Н. А. Семилетников
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ
Учебное электронное издание
Курс лекций
Минск
Академия управления
при Президенте Республики Беларусь
В популярной форме освещаются основные принципы дипломатического протокола, которые все в большей степени становятся и нормами делового общения. Курс лекций предназначен для студентов, слушателей и магистрантов Академии управления при Президенте Республики Беларусь, изучающих менеджмент, международные отношения и международное право,
а также для сотрудников министерств и ведомств, органов государственного управления различного уровня, представителей делового мира, работающих
с партнерами как внутри страны, так и за ее пределами.
Рецензенты:
В. Н. Конобеев, кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и практики государственного управления
С. С. Огурцов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь, Почетный консул Республики Кипр в Республике Беларусь
Для сетевого распространения
Редактор А. И. Классеп
Издатель Академия управления при Президенте Республики Беларусь
ЛИ № 02330/0494319 от 01.04.2009 г.
220007, г. Минск, ул. Московская, 17
Тел.: (017)222-74-91; 222-72-82
e-mail: post@pac.by
https://www.pacademy.edy.by/
№ регистрации 3
© Семилетников Н.А., 2009 | ||
ISBN 978-985-457-920-7 | © Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009 |
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ №1. Дипломатический протокол – инструмент дипломатии и международного общения. 5
Вопросы для самоконтроля. 13
Список литературы.. 14
Лекция 2. Протокол в сфере внешней политики и дипломатии. 15
Вопросы для самоконтроля. 22
Список литературы.. 23
|
ЛЕКЦИЯ №3. Применение дипломатического протокола в деятельности центральных органов внешних сношений. 25
Компетенция центральных (внутригосударственных) органов внешних сношений. 32
Полномочия Президента, Парламента, Правительства. 35
Вопросы для самоконтроля. 44
Список литературы.. 45
Лекция №4. Основные положения государственной протокольной практики республике беларусь. 46
Характер и формат визитов. 49
Другие протокольные мероприятия в Республике Беларусь. 56
Вопросы для самоконтроля. 57
Список литературы.. 59
Лекция №5. Из протокольной практики некоторых зарубежных государств 60
Дипломатический протокол в ООН.. 79
Правила и традиции вручения памятных сувениров в различных странах мира. 82
Вопросы для самоконтроля. 89
Список литературы.. 89
Лекция № 6.Официальные приемы в межгосударственном общении. 91
Дневные приемы.. 91
Вечерние приемы.. 92
Этикет поведения за столом.. 93
Одежда для официальных приемов. 96
Вопросы для самоконтроля. 99
Список литературы.. 100
Лекция № 7.Дипломатическая переписка. 102
Язык документов дипломатической переписки. 103
Виды документов дипломатической переписки. 103
Образцы памятных записок. 116
Вопросы для самоконтроля. 121
Список литературы.. 121
Лекция 8.Приемы в практике повседневной дипломатической работы и делового общения. 123
Виды дипломатических приемов и их характеристика. 124
Организация приемов. 128
Правила рассадки на официальных приемах. 134
Протокольное реагирование на отдельные события. 137
Вопросы для самоконтроля. 139
Список литературы.. 140
Лекция №9. Протокольное обеспечение визита зарубежных делегаций. Программа пребывания. 142
|
Переговорный процесс (советы для деловых людей) 146
Визитные карточки и их применение. 161
Вопросы для самоконтроля. 163
Информационная часть. 164
Литература. 164
Основная. 164
Дополнительная. 166
ЛЕКЦИЯ 1. Дипломатический протокол — инструмент дипломатии и международного общения
Многовековой опыт развития международных отношений позволил выработать важнейшие правила общения между представителями различных стран. Эти правила в наиболее концентрированном виде представлены в дипломатическом протоколе и этикете. Особая роль дипломатического протокола была связана с тем, что в течение многих лет международные отношения в основном развивались на международном уровне, где отступление от протокола могло повлечь за собой серьезные политические последствия. По мере широкого развития внешних экономических связей, когда в процесс международного общения включается все большее число представителей делового мира, строгое соблюдение правил дипломатического протокола находит свое применение и на этом уровне. Таким образом, важнейшие общепризнанные нормы делового протокола и этикета базируются на основе принципов дипломатического протокола и этикета.
Равноправное, нормальное общение между представителями разных государств было бы невозможно, если бы они не придерживались общих основополагающих принципов взаимоотношений:
- уважение суверенитета;
- уважение равенства;
- уважение территориальной целостности;
- невмешательства во внутренние дела друг друга.
|
Дипломатическая служба, выполняя стоящие перед ней задачи, соблюдает при осуществлении различных внешнеполитических мероприятий определенные традиции, условности и правила, совокупность которых называется дипломатическим протоколом, или сокращенно протоколом.
Слово «протокол» происходит от греческого protokollon (ргоtos — первый и kolla — клеить), которое в Средние века означало правила оформления документов, а затем правила ведения архива. Со временем слово «протокол» стало применяться к правилам ведения дипломатических дел. Отсюда возникло современное название — дипломатический протокол.
Отдельные нормы дипломатического протокола называются церемониалом, например, церемониал вручения верительных грамот, церемониал встречи или проводов официальной делегации и т. п.
Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости», в понятие которого входит соблюдение почтительности и уважения всего, что символизирует и представляет государство.
С соблюдением правил дипломатического протокола:
- назначаются главы дипломатических представительств — послы, посланники, постоянные поверенные в делах, временные поверенные в делах,
а также военные атташе;
- происходит вручение верительных и отзывных грамот;
- осуществляются дипломатические визиты и ведутся беседы;
- проводятся разные виды дипломатических приемов — завтраки, обеды, ужины, приемы типа «коктейль», «а ля фуршет», «жур фикс» и т. п.;
- ведется дипломатическая переписка;
- происходят прием и проводы официальных делегаций;
- ведутся переговоры;
- созываются международные конференции и совещания;
- подписываются международные договоры и соглашения;
- осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события;
- соблюдается этикет гимна и государственного флага.
В соответствии с правилами дипломатического протокола определяется поведение дипломатов в стране пребывания, их одежда в официальных случаях и т. д.
Этот перечень не является исчерпывающим и, можно сказать, ни одна из внешних форм деятельности в международном общении не осуществляется без соблюдения правил дипломатического протокола.
Полем применения дипломатического протокола являются также международные организации, такие, как: ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, МАГАТЭ и многие другие. В протоколе этих организаций есть своя специфика, однако в его основе лежат общепринятые протокольные нормы.
Протокол является международным, поскольку его основные правила общепризнаны и во всех странах соблюдаются более или менее одинаково. Конечно, каждая страна может вносить и вносит в них свои дополнения
и поправки, вытекающие из ее социального строя, национальных или религиозных традиций и обычаев. В Индии, например, существует обычай надевать на прибывающего в страну почетного гостя венок из цветов. Складывающийся в странах СНГ протокол стремится к максимальному упрощению протокольных церемоний, к демократизации и простоте протокольных норм, к деловитости.
Однако дипломатам, а также другим работникам в области международных отношений хорошее знание правил дипломатического протокола важно и необходимо, во-первых, для того чтобы самому правильно применять их в своей работе и, во-вторых, для того чтобы распознавать их значение, в особенности, когда они содержат в себе преднамеренное желание нанести протокольной формой ущерб престижу государства, его руководителям или его официальным представителям.
Протокольные правила возникли не вдруг и не в результате изобретения, сделанного каким-либо дипломатическим или политическим деятелем, или же решения какого-либо международного форума. Исторически правила дипломатического протокола в виде обычая возникли в глубине веков, начиная с образования примитивных государственных форм, в результате частого и однообразного соблюдения одинаковых обычаев и условностей в общении в одинаковых по существу событиях, например, при объявлении войны, предложении о перемирии, при заключении договоренностей и т. д. Естественно, с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций менялись и протокольные нормы. Интересна, например, история возникновения такой нормы дипломатического протокола, как почетный караул в честь высоких иностранных гостей.
Известно, что до XV в., а в некоторых странах до XVII в., постоянных дипломатических представительств не существовало, а отношения между государствами поддерживались направлением время от времени специальных посольств. Обычно такие посольства сопровождались большой свитой. С посольством следовал значительный багаж богатого гардероба посла и свиты,
а также ценных подарков (в Оружейной палате Московского Кремля можно видеть такие подарки иностранных послов, преподнесенные русским царям). Богатые одежды посла и его свиты и ценные подарки должны были показать богатство его страны. В те времена было небезопасно путешествовать без вооруженной охраны. Эту охрану, в дополнение к собственной посольской охране, выделяло принимающее государство, и она от границы сопровождала посольство. Со временем простая форма охраны посольства превратилась
в форму демонстрации военной силы принимающего государства. Кроме караула, сопровождающего посольство, в главных городах на пути следования, а в особенности в столице, стали выставлять войска с вооружением. Во время следования посольства шла стрельба из пушек, играла военная музыка. Внешне это носило форму оказания воинских почестей, а по существу являлось замаскированной военной демонстрацией. Она должна была показать военную мощь страны и тем самым поразить воображение иностранных гостей. В дальнейшем с учреждением постоянных дипломатических представительств — посольств и миссий — необходимость в демонстрации военной силы в таком виде отпала, но сама форма выставления почетного караула, во многом измененная, осталась и превратилась в современную норму международного дипломатического протокола. В настоящее время в большинстве стран мира в честь официальных иностранных делегаций, возглавляемых руководящими деятелями государства, при их встрече выставляется военный почетный караул, исполняются государственные гимны, производится артиллерийский салют.
Потребовалось очень много времени, прежде чем выработались и стали общепризнанными также другие современные правила протокола. Так,
по вопросу определения старшинства между главами дипломатических представительств были выработаны специальные постановления Венского конгресса от 19 марта 1815 г., подводившего итоги наполеоновским войнам,
и Аахенского конгресса Священного союза от 21 ноября 1818 г.
Эти два постановления лежали в основе международной протокольной практики до 1961 года, просуществовав, таким образом, почти 150 лет.
18 апреля 1961 г. в Вене в результате многолетней работы по кодификации посольского права различных комитетов и комиссий Лиги наций, а затем Организации Объединенных Наций была подписана с участием СССР Венская конвенция о дипломатических сношениях. Эта конвенция в настоящее время регулирует многие вопросы дипломатической практики, в том числе и протокола.
До постановлений Венского и Аахенского конгрессов вопрос о старшинстве глав дипломатических представительств вызывал очень много споров, поскольку каждый из них претендовал на более почетное место на официальных цремониях, на приемах и т. д. Эти споры приводили
к вооруженным столкновениям и даже убийствам.
В книге Жюля Камбала «Дипломат», например, описывается следующий случай:
«Раньше, когда посол прибывал на свой пост, его принимали с церемониями. Он, как выражались, совершал свой въезд. Все послы выезжали к нему навстречу в своих каретах и провожали его до дома. Это показное проявление вежливости чаще всего служило поводом для конфликтов, ибо каждый из этих господ оспаривал право на занятие более почетного места. Дипломатическая история полна таких ссор. В 1661 г. в Лондоне во время въезда шведского посла слуги испанского посла графа Ваттевиля поссорились с лакеями французского посла графа д’Эстрада и перерезали постромки у его коляски; были пущены в ход шпаги, и много французов, испанцев и англичан было убито на месте».
Еще один подобный случай. В 1768 г. в Лондоне происходил дворцовый бал. Французский посол, опоздав на него, увидел, что на его месте рядом с австрийским послом сидит русский дипломат. Француз обошел их,
а затем втиснулся между ними. Это привело к дуэли, во время которой русский посол был ранен.
В настоящее время дипломатам нет необходимости браться за шпаги
в споре за свое старшинство. Дипломатический протокол очень быстро
и точно решает этот вопрос.
Следует заметить, что старшинство для официального лица имеет значение и во время пребывания в частном доме. Однажды «Нью-Йорк тайм мэгэзин» сообщила, что один иностранный посол в Вашингтоне, будучи приглашенным сенатором на обед, отказался сесть за обеденный стол, так как ему было отведено недостаточно почетное место. На обеде присутствовали
и другие официальные лица. Этот посол сказал, что как частное лицо он мог бы сидеть хотя бы и под столом, но как представитель своей страны он должен занять достойное место. Хозяин дома не стал спорить и посадил его первым по правую от себя руку.
В историческом прошлом России дипломатический протокол, называвшийся в те времена церемониалом, являлся одним из орудий борьбы за становление и суверенитет Московского государства. Московские послы весьма ревностно, например, отстаивали «государеву честь», государственное именование великого князя, его титул, в котором перечислялись все принадлежавшие ему земли, в том числе завоеванные. В XVII в. говорилось: «Самое большое дело государскую честь остерегать; за государскую честь должно нам всем умереть. Прежде всего, нужно оберегать государское наименование». Титул Великого князя Московского, а позднее царя как протокольная форма выражал целостность государства и подтверждение конкретных территориальных прав. Искажение титула или пропуск его составных частей в устном обращении или в дипломатических документах был равнозначен отрицанию приобретенных прав. Известно, что титул царя Ивана IV Грозного, венчавшегося на царство в 1547 г., различные государства признали не сразу. Английская королева Елизавета I, будучи заинтересованной
в торговле с Россией и в отмене таможенных пошлин для английских купцов, стала именовать Ивана IV Грозного в своих письмах «царем» с 1555 г. Польша признала этот титул только в 1634 г. по Поляновскому договору. Хотя Петр I игнорировал многие правила дипломатического этикета, русская дипломатия, по его указанию, настойчиво боролась за международное признание его императорского титула. Петр I был провозглашен императором
22 октября 1721 г. При его жизни этот титул признали лишь Голландия
и Швеция, после его смерти — Франция в 1762 г., Польша в 1764 г. Очень большую щепетильность в вопросе о титуле проявляла Екатерина.
В истории много примеров, подтверждающих важное значение протокола в дипломатической деятельности любого государства.
Соблюдение протокола в международном общении является обязательным, поскольку отступление от его общепризнанных правил или тем более нарушение их может нанести ущерб престижу, чести и достоинству другого государства, его руководителям или его официальным представителям,
а следовательно, привести в какой-то мере к осложнениям во взаимоотношениях.
В дипломатической практике немало случаев, когда из-за нигилистского отношения к правилам дипломатического протокола («обойдусь без протокола») создавались конфликтные ситуации в отношениях.
Все равны, но некоторые равнее
В полдень 4 июля в сквере перед резиденцией американского посла «Спасо - хаус», что неподалеку от станции метро «Смоленская», москвичи могли наблюдать любопытную картину — длиннющую, метров на сто, очередь, о каких в Москве уже забыли. Приглашенные на прием по случаю Дня независимости США выстаивали по 30 ‑ 40 минут. Прохаживавшийся вдоль шеренги гостей американский охранник в форме морского пехотинца спрашивал, нет ли у кого-нибудь из «очередников» приглашения с флажком: таких он, как особо уважаемых, препровождал в резиденцию без очереди.
Оказалось, что для прохода на прием, как в таможне, устроены две линии: обычная — для «рядовых», среди которых было немало известных деятелей российской культуры и науки, и «зеленая» — для политической элиты, действующей
и отставной. Видел, как вслед за председателем думского комитета, бывшим послом России в США Владимиром Лукиным по «зеленке» прошли бывший министр иностранных дел СССР и в прошлом посол в Вашингтоне Александр Бессмертных,
а затем лидер коммунистов Геннадий Зюганов.
Хозяин, конечно, барин. Ему определять, как принимать гостей и чем их потчевать (угощали почему-то украинским шампанским). Вот только припоминаю, что в Вашингтоне
в бытность А. Бессмертных советником-посланником, а потом советским послом в США на приемы по случаю праздника 7 ноября все американские гости выстраивали одну очередь. На моих глазах Ричард Никсон и Генри Киссинджер отказались от предложенной привилегии пройти в посольство вне очереди и явились на прием вместе со всеми. Правда, там очередь двигалась раз в пять быстрее, чем у американского посольства в Москве.