Коммунистическая партия Вьетнама, споткнувшись на пути административно-командного социализма, начала принимать меры по ликвидации сложившегося положения и поиску новых путей своего развития. Новое руководство КПВ сделало попытку использовать опыт Китая и приняло ряд мер по стимулированию развития экономики по китайскому образцу. Начался постепенный пересмотр основных союзников Вьетнама. СССР, приступивший к горбачевской перестройке народного хозяйства, уже не мог оказать достаточно полной поддержки строительству социализма во Вьетнаме. Переориентация на Китайскую республику ставила цель использования опыта и принципов перевода социалистической экономики на рыночные механизмы хозяйствования. О процессе радикальной перестройки и обновления было объявлено на VI съезде Компартии Вьетнама в 1986 году новым Генеральным секретарем ЦК КПВ Нгуен Ван Линем. В подготовительный период реформ 1986-1991 гг. была поставлена задача постепенной ликвидации бюрократического централизма, ликвидации в стране командно-административной системы. Определена цель создания в стране не стихийного рынка, а регулируемой государством рыночной экономики. В конце 80-х годов был взят курс на использование товарно-денежных отношений, введение рыночных механизмов. Вводилась новая система землепользования, но она не стала еще повсеместной. Первый этап — 1991-1995 гг. — период глубоких перемен, в ходе которого удалось добиться высоких темпов роста экономики, но кризис еще не был полностью преодолен, сохранялись серьезные экономические и социальные трудности. Курс на развитие многоукладной экономики на этом этапе стал определяющим. По всей стране начался роспуск кооперативов и переход к семейному подряду. Конституция 1992 г. создала новую политическую структуру. По конституции главой государства стал президент, избираемый Национальным собранием и подотчетный ему. В действующей конституции ведущая роль определена за компартией, генеральным секретарем которой с IX съезда КПВ является Нонг Дык Мань. Уже в этот период начался процесс включения Вьетнама в мировую экономику. В 1995 г, страна вошла в региональное экономическое объединение АСЕАН. Второй этап, 1995-2000 гг., стал для вьетнамской экономики решающим. Именно на этом этапе удалось достигнуть значительных экономических успехов, вырос валовой внутренний продукт (ВВП), инфляция снижена и поставлена под контроль, увеличился экспорт, хозяйство страны стало более открытым мировой экономике. Третий этап, 2000-2005 гг., характеризуется усилением тенденции Вьетнама к глобализации мировой экономики. Вьетнам нормализовал торгово-экономические отношения со всеми странами мира, со многими международными организациями. Целенаправленно формируемая многоукладность и на ее основе развитие конкурентности в сфере экономики составили главную экономическую базу общества. Во Вьетнаме ликвидированы многие убыточные предприятия государственного сектора, и, хотя его доля постепенно уменьшалась, государство сохраняло за собой право контроля и собственности в решающих отраслях экономики и инфраструктуры. Государственный сектор по-прежнему играет определяющую роль в экономическом и социальном развитии страны. В конце 90-х годов полностью ликвидированы все льготы государственного сектора в торговле. Прошли приватизация и акционирование государственных предприятий и хозяйств, которые не смогли выдержать жесткой конкуренции на рынке и обеспечить сохранность государственного капитала. Сохранен, но получил новые стимулы развития кооперативный сектор. Правительство приняло ряд мер, направленных на поощрение деятельности торговых предприятий, кооперативов. Осуществление либерализации ценообразования также способствовало созданию одинаковых условий деятельности всех экономических укладов и улучшению их финансового взаимодействия. Экономические уклады в сфере торговли стали равноправны. Особое значение для Вьетнама имела аграрная реформа. В середине 80-х Вьетнам вынужден был обратиться к мировому сообществу за срочной продовольственной помощью перед лицом голода. Ранее правительство использовало различные методы активизации колхозно-совхозного строя, но «реформы» не давали результата. С января 1981 года, по опыту китайских землеустроителей, широкие масштабы приобрело внедрение системы семейного подряда. Крестьянство получило право на владение и пользование землей, на свободную продажу своей продукции государству или на рынке по договорным ценам. В 1993 году был принят закон о земле. Семья стала самостоятельной хозяйственной единицей. Семьи, получившие в пользование земельные участки, имели право передавать ее по наследству, обменивать, закладывать, сдавать в аренду, но без права продажи. Основная цель аграрной реформы состояла в переводе сельского хозяйства на рыночное производство. Существенные сдвиги прошли в сфере внешнеторговой деятельности. Экономика страны стала более открытой. Курс на открытость экономики и ее интеграцию в мировое экономическое хозяйство провозгласил еще VII съезд в 1991 году, а IX съезд КПВ в 2001 г. определил основные направления интеграции и глобализации вьетнамской экономики в систему мирового хозяйства. В основу этой политики было положено привлечение в страну иностранных инвестиций. Ранее был принят Закон об иностранных инвестициях, который гарантировал иностранный капитал от национализации. Еще в начале 90-х годов начался процесс нормализации отношений с Соединенными Штатами. XXI век положил начало новым российско-вьетнамским отношениям. В 2000 году Вьетнам подписал соглашения об урегулировании задолженности Вьетнама перед Россией в рамках Парижского клуба.
|
|
|
АСЕАН-основа интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём. Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос и Мьянма, Камбоджа. С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН. 29 ноября 2004 г. Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), что создало предпосылки для углубления российско-асеановского диалога и участия в других интеграционных группировках, ядром которых является АСЕАН. 13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит Россия–АСЕАН с участием Президента Российской Федерации В.В.Путина. 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание мининдел Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнерства. Министры одобрили «дорожную карту», включающую конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН. В 2006 г. согласована и утверждена Концепция научно-технологического сотрудничества между Россией и странами Ассоциации. Важной составляющей российско-асеановских отношений являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА). Положительную роль в развитии диалогового партнерства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». 30 - 31 октября 2010 г. президент России Дмитрий Медведев принял участие во втором саммите России и стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов; установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН.
Распад колониальных империй и образование независимых государств. «Год Африки». Накануне завоевания независимости в колониях Тропической Африки господствовали докапиталистические, а зачастую и дофеодальные формы общественного развития. Основные формационные процессы не получили здесь своего завершения, характеризовались переходным состоянием. В последние годы перед освобождением этих стран метрополии стимулировали здесь развитие капитализма зависимого, неоколониального типа. Как правило, независимость стран Тропической Африки провозглашалась в результате мирных форм борьбы за национальное освобождение, власть из рук колониальных чиновников переходила непосредственно в руки местной верхушки. Первые конституции независимых государств Африки были составлены и "дарованы" метрополиями; они нередко закрепляли некоторые привилегии племенных вождей. Страны, входящие прежде во французскую колониальную империю, принимали свои конституции самостоятельно, но и в этом случае они восприняли политические образцы Пятой республики. Однако все эти государственные формы совершенно не соответствовали социально-экономическим условиям развития африканских обществ, и в середине 60-х гг. стал явственно обнаруживаться их кризис. Отказ от западного конституционализма в африканских странах капиталистической ориентации характеризовался установлением авторитарных методов правления. В 60-70-х гг. в целом ряде таких государств были установлены военные режимы, отменившие или приостановившие действие конституций. Были ликвидированы террористические режимы в Уганде, Центральной Африканской Республике, Экваториальной Гвинее; в 80-х гг. к гражданскому правлению возвратились Судан, Руанда. В условиях переходных африканских обществ особенно ярко проявилась высокая активность государства не только в политической системе, но и в его влиянии на экономические отношения. Наиболее значительная роль была отведена государству как средству насаждения и утверждения соответствующих общественных отношений в тех странах, которые провозгласили "социалистическую ориентацию" развития. Впоследствии многие из них в результате военных переворотов или изменения прежних концепций развития отказались от этого курса; окончательно "социалистическая ориентация" по моделям тоталитарных социалистических государств была отвергнута в 80-90-х гг. Одной из первых стран, вступивших на путь "социалистической ориентации", была Танзания. Объединенная Республика Танзания (ОРТ) возникла в 1964 г. в результате добровольного объединения Республики Танганьики и Народной Республики Занзибар и Пемба. В 1967 г. был провозглашен некапиталистический путь развития, а Конституция ОРТ 1977 г. подтвердила в качестве основной цели строительство в Танзании социалистического общества. Главой государства и правительства в ОРТ является президент, наделенный очень широкими полномочиями. Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из однопалатного собрания и президента. По форме государственного устройства ОРТ является федерацией, в которую входят Материковая Танзания (Танганьика) и Островная Танзания (Занзибар). Конституция Народной Республики Мозамбик 1975 г. объявила основой политической системы и руководящей силой общества Фронт освобождения Мозамбика, преобразованный в Авангардную партию ФРЕЛИМО в 1977 г. Учреждалось Народное собрание и институт президента республики, который одновременно являлся председателем партии, правительства и Народного собрания. В 1990 г. в Мозамбике были осуществлены важные реформы: замена монополии одной партии многопартийностью, упразднение поста премьер-министра и переход его функций к главе государства, принятие программы рыночной экономики. Принята Конституция, закрепившая эти изменения. В Эфиопии государственное руководство в 1974-1987 гг. принадлежало Временному военному административному совету, председатель которого являлся одновременно главой правительства и главнокомандующим вооруженными силами. В 1984 г. была образована "авангардная" Рабочая партия Эфиопии, а в 1987 г. на референдуме была принята новая Конституция, которая провозглашала страну народно-демократической республикой. В 1987 г. были избраны Национальное собрание, Государственный совет и президент, наделенный обширными полномочиями, созданы пять автономных образований, из которых одно (Эритрея) обладало законодательными полномочиями. В 1993 году Эритрея вышла из состава Эфиопии и стала самостоятельным государством, а в 1994 г. в Эфиопии была принята новая Конституция. Она учредила парламентарную республику с широкими полномочиями премьер-министра и федерацию, в составе которой девять штатов. В 1990 году была одобрена Конституция Намибии, которая считается самой либеральной конституцией на Африканском континенте. Она провозгласила страну демократическим многопартийным государством, республикой с пропорциональной системой выборов. Важное значение для процессов коренной ломки отношений между европейскими метрополиями и африканскими колониями имело принятие ООН в декабре 1960 г., не без активного участия Советского Союза, "Декларации о принципах деколонизации", которая осуждала прежнюю модель зависимых отношений между развитыми странами Запада и их "сырьевыми придатками". 1960 год вообще стал переломным в деле деколонизации африканского континента. Его назвали "годом Африки", потому как в течение этого года на политической карте мира появилось 17 новых самостоятельных государств - бывших колоний Англии, Франции, Италии и Бельгии. Процесс деколонизации Африки продолжался вплоть до 1989 г., когда независимости добилась последняя на континенте колония - Намибия.
ЮАР. Крах системы апартеида. В 1961 году Южно-Африканский Союз стал независимой республикой, которая вышла из Содружества наций, возглавляемого Великобританией. Выход был обусловлен и непринятием политики апартеида в ЮАР другими членами Содружества. В 1948 году Национальная партия победила на всеобщих выборах и провела несколько очень строгих законов, ограничивающих права чёрного населения: конечной целью этой политики было создание «Южной Африки для белых», в то время как чёрных предполагалось вовсе лишить южноафриканского гражданства. Кроме того, во время апартеида были запрещены коммунистические партии — за членство в коммунистической партии полагалось наказание в виде 9 лет лишения свободы. ООН неоднократно в своих резолюциях признавала апартеид «южно-африканским фашизмом» и призывала Южную Африку прекратить политику расовой дискриминации. Тем не менее Южно-Африканская республика не обращала внимания на эти требования. Мировое сообщество резко осуждало существовавший режим и накладывало на ЮАР санкции. Всё это вызвало протесты, забастовки и волнения внутри страны, пики которых выпали на середину 50-х, начало 60-х, середину 70-х и 80-е годы, а также беспокойство международного сообщества, которое угрожало стране санкциями. В сентябре 1989 г. президентом страны избран Фредерик де Клерк, который начал предпринимать активные действия по ликвидации системы апартеида. Многие законы были отменены, из тюрьмы был выпущен Нельсон Мандела — и в 1994 году прошли первые воистину всеобщие выборы, победу на которых одержал Африканский национальный конгресс, до сих пор находящийся у власти. Несмотря на отмену апартеида, миллионы чёрных южноафриканцев до сих пор живут в бедности. В начале XXI века в ЮАР также очень остро встала проблема нелегальной миграции. После отмены апартеида и значительного ослабления контроля на внешних границах в страну хлынул поток нелегалов из Зимбабве, Анголы, Мозамбика и других стран Восточной Африки. В мае 2008 года в Йоханнесбурге и Дурбане произошли массовые выступления южноафриканцев против мигрантов. 22 мая 2008 года президент ЮАР Табо Мбеки санкционировал использование войск для подавления беспорядков в стране. Впервые после отмены апартеида армия ЮАР была применена против граждан собственного государства. ЮАР — парламентская республика. Президент почти во всех своих решениях по большинству вопросов должен опираться на поддержку парламента. В ЮАР действует двухпалатный парламент, состоящий из Национального совета провинций и Национальной ассамблеи. В настоящее время правящая партия ЮАР — Африканский национальный конгресс. Главный её соперник — партия «Демократический альянс». Лидер Демократического альянса — Хелен Зилле.
«Исламский фундаментализм» в конце 20 в.-начале 21 в. Идеал. “Золотой век” ислама охватывает время пророческой миссии Мухаммеда и правления четырех праведных халифов. В мекканский период утверждались основные принципы доктрины – единобожие, власть и священность Аллаха, в мединский – конструкция политических, социально-экономических, военных и духовных предписаний. Пророк расставил вехи на дороге человечества к Богу; ислам тогда был идентичен экзистенции. В дальнейшем в истории мусульманских государств были разные эпохи, в том числе наполненные аморальными деяниями, но ответственность за них несет не ислам, а мусульмане, сошедшие с праведного пути. Этот идеал абсолютен и универсален. Ислам как всемирный ориентир. Ислам – последнее и самое аутентичное божественное послание (Мухаммад – “печать пророков”), изложенное в Коране и Сунне. С его появлением иудаизм и христианство утрачивают свой смысл, превращаясь в совокупность устаревших и потому недействительных верований и обрядов; догмат о Святой троице, например, ставит под сомнение единственность Бога, не говоря уже об отсутствии в них ясных норм социально-политической жизни. Враги ислама – те, кто не признают его. На протяжении веков они лишь меняют маски, представая как политеисты, лицемеры, евреи, христиане, правители-атеисты, коммунистические и капиталистические государства, и используя разные методы борьбы. Хакимийя. Принцип всевластия Аллаха понимается в современном фундаментализме, в отличие от ваххабизма и других “ранних” фундаменталистских течений, не как борьба с культом святых, суфийскими традициями, выделением группы “особо приближенных” к Богу среди верующих и т.д., а как необходимость восстановления целостной космической исламской системы, ибо Вселенная управляется одним единственным законом, который связывает все ее части в гармоничную и упорядоченную последовательность: “У Него – ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной”. Джахилийя. В 60-е гг. С. Кутб понимает джахилийю как всеобъемлющее и преобладающее состояние, одновременно поражающее исламский и неисламский мир: “Джахилийя имеет те же самые характеристики, независимо от места и времени. Везде, где сердца людей лишены священной доктрины, руководящей их мыслью, и сопутствующих юридических правил для регулирования их жизни, джахилийя обязательно поднимает голову в той или иной форме…”.Современная джахилийя греховнее прежней, ибо сегодня процветает не доисламское невежество, но возвеличивание новых божеств над Аллахом. В ее лагере – в первую очередь марксизм с его материалистическим детерминизмом, затем – языческие секты Индии, Японии, Филиппин и ряда африканских стран, далее – еврейские и христианские сообщества. Принцип справедливости в правлении. В основе исламского государства – не принцип народного суверенитета, а священный закон – шариат. Весь народ принимает участие в избрании халифа и наделяет его легитимностью для осуществления власти в соответствии с шариатом. Правление осуществляется на основе взаимных консультаций; правитель должен быть мусульманином, мужчиной, знатоком исламской юриспруденции и обладать высокими моральными качествами. Если он не следует “правильному пути”, его необходимо предупреждать, увещевать, и, в случае упорствования в заблуждении, сместить. Принцип справедливости в экономике. Всем материальным имуществом и финансами владеет община и, безусловно, Аллах. Члены общины просто пользуются ими в зависимости от трудового вклада. Хотя частная собственность на основе личного труда, прибыль и свободная конкуренция признаются существенными чертами исламской экономической системы, они регулируются, исходя из критериев благосостояния общины в целом. Богатство должно приобретаться легальными и моральными путями, монополии и ростовщичество запрещены. Закят в сочетании с государственной политикой призван не допустить резкой социальной дифференциации. Моральное совершенство. Нельзя преодолеть состояние джахилийи без воспитания высоких моральных качеств. Это важно не только для самосовершенствования индивида, но и как ключ к правильной организации правления и экономики. Нравственным ориентиром для верующих должна быть жизнь Пророка и его ближайших сподвижников. Огромная роль в исламском воспитании принадлежит семье. Семья как микромодель общества. Ислам уделяет семье внимания больше, чем другим институтам: вся исламская социальная система есть расширенная система семьи, относящаяся к священному порядку и установленная соответственно человеческим инстинктам и требованиям.Усба му мина (букв, “союз верующих”) как передовой отряд ислама. Дело ислама требует создания динамичного движения, способного показать его (ислама) подлинную сущность и сокрушить современных идолов. Поскольку мусульманам принадлежит первенство в овладении исламской доктриной и методами, они лучше, чем кто-либо другой, могут выполнить свою почетную задачу – дать другим народам то, в чем те нуждаются и одновременно восстановить собственную идентичность. Для этого им нужно задействовать огромный скрытый потенциал моральных ценностей. Возрождение веры в единого Аллаха предполагает образование союза верующих, “авангарда”, который должен актуализировать ислам, ориентируясь на “вехи”, расставленные вдоль извилистой дороги к конечному предназначению.Джихад. Под этим словом понимается не священная война за обращение неверных и не инструмент самозащиты общины верующих – ислам нельзя ограничить определенным народом или территорией. Борьба за возрождение ислама будет носить сложный и длительный характер, в пути обязательно будут неудачи, временные отступления и преследования. Ее инициатором будет личность, за которой последует авангард. Как только будет захвачена политическая власть, массы, находящиеся на периферии борьбы, “придут к Аллаху во множестве”. Этот сценарий – своего рода “римейк” мекканского этапа миссии Пророка, и требует лидера и элиты, столь же одаренных и упорных, как Мухаммад и его сподвижники. Исламский фундаментализм, постулируя себя как политическая идеология и практика, естественно, отделяет себя от других подобных образований в исламском мире. Линии противостояния исламского фундаментализма с остальными:Исламизм – секуляризм. Исламизм выступает против обмирщения общества и уничтожения экономической составляющей влияния церкви. Согласно исламизму религия и политика как публичные сферы общественных отношений неразделимы.Исламизм – национализм. Исламизм крайне негативно относится к созданию национальных государств, хотя бы и с местной исламской исторической традицией. Только всемирная Умма и как следствие экспорт исламской революции.Исламизм – демократия. Исламизм стремится создать политический режим тоталитарной теократии, что является одним из худших сопутствующих проявлений развития исламской политико-правовой мысли. Явный откат назад объявляется величайшим достижением Исламского мира.Фундаменталисты стремятся построить свою картину мира, объявляя ее единственнно правильной.
Индусский фундаментализм, как религиозное и идейное течение оформилось в 1930-1940-х гг. Ещё в 1907 году был создан националистический «Союз индусов». В начале 1930-х гг. этот союз индусов был переименован в Великий Союз Индусов – ВСИ или на хинди ХМС – Хиндук махасабха. К 1940-м гг. ХМС превратился в организацию, которая насчитывала более 100 тыс. человек. В наши дни ХМС насчитывает более 5 млн. человек. Идеологами индусского фундаментализма являются два индийских брахман Сарваркар и Галваркар. Внутри ХМС существует военизированная организация – Раштрия Сваянсевак Сангх – Добровольный союз слуг нации. Сарваркар и Галваркар разработали программу индусского фундаментализма и в основу этой программы положили три идеи – Идея богоизбранности и уникальности индусского государства и народа. Они считали, что индусская дхарма и понятие о карме обеспечивают индусам возможность счастья и слияние с богом на земле и на небе. Они говорили о том, что индуизм лежит в основе всех мировых религий. И, по их мнению, именно в Ведах впервые упоминаются идеи Троицы и Единобожия, идея спасения человечества и грехопадения, и т.д. Вторая идея – Идея о боговоплощении в Индии. Отсюда они считали, что индийский народ – это манифестация бога на земле, Индия – религиозная наставница всего человечества. Третья идея – расовое превосходство индусов над остальными народами. В этом отношении они опирались на арийскую идею и считали, что на территориях Индии, Ирана и Афганистана возникли великие и высокоразвитые цивилизации Ариев. Благодаря кастовой системе именно индусам удалось сохранить расовую чистоту. Они поддерживали европейскую Евгенику и разделяли теософские идеи Елены Бловацкой – о семи корневых расах в истории человечества. Евгеника – наука о расовой чистоте и гигиене. Индусский фундаментализм считает, что именно в индии сформируются шесте и седьмые расы в истории человечества и именно Индия станет центром спасения мировой цивилизации.
Индусское возрождение.
Программа возрожденцев.
1. Восстановить индусскую общину и индусский образ жизни и через это возродить народу его хиндутву – индуистичность.
2. Через реализацию первой задачи создать современную индусскую нацию. Возрождение индусской нации должно произойти в рамках Великой Индии.
3. Создать Великую Индию. Они считали, что индусская нация должна возродиться на территориях современных Индии, Пакистана, Афганистана, Ирана, Непала, Шри-Ланки, Бирмы и Малайзии.
4. Ассимилировать не индусов. Ещё с 1930 годов у индусских фундаменталистов существовала теория двух наций – мусульманской и индусской. ХМС и РСС считали, что мусульмане – это оккупанты, которые должны быть изгнаны, в случае, если они не сменят веру.
5. Создать Индусское государство – Хиндураштра. Большинство фундаменталистов понимают это государство, как теократическое.
6. Построить индусский национальный социализм (после 1945 года).
Крупнейшими партиями и организациями после Второй мировой войны являлись БДС и БДП. В 1951 году на базе ХМС и РСС был образован Индийский Народный Союз или БДС – Бхаратия Джаната Сангх. Основную роль в нём играл РСС. В 1960-х гг. БДС впервые вошёл в парламент, а в 1977-1979 гг. он сформировал правящую коалицию. В апреле 1980 года на базе БДС и других возрожденческих организаций была образована БДП. Её лидер Атал Ваджпаи. ВО внутренней политике БДП отстаивает программу индусского национального социализма, а во внешней политике – выступает за престиж Индии на международной арене, за приоритет в национальных интересах, и за не вхождение в различные блоки.
Основные учения неоиндуизма. Одним из новых учений индуизма является Интегральная Йога. Основателем ИИ является Шри Ауробиндо Гхош. Это один из лидеров левого крыла ИНК. Одной из основных своих задач Гхош видел в приближении завоевание независимости Индии. В отличие от Ганди, он признавал наряду с ненасилием и силовые методы борьбы за достижение независимости. По мнению Гхоша, духовному и политическому обновлению страны должна служить ИЙ. Гхош критиковал материалистические и социалистические идеи. На самом деле божественная суть мир проявляется в Единстве Духа, сознания и красоты – Сат, Чит и Ананда. Сат – бытие мира, чит – знание, Ананда – блаженство. В Индии работает самая эффективная система познания Бога через Йогу. При этом, он выдвинул положение, что для совершенствования человечества нужен весь комплекс Йог. По определению Гхоша у человека существует семь энергетических центров или чакр. ИЙ направлена на то, чтобы активизировать все эти центры. Для этого необходимо пройти семь стадий Йоги в ходе этого духовного и физического совершенствования избавиться от трёх основных пороков – Стремление к власти, к богатству и к сексу. Начинать национальное освобождение, нужно начинать с сознания психики природы. Он считал, что ИЙ в течение многих лет может так активизировать энергетическую чакру сверхразума, что человек сольётся с божественным сознанием и выйдет на новую ступень эволюции. Именно. Его учение продолжила Мира Альфасса, в Индии известна как Мать. Гхош сделал город Ауравиль центром Национально-освободительного движения. Он разделял идеи равноценности мировых религий, но предпочтение отдавал индуизму. В его учении выделяют два негативных момента: Азияцентризм и индийский национализм. Попытку создания нового учения на основе индуизма и буддизма предприняли супруги Рерихи, Николай Константинович и Елена Ивановна, урождённая Шапошникова, внучка Кутузова. Их новое учение получило название живая этика. Идейными источниками послужили: индуизм, буддизм, славянофильство, евроазийство, теософия. Рерихи считали, что в древности существовала общая доктрина мировых религий. Это была тайная доктрина и её положения содержались в Ведах, Иудаизме и Христианстве. Первоначально свою религиозно-философскую систему Рерихи обозвали Новое Энергетическое Мировоззрение Человечества. Они считали, что основной процесс проявления божественной эволюции на земле происходит в реализации того или иного вида энергии. Они выделяли следующие виды энергии: тепловая, физическая, электрическая, ядерная, психическая и духовная. Они говорили о том, что весь мир состоит из проявлений и соединений этих энергий. Согласно живой Этике космотворческий процесс создания семи основных сфер человека происходит следующим образом: в начале появляется Высший Дух, это начало человека, его обозначают как Атман. Затем появляется Дух Человека – Будхи, проявляется высшая форма сознания, в виде осознания мира – Манос. Появляется ментальное тело человека, низший манос, астральное тело – биоэнергетика, эфирное тело – аура и здоровье, физическое бренное тело человека. Человеку присущи саморегуляция энергии и возможность накапливать эту энергию. Рерихи выделили четыре основных закона для развития вселенной: Закон кармы, закон соответствия формы энергии и её содержания, закон космической иерархии и гармонии, закон равновесия и соответствия между Инь и Ян. В 1935 году был подписан Пакт Рериха или Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Он послужил основой для подписания в 1954 году в Гааге конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Рерих предложил отличительный знак для идентификации объектов охраны – знамя мира. Кришнаизм в Индии – это древнее учение, в основе которого лежат труды Шри Чайтанье. Кришнаизм представляет собой концепцию абсолютно преданного служения Богу на основе безграничной любви к Кришне. Основателем неокришнаизма или современного кришнаизма является индийский гуру Прабхупада. В 1959 году Прабхупада основал свой ашрам, где он занимался научными переводами. В 1965 году он уехал в США, где основал международное общество сознание Кришны. Основы неокришнаизма. Первая: современные кришнаиты считают, что Кришна это не аватара Вишну, а верховное воплощение Бога и именно Кришна занимает первое место в индуистской троице. Второе: исповедование бхакти-йогу – это йога любви и преданности Кришне. Это исповедование состоит из четырёх стадий, которые приближают человека всё больше и больше к слиянию с Богом. Первая стадия предполагает абсолютное послушание в отношениях раб-господин. Вторая стадия – это йога почтения Богу в рамках сын-дочь-отец. Третья стадия – установление дружеских отношений с Богом. Четвёртая стадия – это высшая стадия абсолютной любви и преданности Богу, в рамках взаимоотношений возлюбленных. Эта бхакти-йога требует от верующих послушания и отказа от алкоголя, насилия, вегетарианство, отказ от кофе, чая и современных развлечений. Третья основа – отказ от собственности и ведения коллективного образа жизни. В отличие от классического индуизма, современные кришнаиты признают равенство каст и равенство мужчины и женщины. Идеалом социально-политического устройства они считают кришнаитский социализм. Кришнаиты принимают в свои ряды и неиндусов. Современный кришнаизм был полностью поддержан ИНК. В 1971 году Прабхупада приехал в Москву, после чего там появились кружки его последователей. Однако официальную деятельность кришнаиты в Советском Союзе начинают с 1988 года. В 1992 году они впервые появляются в Беларуси. Тогда особую известность получает Минская община кришнаитов в Крупском районе. В конце 1990-х гг. движение кришнаитов в странах СНГ пошло на убыль, поскольку начинается активное наступление Православной церкви. С 1998 года в Беларуси существует 7 кришнаитских общин, в каждом из областных центров и в Бобруйске. С 1960-х гг. во всём мире стали известны Йогические школы и учения. Одним из самых известных йогов стал гуру Махариши. Махариши был создателем метода трансцендентальной медитации. Во второй половине 20 века в Индии, а затем распространяется на Западе Тантрическая йога или неортодоксальная йога, как её называют на западе. Большинство тантристов выступали за социальное и гендерное равенство, за признание неиндусов, за единство мира и религиозность для всего человечества. В основе практике тантризма лежит Тантра правой и левой руки. Тантра в переводе означает связь, нить, качество. Первоначально Тантра определялась как диалог между Шивой и его творческой энергией Шакти. Правый Тантризм или Тантра правой руки связана с Брахманизмом, приветствует вегетарианство и не практикует сексуальную йогу. Для неотантризма характерны кровавые жертвы Богу, не вегетарианство, йога секса. Согласно Тантризму, бог проявляет свою сущность в живой природе в сфере инстинктов и желаний. Исходя из этого, они придают культовое значение половому акту. Во второй половине 20 века распространяется учение Ошо, его звали Свами Раджниш, Ошо – это его прозвище, что означает растворённый в океане (1922-1990). В 1981 году Ошо эмигрировал в США. Ошо соединил индусский тантризм с современной паропсихологией, психотерапией и экзистенциализмом. В итоге он назвал своё новое учение Новой религией или Новым сознанием. У Ошо тождественны понятия Бог и жизнь. Что бы познать жизнь, а, следовательно, и Бога, необходимо придерживаться принципов любви в Тантрическом значении, света и смеха. В любви Ошо пропагандировал полный отход от моральных правил, считал ценности брака и семьи устаревшими, он подчёркивал бред всех религий, поскольку они насаждают свои ценности и искажают жизнь. Он выдвинул лозунг ликвидации всех религиозных систем. Одним из проявлений жизни и смысла существования он считал смех, радость и веселье. Они призваны заменить смех, молитву и мораль. Для Оша улыбка и смех имеют значение. Он практиковал жизнь в коммунах.