Характеристика конкурентоспособности организаций как экономической категории




Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3

Глава 1. Особенности организации обеспечения конкурентоспособности предприятий и фирм…………………………………..4

1.1 Характеристика конкурентоспособности организаций как экономической категории………………………………………………………...4

1.2 Обеспечение конкурентоспособности компаний и методы ее оценки………………………………………………………………………….…11

Глава 2. Организация обеспечения конкурентоспособности предприятия на примере ОАО "Дзержинское"………………………………...35

2.1 Организационно-экономическая характеристика компании……….35

2.2 Оценка и обеспечение конкурентоспособности акционерного общества…………………………………………………………………...……..45

Глава 3. Способы повышения уровня и улучшения конкурентоспособности организации………………………………………….52

Заключение…………………………………………….………………….54

Список литературы………...……………………………………………..56

Приложение………………..……………………………………………...59

 

Введение

В условиях рыночной экономики ключевым фактором успешности деятельности хозяйствующего субъекта выступает его конкурентоспособность, являющаяся важнейшей экономической категорией, приобретающей особую значимость в эпоху глобализации. Высокий уровень конкурентоспособности предприятия служит гарантом получения высокой прибыли, поскольку все ресурсы предприятия при этом используются довольно продуктивно. Следовательно, в условиях существующей модели социально-экономического развития страны вопросы конкурентоспособности организации занимают главенствующее место в теории национального хозяйства.

Цель данного курсового проекта — исследование содержания, методов оценки и организации обеспечения конкурентоспособности предприятия на примере ОАО "Дзержинское".

Для достижения этой цели были поставлены такие задачи, как:

· описать сущность, классификацию конкурентоспособности, факторы, влияющие на ее уровень;

· охарактеризовать методы оценки конкурентоспособности организаций;

· проанализировать направления деятельности, экономическое состояние и организационную структуру ОАО "Дзержинское";

· исследовать организацию обеспечения конкурентоспособности предприятия и показать методы ее оценки на примере вышеуказанной организации.

 

Глава 1. Особенности организации обеспечения конкурентоспособности предприятий и фирм

Характеристика конкурентоспособности организаций как экономической категории

Конкурентоспособность организации является сложным понятием, это интегральная характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием результаты его деятельности в течение определенного периода. Это достаточно динамичная, взаимоувязанная система элементов, каждый из которых предназначен для отражения оценки определенного вида конкурентного потенциала.

Конкурентоспособность предприятия – экономическая категория, отражающая его способность выпускать конкурентоспособную продукцию, его конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, поэтому оценка степени конкурентоспособности предприятия предполагает в первую очередь выбор базовых объектов для сравнения. Сравниваемые предприятия-конкуренты должны обладать соизмеримостью: характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью; сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция; фаз жизненного цикла, в котором функционирует предприятие[1].

Конкурентоспособность предприятия – способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у других рыночных контрагентов в своей рыночной нише. Поэтому конкурентоспособность предприятия складывается из трех основных факторов: ресурсного (физические затраты ресурсов на единицу готовой продукции); ценового (уровень и динамика цен на все используемые ресурсы производства и готовую продукцию); «фактора среды» (экономическая политика государства и степень ее воздействия на рыночного контрагента).

На микроуровне само предприятие способно контролировать прежде всего ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой компании по организации НИОКР, накоплению основного капитала, маркетинга, системы производственной кооперации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Организация управления, технологический и финансовый потенциал предприятия могут обеспечить рост ресурсной компоненты конкурентоспособности. Труднее контролировать рыночные цены на сырье и полуфабрикаты, а также на собственную готовую продукцию, так как уровень цен во многом зависит от состояния мировой и национальной экономики. В «фактор среды» входят такие составляющие, как надежность банковской системы, уровень инфляции, банковский процент, валютный курс, внешнеторговый тариф и другие, непосредственно влияющие на конкурентоспособность предприятия. Поэтому предприятия, особенно малые и средние, не могут контролировать значительное число внешних факторов конкурентоспособности[2].

К. А. Парахина и В. Н. Парахина: конкурентоспособность предприятия – характеристика, которая выражает отличия данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности; Г. Л. Азоева, П.С. Завьялова и Л. Ш. Лозовского: конкурентоспособность — способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей; О. Калдыбаева и А. Темирбаева: конкурентоспособность предприятия – это экономические, технические, организационные возможности предприятия и его преимущество перед конкурентами, возможности предприятия выдержать конкуренцию: например, снижать издержки производства, повышать качество продукции, устойчиво занимать определённую долю ренты и получать высокие доходы; Г. Л. Багиева, В. М. Тарасевича и Х. Анн: конкурентоспособность предприятия — реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него возможностей проектировать, изготовлять, и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем для конкурентов; С. Г. Светунькова: свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-ориентированных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов[3],[4].

Существуют два источника конкурентоспособности предприятия: операционная эффективность и стратегическое позиционирование. Операционная эффективность вбирает в себя комплексную оценку выполнения предприятием тех или иных видов деятельности, позволяющих более рационально использовать имеющиеся у него факторы производства. Уровень операционной эффективности предприятия в значительной степени зависит от факторов его базирования. Отражая гибкость технологической оснащенности предприятия, способность производить широкий диапазон товаров, в том числе и тех, которые обладают новизной, операционная эффективность, с одной стороны, создает условия для повышения рыночной адаптивности хозяйствующего субъекта, с другой – характеризует рентабельность производственной деятельности предприятия. Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, предопределенной сочетанием видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов. Стратегическое позиционирование состоит из двух составляющих. Первая – это способность приспосабливаться к внешней среде, она отражает результативность процесса обновления предприятия. Эта составляющая характеризует гибкость и адаптивность хозяйствующего субъекта к условиям внешней среды. Второй составляющей стратегического позиционирования является инновационность, постоянно протекающие инновационные процессы, направленное воздействие которых обеспечивает внедрение новшеств во все сферы деятельности предприятия. Инновационность, таким образом, будучи залогом успешности предприятия в конкурентной борьбе, служит источником адаптивности. Данные составляющие формируют необходимые и достаточные условия рыночного стратегического позиционирования хозяйствующего субъекта.

Более предпочтительно выглядят те предприятия, которые, с одной стороны, способны в кратчайшие сроки осваивать производство разнообразных товаров того же класса, что и у соперников-конкурентов, с другой – предлагать своим покупателям новые товары и услуги, учитывая меняющиеся требования рынка либо инициируя формирование потребностей более высокого уровня[5].

Инновационные процессы, непрерывно и ритмично протекающие на предприятии и охватывающие все стороны его деятельности, востребованы влиянием факторов конкурентной среды. Активная инновационность хозяйствующего субъекта повышает степень его соответствия требованиям рынка, то есть поднимает уровень его адаптивности. Адаптивность, по сути дела, выступает как форма выражения отношений предприятий с внешней средой, характеризуя результативность процессов обновления. Инновационность и адаптивность предприятия определяют эффективность его стратегического позиционирования – одного из двух источников конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Основными группами факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия, являются следующие: технико-технологическая группа — включает факторы, характеризующие производственное оборудование, предметы труда, состав и технологию выполняемых работ. Эта группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, совершенство применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия; организационно-управленческая группа — содержит факторы, приводящие в действие технико-технологическую подсистему благодаря организации производства и труда, подбору персонала, внедрению прогрессивной системы оплаты труда; финансово-экономическая — концентрирует в себе факторы функционирования предприятия с позиций эффективного распоряжения ресурсами, доходности и финансовой устойчивости; социально-психологическая группа факторов — охватывает персонал предприятия, его организационную культуру, ценности, потребности и интересы работников. Необходимо поддерживать здоровый морально-психологический климат в коллективе, то есть создавать нормальные условия труда и отдыха для развития потребностей в самовыражении и самоактуализации; природно-географическая группа факторов — существенно определяя ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта либо масштабы его дефицитности, факторы данной группы заставляют предприятие соответствующим образом выстраивать свою логистическую структуру, постоянно совершенствовать технологию производства, оптимизировать транспортные схемы перевозок, снижать энергоемкость производства; экологическая группа факторов — состоит из целого комплекса сложных технических и организационных задач, обусловленных необходимостью повышения качества воды, воздуха, земли, без успешного решения которых невозможно рассчитывать на высокий статус конкурентоспособности; отраслевая группа факторов — отражает внешние условия функционирования хозяйствующего субъекта, которые определяются потребностью в отраслевом товаре и его эксклюзивностью, наличием доступа к качественному сырью, конкурентоспособностью поставщиков, общим уровнем отраслевой концентрации, специализации и кооперирования, качеством; информационной базы управления в отрасли, системой подготовки и повышения квалификации кадров, внедрением радикальных новшеств, долей экспорта наукоемкой продукции. Эти факторы служат базовой платформой деятельности хозяйствующих субъектов, предопределяя направления совершенствования техники, технологии, организации и управления производством на каждом предприятии; рыночная группа факторов — факторы данной группы включают открытость доступа к рынку ресурсов и новых технологий, уникальность свойств выпускаемых товаров, отлаженность каналов распределения производимой продукции и эффективность системы стимулирования ее сбыта, разнообразие сервисных схем послепродажного обслуживания.

Система факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия, дает возможность разработать систему соответствующих показателей. С этой целью необходимо придерживаться ряда принципов: принцип системности: базируется на понятии системы, когда поведение каждого ее элемента влияет на поведение целого. В качестве такого целого выступает система факторов конкурентоспособности предприятия, которая проявляется в результате взаимодействия комплекса внешних и внутренних условий конкурентной борьбы. В ряде случаев тот или иной фактор может приобрести решающее значение, однако это происходит только при определенном сочетании всех прочих факторов и параметров. Поэтому для оценки такого сложного явления, как процесс повышения конкурентоспособности предприятия, показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему; принцип комплексной оценки факторов: поскольку каждый показатель системы представляет собой количественную оценку влияния на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов, то вся система логически связанных между собой и дополняющих друг друга показателей должна выстраиваться в соответствии с комплексом факторов, обусловливающих рост конкурентоспособности предприятия. Это значит, что разработке отмеченных показателей должно предшествовать исследование всего комплекса факторов, определяющих развитие изучаемого процесса; принцип функциональной управленческой направленности: в системе должны присутствовать показатели, связанные с различными управленческими функциями — планированием, организацией, учетом и контролем, мотивированием и стимулированием, координацией и регулированием; принцип учета специфики производства: разрабатываемая система должна включать в себя показатели, отражающие специфические отраслевые особенности производства и учитывающие их влияние на конкурентоспособность предприятия; принцип иерархичности показателей: показатели, органично наполняющие рассматриваемую систему, должны быть ранжированы по их важности. Выделению ведущих звеньев изучаемого процесса должны способствовать сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие наиболее полную, по возможности интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия. Частные показатели системы призваны дополнять общую картину за счет учета влияния на исследуемый процесс специфических особенностей деятельности предприятия; принцип информационной обеспеченности: создаваемая система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся в действующих формах учета и статистической отчетности информацией, обладающей полнотой, достоверностью, точностью и своевременностью поступления; принцип обеспечения сопоставимости: построение системы должно производиться с учетом соблюдения условий сопоставимости показателей по их объемным характеристикам, срокам оценки, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета; принцип непрерывности: учитывает возможную корректировку тех или иных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования или окружающей его конкурентной среде. При этом такая корректировка должна носить дискретный характер, а ее необходимость может быть установлена только по результатам практического использования разрабатываемой системы показателей[6].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: