиком, подчеркнув относящиеся к выбранному типу строчки.
Таблица 6 - Классификация инноваций
Классификационный признак | Вид инновации |
1. Сфера приложения | 1. Научно-технические 2. Организационно-экономические 3. Социально-культурные |
2. Характер удовлетворяемых потребностей | 1. Создание новых потребностей 2. Развитие старых потребностей |
3. Предмет приложения | 1. Технологические, в т.ч. в сфере услуг (продуктовые, процессные) 2. Маркетинговые (изменения дизайна, упаковки продукции, изменения методов маркетинговой деятельности) 3. Организационные (новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, изменения во внешних связях) |
4. Степень радикальности | 1. Базисные 2. Системные 3. Улучшающие 4. Псевдоинновации |
5. Масштабы распространения | 1. Экономика в целом 2. Экономика страны 3. Многоотраслевые 4. Отрасль |
Продолжение таблицы 6 | |
5.Предприятие 6.Подразделение | |
6. Способ разработки | 1. Собственными силами 2. С привлечением внешних фирм |
7. По источнику появления | 1. НТП 2. Потребности общества 3. Потребности предприятия |
8. По причине возникновения | 1. Стратегические 2. Реактивные |
9. По роли в процессе производства | 1. Основные (создают новые рынки, лежат в основе новых отраслей) 2. Дополняющие |
10. По характеру связи с наукой | 1. Восходящие 2. Нисходящие |
11. По характеру воздействия на рыночно-технологические возможности организации | 1. Архитектурные (Новый рынок, новые продуктово-технологические возможности) 2. Революционные (Старый, новые) 3. Нишесоздающие (Новый, старые) 4. Регулярные (Старый, старые) |
12. По глубине вносимых изменений (по классификации Ф.Валенты) | 0 – регенерация первоначальных свойств 1- изменение количественных свойств системы 2 – перегруппировка составных частей 3 - адаптивные изменения 4 – новый вариант 5 – новое поколение 6 – новый вид 7 – новый род |
|
Краткий маркетинговый анализ провести по основным правилам данной дисциплины с учетом предполагаемой емкости рынка.
Маркетинговые исследования рекомендуется производить в следующем порядке: анализ потребителей – анализ рынка – анализ конкурентной ситуации – изучение и выбор каналов сбыта – выбор комплекса маркетинга. По каждому аспекту необходимо сделать определенные выводы.
|
В результате необходимо установить следующие параметры:
- установить сегмент потребителей продукции;
- емкость рынка и объем продаж с учетом доли конкурентов, а также технологических и др. возможностей предприятия;
- цену инновационного продукта.
2.3. Производственный план. Расчет потребности в финансировании
На основе маркетингового анализа необходимо составить производственный план на 1 год, с учетом производственных возможностей и уточнить цену с учетом затрат на производство и реализацию.
Для составления плана рекомендуется подробно проработать спецификацию изделия и технологическую карту производственного процесса по созданию данного продукта (услуги) по предлагаемым примерным схемам (табл.7,8).
Таблица 7 – Спецификация на изделие (услугу)
Наименование материалов и комплектующих | Единицы измерения | Количество на единицу изделия (услуги) | Стоимость, руб. |
Итого | Х | Х |
Данные изменения ресурсов структурировать как капитальные (единовременные) и текущие и занести в таблицы (см. табл. 9,10,11), в дальнейшем их необходимо использовать как основу экономического анализа.
Наличие и отсутствие ресурсов, а также время на изготовление изделия (с учетом совмещения операций) можно привести в технологической карте производственного процесса (табл.8).
Таблица 8 – Технологическая карта производственного процесса
Наименование операции | Время на операцию, час. | Потребности в материальных ресурсах | Требуемый персонал | Наличие/ отсутствие персонала(+/-) | Требуемое оборудование | Наличие/ отсутствие оборудования (+/-) |
В случае перехода прав на объект интеллектуальной собственности (патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак и др. средства индивидуализации, ноу-хау) необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.
|
Данный договор подлежит государственной регистрации, если само право на РИД требует обязательной гос. регистрации. (ст.1232, 1369 ГК).
Предполагаемую стоимость лицензионного договора рассчитать исходя из стоимости государственной регистрации и суммы роялти (паушального платежа и др.) на основании маркетингового анализа и плана производства инновационного продукта (услуги).
Сумма роялти рассчитывается по формуле (2):
(2) |
где – объем ожидаемого выпуска продукции в году t;
– продажная цена продукции в году t;
– размер роялти в году t;
Т – срок действия лицензионного договора
t - изменяется в пределах от 1 до Т.
Паушальный платеж уплачивается единовременно, поэтому размер отчислений приводится к моменту платежа c помощью дисконтного множителя (3).
(3) |
где а - ставка дисконта;
t – период с даты подписания договора до даты получения лицензиаром роялти в соответствующем году.
Годовой размер роялти () можно узнать из сложившейся практики делового оборота, либо из литературных источников по оценке интеллектуальной собственности /18/.
При расчете единовременных и текущих затрат необходимо понимать, что паушальный платеж включается в единовременные затраты, а далее учитывается в составе текущих как расходы будущих периодов (аналогично амортизации). Роялти относятся к периодическим выплатам и сразу включаются в текущие затраты.
При приобретении исключительных прав, сумма лицензионного договора учитывается в составе нематериальных активов и амортизируется по правилам ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
После разработки спецификации и технологической карты необходимо провести анализ эффективности с учетом производственного плана и структуризации затрат на производство в расчете на год (табл.9,10,11).
Таблица 9 – План единовременных вложений
Наименование | Стоимость без НДС, руб. | Срок полезного использования, срок списания, лет | Метод амортизации (ПБУ 6/01, 14/2007, 17/02) | Годовая сумма амортизации (РБП), руб. |
1. Маркетинговые исследования | Х | Х | Х | |
2. Обучение персонала | Х | Х | Х | |
3. Затраты на заключение лицензионного договора | Х | Х | Х | |
4. Затраты на регистрацию лицензионного договора | Х | Х | Х | |
5.Приобретение ОС, ИТ | ||||
6.Сумма паушального платежа | Х | |||
7.Стоимость исключительной лицензии |
Таблица 10 – Переменные затраты в расчете на 1 год в текущих ценах, необходимые для реализации новшества
Наименование ресурса | В расчете на ед. изделия | В расчете на месяц | Сумма за год | |||
Кол-во, тариф | Сумма, руб. | Кол-во | Сумма, руб. | Кол-во | Сумма, руб. | |
1.Материальные ресурсы: - сырье, шт.,кг,... - топливо - электроэнергия - транспортно-заготовительные работы | ||||||
2. Оплата труда - основной персонал, чел. | ||||||
3. Отчисления на социальные нужды: - ОСС по основному персоналу (уплачиваются по страховому тарифу в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, зависят от применения специальных налоговых режимов) - ФСС по классу профессионального риска (варьируется от 0,2 до 8,5% ФОТ по трудовым договорам) | ||||||
4.Роялти | ||||||
Итого | Х | Х | Х |
Таблица 11 – Постоянные затраты в расчете на 1 год в текущих ценах, необходимые для реализации новшества
Наименование ресурса | В расчете на месяц | Сумма за год | ||
Кол-во, тариф | Сумма, руб. | Кол-во | Сумма, руб. | |
1. Оплата труда: - управленческие кадры (если будут изменены в ходе реализации проекта) | ||||
2. Отчисления на социальные нужды по новому управленческому персоналу: - ОСС (непроизводственного персонала) - ФСС по классу профессионального риска | ||||
3.Амортизация (по всему новому оборудованию и НМА) | Х | Х | ||
4. Прочие расходы на производство и внедрение инновации - прочие материальные ресурсы (офисные расходы), если потребуются дополнительно для реализации новшества - аренда, лизинговые платежи - расходы на новые управленческие функции - РБП (паушальный платеж) - налоги (если уплачивают): - транспортный налог - ресурсные налоги - земельный налог | ||||
6. Прочие непроизводственные расходы: - налог на имущество -% по кредитам, взятым на реализацию проекта | Х | |||
Итого | Х | Х |
Структуру затрат сформировать по правилам бухгалтерского учета (ПБУ 5/01, 6/01, 14/2007, 9/99,10/99, 17/02).
С целью оценки результатов операционной деятельности необходимо определить объем безубыточного производства, используя следующие формулы (4,5,6):
(4) |
где: – выручка от реализации продукта в точке безубыточности;
– договорная цена единицы i-той продукции;
– количество единиц реализованной продукции в точке безубыточности.
(5) |
где: – себестоимость реализованной продукции;
– переменные затраты на единицу конкретного вида продукции;
– постоянные затраты, отнесенные на проданную продукцию.
Учитывая, что в точке безубыточности затраты на изготовление продукции равны выручке от ее продажи, получаем количество единиц реализованной продукции в точке безубыточности:
(6) |
Для нахождения эффективности и периода полной окупаемости проекта необходимо рассчитать прибыль от реализации проекта за интересующий период, сложить ее с накопленной амортизацией и соотнести их сумму с инвестиционными затратами.
Проведя данный анализ, студент должен сделать выводы о потребностях финансирования и ориентировочном периоде окупаемости текущих затрат при внедрении данной инновации.
Полный расчет эффективности инновации рекомендуется осуществить с применением ПО «Project Expert» и привести основные таблицы (кэш-фло, прибыли-убытки, эффективность инвестиций) в приложении к курсовой работе.