Обеспечение конкурентоспособности компаний и методы ее оценки




Необходимость решения проблемы обеспечения соответствующего уровня конкурентоспособности предприятий обусловлены неустойчивыми темпами развития производства и многочисленными научными исследованиями по проблемам товарно-рыночной конкуренции, которые позволяют рассматривать процесс систематического ухудшения основных показателей рентабельности производства и реализации товарной продукции.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия – это комплексность порядковых действий управляющей подсистемы, сферы обеспечения, осуществляющих взаимовлияние на управляемую подсистему для достижения конкурентоспособности на рынке. Любые управленческие процессы в системе обеспечения конкурентоспособности предприятия осуществляют на основе определенной стратегии[7].

Значительную роль в обеспечении конкурентоспособности отводится кадровой политике предприятия: рациональная реализация этой стратегии поможет эффективно использовать трудовые ресурсы. В условиях происходящих радикальных преобразований в экономике, а также в условиях внедрения во все сферы производственной и хозяйственной жизни инновационных процессов и глобализации мировой экономики, глубокий интерес вызывает мировой опыт усиления роли человеческого фактора в достижении конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий и организаций. Первостепенной задачей любого современного предприятия должна стать задача, обеспечивающая всестороннее развитие профессиональных (интеллектуальных) качеств персонала и их постоянного совершенствования и плодотворного развития. Для того чтобы ядро современного предприятия составлял высококвалифицированный персонал руководству следует создавать у своих сотрудников стимул к качественному выполнению своих трудовых функций, а для этого следует сформировать и внедрить на предприятии индивидуальную (непохожую на другие) систему развития трудового потенциала. Уровень образования и профессиональные (интеллектуальные) качества выступают главными характеристиками трудового потенциала сотрудников. Чем выше уровень интеллектуального (образовательного) уровня человека, тем более оперативно и качественно выполняются им профессиональные функции, в работе допускается меньше ошибок, что повышает общий совокупный результат деятельности предприятия в целом. Объем специальных знаний и трудовых навыков, а также компетентность являются взаимосвязанными элементами профессионально-личностного развития работника, и важным условием формирования трудового потенциала работника, так как позволяют ему выполнять порученную работу более эффективно на квалифицированном уровне. Профессионализм сотрудника – это достигнутый им результат профессионального и личностного развития, который характеризуется наличием у него комплекса знаний в той или иной области, благодаря которому он способен осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне. Профессионализм управленческих кадров в целом предусматривает наличие умений и навыков (опыта), необходимых для эффективного осуществления их деятельности в динамично изменяющейся внешней среде. Эффективность использования трудового потенциала организации в целом и каждого отдельного сотрудника в частности в настоящее время приобретает довольно огромное значение. Данный фактор выступает определяющим в эффективности деятельности предприятия (его хозяйствования) и конкурентного преимущества на рынке[8].

С помощью финансовых стратегий можно сформировать инструменты и механизмы увеличения конкурентоспособности, которые бы учитывали специфику современных экономических условий, связанных с ужесточением международной конкуренции и процессами глобализации экономики. При выборе базовой финансовой стратегии целесообразно исходить из того, насколько она способна стимулировать адаптацию возможностей предприятия к конкретным рыночным условиям. Следовательно, обоснование и фильтрация соответствующего портфеля финансовых стратегий и формирование системы стратегических финансовых целей должны базироваться на исследовании условий и оценке возможностей финансового и конкурентоспособного развития предприятия в стратегической перспективе. Финансовые стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия рациональней разрабатывать на длительный срок (в основном, до 5 лет), и их важнейшими задачами являются определение объемов, источников и методов привлечения финансовых ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности предприятия. На практике различают следующие финансовые стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия: экспансионистская, постепенного развития, защитная, стабилизационная, антикризисная. Финансовая стратегия реализации конкурентных преимуществ должна быть согласована и с общей стратегией развития предприятия[9].

Затраты являются одним из самых важных экономических показателей работы предприятия, именно соотношение между доходами и расходами в конечном счете определяет финансовый результат его деятельности. От правильности выбора метода учета затрат зависит успешная деятельность предприятия и его конкурентоспособность в частности. Так как себестоимость продукции предприятий, вне зависимости от вида и сферы их деятельности, определяет финансовый результат его функционирования, применение передовых методов учета, анализа, контроля и прогнозирования затрат может содействовать повышению эффективности управления и конкурентоспособности каждого конкретного предприятия. На корпоративном уровне в анализе конкурентных затрат предприятия важное значение приобретает применение логистического подхода – обеспечение наличия необходимого продукта в нужном количестве и качестве в необходимом месте в установленное время для конкретного потребителя с лучшими ценами и наименьшими затратами. Этот подход позволяет определить ключевые показатели конкурентоспособности предприятия — качество, время и затраты как своеобразные измерители конкурентной позиции предприятия на рынке. Концентрация усилий на таком стратегическом направлении как затраты способна обеспечить предприятию лидерство в издержках на определяющем сегменте рынка, где этот фактор имеет решающее значение. Одновременный акцент на снижение затрат, повышение качества продукции и скорости вывода ее на рынок может выделять предприятие как лидера на рынке. Затраты предприятия определяют его ценовую конкурентоспособность, возможность использования ценовых методов конкурентной борьбы и «запас прочности» на случай ухудшения рынка. Они характеризуют возможности оптимального функционирования предприятия. Влияние затрат на точку безубыточности определяет возможность выхода на новые рынки: то есть, конъюнктура нового рынка является прямым путем получения прибыли. Достижение необходимой величины прибыли возможно только при низком уровне затрат[10].

Важнейший показатель деятельности организации - ее прибыль, которой необходимо эффективно управлять. Эффективность различных направлений деятельности организации (производственной, инновационной, финансовой, маркетинговой и др.) выражается в конкретных финансовых результатах, то есть в прибыли, именно она обеспечивает разностороннее развитие организации. Прибыль представляет собой сложный комплексный показатель, который важно учитывать в процессе поиска продуктивных управленческих решений различными участниками рынка (учредителями, менеджментом организации, инвесторами, кредиторами, поставщиками и потребителями). Условия, которые обеспечивают эффективное управление прибылью: увеличение объема прибыли до максимальных показателей, соответствующих ресурсному потенциалу организации и рыночной конъюнктуре; взаимосвязанность системы управления прибылью и системы управления предприятием в целом; оптимальное соответствие уровня получаемой прибыли допустимому уровню риска; высокое качество прибыли; достаточный уровень дохода на инвестированный капитал; формирование оптимального объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития организации; постоянный рост рыночной стоимости бизнеса.

Следовательно, грамотное управление прибылью также обеспечивает конкурентоспособность компании[11].

Для эффективного управления руководители также должны учитывать не только динамику финансовых показателей своей компании, но и анализировать данные конкурентов. Сравнение результатов работы компании с деятельностью конкурентов и лидеров отрасли позволяет своевременно пересматривать стратегию развития предприятия и успешно действовать на рынке. Бенчмаркинг — это сравнительный анализ итогов работы компании с результатами более успешных конкурентов или эффективно работающих предприятий других отраслей. Результатом бенчмаркинга является выбор оптимального способа ведения бизнеса. Иногда бенчмаркинг называют эталонным тестированием. Самым простым примером бенчмаркинга является сравнение объема продаж компании с аналогичным показателем ближайшего конкурента. Суть этой методики заключается в том, чтобы понять, за счет каких показателей достигается больший объем, какие процессы конкурента выстроены лучше. Применение бенчмаркинга как современной технологии управления может обеспечить компании достижение устойчивых конкурентных преимуществ, стабильную позицию на рынке и, как следствие, увеличение прибыли[12].

Для эффективного управления предприятием, для обеспечения его объемами производства и потребительской составляющей, рынками сбыта, обеспечения привлекательности производимого товара, четкой бесперебойной работы предприятия и в конечном итоге получения положительного экономического результата и как следствие обеспечения конкурентоспособности на рынке, любому предприятию необходимо разработать свой план развития, бизнес-план или маркетинговую стратегию развития фирмы. Современные субъекты предпринимательской деятельности активно используют маркетинговую стратегию. Задача стратегического маркетинга состоит в том, чтобы нацелить предприятие на привлекательные экономические возможности, то есть на те, что адаптированы к ее ресурсам и ноу-хау, обеспечивают ее потенциал для роста и рентабельности. Процесс стратегического маркетинга имеет средне- и долгосрочные горизонты, заключается в уточнении миссии фирмы, определении целей, разработке стратегии развития и обеспечении сбалансированной структуры товарного портфеля. Маркетинговая стратегия является элементом стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Таким образом, грамотно разработанная и реализуемая маркетинговая стратегия может обеспечить довольно высокую конкурентоспособность организации[13].

Современные предприятия функционируют в сложных условиях нестабильной внешней среды, складывающейся под воздействием циклических колебаний экономики, ужесточающийся конкуренции, развития новых технологий и влияния политических факторов, что предопределяет специфичность требований к стратегиям, которые они используют. В этой связи становится актуальным вопрос разработки адаптивной стратегии развития предприятия, способствующей формированию и поддержанию его конкурентоспособности. Адаптивная стратегия представляет собой такую стратегию, которая в процессе реализации определенных в ней целей и задач корректируется в соответствии с накоплением новой информации о возможных результатах того или иного варианта развития событий. Подобная стратегия базируется на систематическом исследовании совокупности параметров состояния внешней и внутренней среды предприятия, методике аккомодации стратегических целей и задач к рыночным реалиям и инструментарии стратегического управления организацией. В условиях нестабильной экономики именно адаптивная стратегия становится одним из важных условий обеспечения конкурентоспособности предприятия, что обусловливается необходимостью учитывать динамику всех факторов, формирующих конкурентоспособность. Адаптивная стратегия позволяет своевременно принимать необходимые решения, которые позволят достичь стратегических целей в изменяющихся конъюнктурных условиях[14].

В качестве одного из важнейших факторов обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий выступают инвестиции. Необходимость в производственных инвестициях связана с замещением изношенных основных фондов новыми производственными активами, которая осуществляется с помощью аккумулирования отчислений амортизации и их использования на покупку нового оборудования и модернизацию производственного потенциала. Вместе с тем, с другой стороны, расширение операционной деятельности возможно за счет новых инвестиций в производство, на совершенствование, качественное обновление машин и оборудования. Такие инвестиции в развитие производства имеют стратегический приоритет для промышленных предприятий. В то же время для обеспечения конкурентоспособности предприятия механизм инвестирования должен быть направлен на целенаправленные изменения внутренней среды с учетом будущих перемен во внешней среде. В результате в качестве ключевых факторов успеха такого механизма выступают: долгосрочная перспективность; сбалансированность инновационной, производственной и маркетинговой деятельности; ориентированность на обеспечение конкурентных преимуществ, а также инновационость реализуемых проектов[15].

Одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий и экономики страны в целом являются инновации, которые представляют собой новую или усовершенствованную продукцию (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или модернизацию в сфере организации производства и реализации, способствующие получению и создающие условия формирования экономической выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги). Инновации – это мощный инструмент конкурентной борьбы, позволяющий обойти конкурентов за счет освоения эффективных технологических процессов или выхода с новой продукцией на рыночное пространство либо на неосвоенные рынки или нахождения своей ниши. Влияние инноваций на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов обусловливает рост требований к возможностям их технологического трансфера. Наиболее распространенной практикой является преимущественное использование продуктовых и технологических инноваций иностранного происхождения даже в тех случаях, когда отечественные разработки не уступают зарубежным по уровню исполнения и ожидаемому экономическому эффекту. Это обусловливает тот факт, что повышение результативности инновационных процессов требует применения различных форм кооперации c заинтересованными партнерами, например, в форме совместных разработок, приобретения патентов и лицензий, совместных исследований с другими предприятиями, обмена научно-технической информацией в рамках конференций, выставок, ярмарок. Инновационный тип конкурентного поведения обусловливает преимущества в условиях производства и сбыта продукции, возможность получения большей величины прибыли посредством разработки и введения на рынок новых товаров и услуг для производственного и потребительского секторов. В этой связи особое значение приобретает тип инновационного развития, а сам инновационный процесс требует стратегического планирования и управления новшествами для расширения рынка и удовлетворения существующих и потенциальных потребностей, способствуя, тем самым, обеспечению конкурентоспособности предприятий[16].

Одним из главных составляющих компонентов организационного механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо считать управление качеством продукции. Реализованное в производственных процессах качество производимой продукции, может способствовать наделению фирмы весомыми конкурентными привилегиями на целевых рынках. Отсутствие научно обоснованных стратегий управления качеством продукции предприятия вполне может лишить его ранее завоеванных конкурентных позиций на рынках, а также сделать нереальным эффективное ведение конкурентной борьбы на новых товарных рынках, так как качество продукции представляет собой одно из фундаментальных конкурентных преимуществ товара[17].

Цена и качество товара являются недостаточными аспектами для привлечения потенциальных клиентов, которые стали более требовательными и, кроме физических качеств, ожидают получить эмоциональное удовлетворение. Именно поэтому сейчас активно развивается такой инструмент маркетинга как брендинг. Суть брендинга заключается в том, что с помощью определенных методов и способов становится возможным довести определенный продукт (бренд), выпускаемый компанией до потенциального потребителя не только создавая имидж, который должен прочно засесть в сознании, но и помочь в восприятии эмоциональных и физических аспектов товара. В настоящие время брендинг является важным аспектом, с которым необходимо считаться при формировании стратегии развития каждого предприятия, так как с помощью него осуществляется связь с целевой аудиторией, способствует выполнению ряда целей по социально-экономическому развитию, а также отражает своего рода индивидуальность предприятия. Такой процесс, как формирование бренда, способствует повышению конкурентоспособности предприятия. В целом, бренд благоприятно действует на увеличение прибыли, объема продаж, закрепление на определенном сегменте за счет своей уникальности и предпочтения со стороны покупателей[18].

Система управления закупками тоже рассматривается как системообразующий функциональный фактор, обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. Промышленное предприятие не будет конкурентоспособным, если оно не может предоставить требуемый рынком объем продукции в определенные сроки и нужного потребителям качества. Соответственно, для того, чтобы промышленное предприятие могло выполнять свои рыночные или бизнес-обязательства, ему необходимо бесперебойно и стабильно осуществлять производство готовой продукции, что невозможно без оптимально организованной и эффективно функционирующей системы управления закупками. Управление закупками есть особым образом систематизированная функциональная деятельность, направленная на формирование материального и взаимосвязанных потоков, обеспечивающих потребности стабильного функционирования и планомерного развития промышленного предприятия посредством снабжения основной деятельности необходимыми материальными ресурсами, услугами, предметами труда должного качества, в требуемых объемах и по оптимальным ценам. Управление закупками должно быть ориентировано на формирование материально-технической базы предприятия, обеспечение его бесперебойной и непрерывной работы. Это обеспечивает преобразование входящего материального потока в конечный готовый продукт, с которым предприятие конкурирует на рынке, и реализация которого генерирует основные (операционные) доходы предприятия, в том числе в виде экономических выгод, недоступных конкурентам. Следовательно, управление закупками тоже обеспечивает конкурентоспособность компании[19].

В обеспечении конкурентоспособностью продукции и предприятий РФ важное место занимает техническое регулирование. Законодательной основой технического регулирования в РФ является Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации и оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К основным преимуществам относят: повышение безопасности продукции и защиты рынка; рост конкурентоспособности продукции и компании; внедрение инноваций и современных технологий; расширение возможностей правового регулирования на контрактной основе и использование административных процедур; разработка соответствующих законодательных актов с участием всех заинтересованных сторон. Реализация функций технического регулирования возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое осуществляет свою деятельность через региональные органы и подведомственные организации. Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования устанавливаются в технических регламентах[20].

Формирование эффективной, гибкой системы управления промышленным предприятием на базе внедрения современных информационных систем тоже обеспечивает конкурентоспособность организации. Виды информационных технологий: информационные технологии обработки данных — эти технологии применяются для автоматизации рутинных, постоянно выполняющихся процессов, а также для отслеживания всех операций, производимых предприятием, например, программы 1С; информационные технологии управления — данные технологии связаны с удовлетворением информационных потребностей работников, а в особенности тех, кто связан с принятием каких-либо решений, данные технологии предоставляют регулярные, сравнительные и другие виды отчетов на основе имеющихся в базе данных; информационные технологии для автоматизации процессов (терминалы, r-киперы)[21].

Главные условия обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности предприятия: использование научных методов управления всеми направлениями деятельности предприятия; обеспечение стабильности и пропорциональности развития техники, технологии, экономической составляющей и менеджмента; использование современных методик исследования и оценки; обеспечение взаимосвязей всех функций управления на предприятии в любых условиях; внедрение комплекса мер и обеспечение конкурентоспособности отдельных объектов предприятия[22].

В достижении конкурентоспособности организации центральное место принадлежит оценке. На рисунке 1 отражен механизм превращения факторов конкурентоспособности в конкурентные преимущества, которые, в конечном итоге, способствуют достижению конкурентоспособности субъекта конкурентных отношений.

Рис. 1. Схема достижения конкурентоспособности субъекта

Все методы исследования конкурентного положения организации можно разделить на две основные группы. Первая группа – параметрические (оценка конкретного положения проводится на основе первичной информации, когда выбираются параметры сравнения конкурентов и выясняются мнения потребителей, продавцов, поставщиков относительно этих параметров, затем информация сводится в удобную форму – матрицу или таблицу). Преимуществом этих методов является быстрота и относительная дешевизна. Недостаток состоит в том, что довольно сложно проследить силу или слабость конкурента, и тем более невозможно строить прогнозы его развития. Вторая группа – рейтинговые оценки (здесь используют сведения, полученные путем интервьюирования менеджеров, и сводная финансовая отчетность конкурентов; затем строится четкая математическая модель, на основании которой все данные по конкурентам сводятся в коэффициентные показатели). На основе показателей выстраивается рейтинг предприятий–конкурентов. Очевидным преимуществом такой методики является достаточная точность и возможность выявления положения собственного организации в отрасли. Однако основной проблемой при данном методе встает грамотный выбор показателей, на основании которых будет строиться анализ.

Некоторые виды методов из этих групп: 1) оценка конкурентоспособности на основе рейтинговой оценки — при составлении рейтинга конкурентоспособности предприятий используется идеология параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, то есть на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности. На основе системы показателей рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге. Составление рейтинга предприятия осуществляется в следующей последовательности: определение критериев отбора показателей рейтинговой оценки, определение «веса» того или иного показателя в итоговой оценке предприятия, учет динамики отдельных показателей. Рейтинг предприятий определяется на основе расчета их итогового балла, который вычисляется по формуле

TM = , где ТМ – итоговый балл фирмы по результатам рейтинговой оценки; Мi – балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга; Вi – вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки; – сумма произведений баллов отдельных показателей рейтинговой оценки и их весов.

2) оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли — на потребительском рынке рыночная доля является основным экономико-статистическим показателем, характеризующим конкурентоспособность субъектов хозяйствования, в связи с тем, что многие из них несопоставимы с отраслевой точки зрения, но сопоставимы с позиции эффективности хозяйствования через рыночную долю. Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота субъекта – в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100 % свидетельствует об уровне конкурентоспособности. Доля рынка субъекта определяется по формуле

MS = , где MS – доля рынка субъекта; RC – розничный объем товарооборота субъекта; TC – общий объем розничного товарооборота на рынке.

Данная методика оценки конкурентоспособности по рыночной доле позволяет по характеру распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры, субъекты со слабой, средней и сильной конкурентной позицией, лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, с улучшающейся, с ухудшающейся и быстро ухудшающейся конкурентной позицией. Перекрестная классификация размера долей и их динамики дает возможность построить конкурентную карту рынка, на основании которой устанавливаются место исследуемого субъекта в структуре рынка, степень доминирования на рынке, особенности развития конкурентной ситуации.

3) оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости — предполагает оценку не продукта или услуги, а совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений. Расчет производится на основе алгоритма оценки конкурентоспособности экономических технологий, использующего показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг. В общем виде формула потребительной стоимости – это соотношение суммы требований к товару или, иначе, отношение суммы свойств товара к сумме потребностей в этих свойствах товара. Показатель Q (норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 0, то это говорит о полной неконкурентоспособности продукции предприятия. Если Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности продукции в данный период времени. Общий показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости определяется по формуле

Q = , где PNЭ — норма потребительной стоимости по экономическому блоку свойств, PmТ норма потребительной стоимости по техническому блоку свойств, Phэкол. — норма потребительной стоимости по экологическому блоку свойств, Pyсоц.псих. - норма потребительной стоимости по социально-психологическому блоку свойств, Pzюр. - норма потребительной стоимости по юридическому блоку свойств.

При этом происходит изучение рынка, конкурентов, потребностей потенциальных потребителей; определение целевых сегментов по направлениям, стратегической и маркетинговой концепции деятельности предприятия, значимых блоков, свойств и коэффициентов значимости по ним; анализ результатов и принятие решения по улучшению конкурентоспособности предприятия.

Частный показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости по i-му блоку значимых свойств Pi рассчитывается путем деления суммы свойств продукта на сумму потребностей в этом продукте. Этот показатель лежит в пределах от 0 до 1. Если Pi = 0, это свидетельствует о полной неконкурентоспособности по данной группе однородных свойств. Если Pi = 1, то здесь можно говорить о полной конкурентоспособности. Положительная сторона данного метода заключается в том, что оценка конкурентоспособности предприятия основывается на оценке совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений фирмы. Это дает возможность более точно оценить реальные потребности потенциальных потребителей и уровень компании. К недостаткам данного метода можно отнести то, что для сбора всей необходимой информации (изучение внешней среды, оценка факторов) используются только экспертные методы. Это не дает возможности получить максимально объективные показатели конкурентоспособности и соответственно объективно определить уровень конкурентоспособности предприятия.

4) оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции — наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей (или критериев) конкурентоспособности. В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность использования основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве. Во вторую группу включены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижения товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. В четвертую группу входят показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена. Каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия, поэтому экспертным путем были разработаны коэффициенты весомости критериев. Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средневзвешенной арифметической:

С = 0,15e + 0,29f + 0,23s + 0,33c, где С – коэффициент конкурентоспособности предприятия; e – значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия; f – значение критерия финансового положения предприятия; s – значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке; с – значение критерия конкурентоспособности товара.

Этапы вычисления конкурентоспособности предприятия: расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия и перевод этих показателей в относительные величины (баллы) — для перевода единичных показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями, в качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени, в целях перевода показателей в относительные величины используется 15-балльная шкала, в 5 баллов оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; в 10 баллов – на уровне базового; в 15 баллов – лучше, чем базовый; расчет критериев конкурентоспособности предприятия по формулам; расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия. Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.

5) определение уровня конкурентоспособности организации через систему показателей финансового состояния: платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положения предприятия. Платежеспособность складывается из двух факторов: наличие активов (имущества и денежных средства), достаточных для погашения всех имеющих у организации обязательств; степень ликвидности имеющих активов достаточная для того, чтобы при необходимости реализовать их, привести в деньги в сумме достаточной для погашения обязательств. При анализе первого изучают наличие у организации чистых активов (собственного капитала). Если у организации отрицательные чистые активы, то есть отсутствует собственный капитал, то она в принципе не может расплатиться по всем своим обязательствам ввиду превышения суммы обязательства суммой на всех имеющих активов. Такая организация может быть платежеспособной в короткой перспективе, рассчитывать по текущим долгам, но в долгосрочной перспективе велика вероятность банкротства. Более жестким показателем платежеспособности организации, чем наличие собственного капитала, является коэффициент обеспеченности собственными средствами (разница между собственным капиталом и внеоборотными активами, деленная на оборотные активы), равный не менее 0,1. Платежеспособность предприятия с позиции ликвидности активов анализируется посредством специальных финансовых коэффициентов – коэффициентов ликвидности: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент быстрой ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности. Предприятие, коэффициенты ликвидности которого укладываются в принятые нормативы, можно считать платежеспособным и конкурентоспособным.

6) многоугольник конкурентоспособности: построение многоугольника предоставляет предприятию возможность графически отобразить достоинства и недостатки – как свои собственные, так и конкурентов – на основе определенного круга показателей. Число этих показателей, равно как и число самих конкурентов, может быть существенно расширено с целью более детального анализа состояния конкурентоспособности. Накладывая многоугольники конкурентоспособности разных предприятий друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны одного предприятия по отношению к другому. Недостатками метода являются применение экспертного метода, то есть привнесение своей субъективной оценки, трудность в количественном выражении таких качественных характеристик, как послепрод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: