В этих повестях война показана глазами рядовых людей. Казакевич получил сталинскую премию. А вот Некрасов был вынужден эмигрировать.
Появляется так называемая официальная летопись войны.
Семен Бабаевский, написавший роман «Кавалер золотой звезды», получил сталинскую проемию за каждый том книги – всего 3 тома. В романе «Кавалер Золотой Звезды» (книги 1—2, (1947—1948); и в его продолжении — романе «Свет над землёй» (кн. 1; (1949); и (кн.2; (1950); изобразил восстановление разрушенного войной колхоза. Главным героем дилогии, организующим подъём в послевоенном селе, выступает фронтовик Сергей Тутаринов. Энергия и настойчивость главного героя оказывались чуть ли не единственно ценными качествами, благодаря которым решались все проблемы и преодолевались все трудности. Это подрывало читательское доверие к произведению.
Леонид Леонов, создавший «Русский лес», также получил премию. Правда, за одну книгу. Между тем, романчик этот нес в себе обычный совковый штамп – нужно беречь и охранять лес. В сюжете светятся два героя – один защитник леса, другой противик.
Константин Симонов – «Ты помнишь дороги смоленщины..»
Илья Эренбург – очерк «Убей». Цитирует письма немцев.
1. «Оттепель»: черты поэзии и прозы.
Хрущёвская о́ттепель; оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х — начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.
Появилась авторская песня – Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич.
Высоцкий выразил многое из народного создания. Спел многое из того, что скрывала пропаганды. Впрочем, поплатился за это – никогда не видел изданных сборников своих стихов. Главной в его творчестве стала «Баллада о детстве». О коммунизме.
1956 год – Доклад Хрущева о разоблачении культа личности Сталина. Распространяется этот доклад только среди членов партии, не в газетах. Читали на закрытых партсобраниях. Хрущев тогда сказал далеко не все. Но это действительно было шоком для всех людей, в особенности, для старшего поколения.
Литература долго приходила в себя после сталинского периода. Осваивала прежде закрытые темы.
Михаил Шолохов – «Судьба Человека». Эта книга стала настоящим потрясением.
Написана в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», № за 31 декабря 1956 и 02 января 1957. С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и наконец бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) перспективу на новую жизнь
В 1946 году решили прекратить военную тему - надо возрождать хозяйство. В 1956 году. Спустя десяток лет, решили снова писать о войне. С 1948 года продолжалась война с космополитизмом (из-за холодной войны). Зарубежная литература не читалась вообще.
Хрущев первым отдал крестьянам паспорта.
Из деревенской прозы:
Валентин Овечкин – «Районные будни». Впервые показано, что руководитель плохо разбирается в хозяйстве, бедственное состояние многих колхозов. Валентин Овечкин стал известен после цикла из пяти очерков, опубликованных в 1952—1956 годах в журнале «Новый мир» под общим названием Районные будни, связанных общностью темы и лиц, выведенных в них: Районные будни, На переднем крае, В том же районе, Своими руками, Трудная весна.
В этих очерках, показанное писателем ужасающее положение колхозного крестьянина (неоплачиваемый труд, отсутствие паспортов, а в силу этого фактически крепостная зависимость от местных властей), принимало характер обобщения и масштабной социальной критики всей советской тоталитарной системы. Хотя, конечно Овечкин в своих произведениях ни в коем случае не был убежденным противником советского строя. Он видел главного врага советского строя в отдельных личностях, в тех, кто его извращает, то есть в бюрократах и управленцах и не только низшего звена. В своих произведениях он вывел образ такого бюрократа в образе 1-го секретаря райкома КПСС Борзова, что по тем временам было очень и очень смело. Хотя, стоит заметить, что в последней части цикла он ставил вопрос и о необходимости системных перемен, по сути о принципиальной демократизации общества как условии его процветания.