Критика социокультурной концепции глухоты 3 глава




Аврелий Августин (354—430) в трактате "Об
обучении оглашенных" пишет, что через слуша-
ние и объяснение Священного Писания достига-
ется вера: "Слушающий нас слушает через нас
Бога, начинает совершенствоваться и в нравах, и
в знании, бодро вступает на путь Христов". Так
понимались слова св. Павла, что "вера обретает-
ся через слух". В трактовке же богословов-пос-
ледователей это значило, что поскольку глухие

не слышат проповеди, им недоступно Слово Бо-
жье, и они пребывают в ереси. Глухих не допус-
кали к церковным праздникам, им было отказа-
но также в таинстве причастия на том основа-
нии, что они не могли устно исповедоваться. Но
мало кто из богословов обратил внимание на
важные строки Августина в другом трактате:
"Если мужчина и женщина этого рода (глухие)
состояли в браке и по какой-нибудь причине они
были перемещены в какое-нибудь уединенное
место, где, однако, они могли бы выжить, и если
они будут иметь сына, не глухого, как же позже
он будет говорить со своими родителями? Може-
те ли вы представить, что он будет отвечать ина-
че, нежели жестами на знаки, с которыми роди-
тели обратятся к нему? Маленький мальчик не
сможет этого сделать; следовательно, если мои
рассуждения верны, то какая разница, будет ли
он говорить или пользоваться жестами, когда
вырастет, раз то и другое имеет отношение к ду-
ше?" Фактически богослов говорит о возможно-
сти передачи проповеди на языке жестов - Авгу-
стин Блаженный, считавший, что глухому труд-
но достичь спасения (т.к. ему трудно понять про-
поведь), полагал, что слово должно быть сдела-
но видимым, чтобы посредством жестов те, ко-
торые не слышат, могли постичь учение Христа.

В V в. св. Иероним утверждал, что глухие
могут понять Евангелие благодаря жестам и
даже не слыша воспринимают благую весть
сердцем.

Постепенно отношение средневековой церкви
к глухим менялось, и с V в. было разрешено их

крещение, в конце XII в. вышел указ Папы Инно
кентия III, позволявший глухим жениться, есл
они могут "выразить согласие в недвусмысленны
жестах", а с XVI в. глухие уже могли принимат
монашеский обет.

Беда Достопочтенный в "Церковной истори
англосаксов" приводит историю, как около 700
св. Джон из монастыря Беверли близ г. Йорка об-
ратил внимание на глухонемого нищего, заинтере-
совался им, выучил его выговаривать звуки, потом
слоги, слова и в конце концов - предложения. Но
подобный случай был, по-видимому, исключи-
тельным. В XIII в. у короля Генри Ш была малень-
кая глухая дочь Катерина, которую Мэттью Па-
рижский изобразил как "немое, ни к чему не год-
ное дитя, хотя и не лишенное прелести". Обучени
глухих детей обычно воспринималось как про
водействие "воле божьей".

И хотя в средневековой Европе известны были
единичные факты милосердного отношения к глу-
хим, но нормой общественного сознания считалась
дискриминация наряду с другими людьми с врож-
денными недостатками, росло и число религиоз-
ных предубеждений и суеверий в отношении глу-
хонемых. Социальные потрясения, ожесточенные
войны, опустошительные эпидемии отодвинули на
задворки общественного сознания проблемы инва-
лидов. А в период "охоты на ведьм", пик которого
пришелся на XIV и XV вв., глухонемые нередко
становились жертвами преследований.

Высказывания Мартина Лютера, немецкого
теолога, возглавившего протестантскую Рефор-
мацию, часто приводятся в работах по истории
глухоты и инвалидности в связи с его отрицатель-
ным отношением к глухим и инвалидам.

Но в газете Международного клуба истории
глухих "DHI Newsletter" был напечатан отрывок
из статьи М. Майлза, который рисует иную кар-
тину.

В своем трактате 1520 г. о священной мессе
М. Лютер рассматривал вопрос: имеют ли право
глухие, а также люди с иными видами инвалид-
ности участвовать в священных таинствах. Та-
кие вопросы ставились и в более ранних руко-
водствах по католической конфессиональной
практике. В варианте одного руководства, вы-
шедшего в 1511 г., говорилось: "Глухие могут
жестами просить причастия (приобщения свя-
тым таинствам), и оно будет им дано". Лютер
подтвердил право глухих просить о причастии
жестами и получать его. И он решительно от-
вергал такую практику, которая была распро-
странена среди некоторых священников под на-
званием "благочестивый обман": она состояла в
том, что глухим давали не освященную воду.
Священники делали вид, что глухих тоже допус-
кают к таинствам, но на самом деле не верили,
что глухие могут участвовать в них с истинным
пониманием. Лютер не желал мириться с таким
притворством, он не сомневался, что Бог может
сделать христиан из глухих людей точно так же,
как и из остальных людей, и утверждал: "Они за-
служивают того же, что и мы. Поэтому, если они
разумны и могут показать понятными знаками,
что они хотят этого в истинном духе христиан-
ской преданности, как я это часто видел, мы

должны оставить на волю Святого Духа то, что
является Его делом, и не отказывать ему в том,
чего он требует".

Мартин Лютер, напомнив, что Христос тепло
принимал детей и был доступен для глухих, слепых
и увечных, писал: "Может быть, они (глухие) обла-
дают лучшим пониманием и верой, чем мы.
И поэтому никто не должен злобно им противо-
стоять". Великий реформатор также резко крити-
ковал церковные запреты о вступлении в брак для
людей с недостатками зрения и слуха.

Немецкий теолог P. May по этому поводу
заключал (1983): "В мыслях Лютера нет места
идее о том, что из-за инвалидности человек
лишается своей Богом данной человеческой цен-
ности".

Обратимся к ситуации на далеком севере
Европы - в "героическую эпоху" Скандинавии.
Эту эддическую эпоху относят к Средневеко-
вью, но она имеет больше параллелей с гомеров-
ской Грецией, нежели с христианской Европой.
В те времена скандинавы-язычники относились
к инвалидности не как к "наказанию Божьему",
а, напротив, считали слепых и глухих причаст-
ными к божественной тайне. Здесь инвалид-
ность не была непреодолимым барьером к об-
щественной жизни. Известно высказывание из
"Правды викингов": "Если ты глухой - ты мо-
жешь быть добрым воином". Чрезвычайно инте-
ресен в этом плане рассказ Снорри Стурлуссона
о норвежском короле Олафе Харальдсоне, как
он в конце X в. обращался за советом к трем
братьям.

"Их было трое братьев. Одного звали Арн-
вид Слепой. Он так плохо видел, что едва мог
сражаться, хотя был очень храбр. Второго
брата звали Торвид Заика. Он не мог выгово-
рить подряд и двух слов, но был очень смел и
решителен. Третьего брата звали Фрейвид
Глухой. Он плохо слышал. Все братья были
людьми могущественными и богатыми, знат-
ными и очень мудрыми. Все они были в большой
милости у конунга....
Тогда Фрейвид сказал:

-...Я глухой, но и то смог услышать то, о чем
многие говорят. И могущественным людям и на-
роду пришлось не по вкусу, что Вы, государь, не
сдержали слова, данного конунгу Норвегии, но
еще хуже то, что Вы отказались выполнить то,
что было решено всем народом на уппсальском
тинге....

И Фрейвид с Арнвидом стали предводителя-
ми всего войска....Фрейвид отвечает:

Мы, шведы из Уппланда, сейчас властны
решать. Но я хочу сказать вам, что может
случиться так, что многие из тех, кто сей-
час и слышать не хотят о том, чтобы их
конунгом стал человек не из древнего рода
конунгов...

После этого братья Фрейвид и Арнвид велели
привести на тинг Якоба конунгова сына, и он был
провозглашен конунгом".

Такие, как Фрейвид, сейчас называются "сла-
бослышащими".

Житейская мудрость древнегерманского эпоса
"Старшая Эдда" признает, что быть живым, пусть

даже калекой и больным, все же лучше, чем мерт-
вым:

Хворый судьбой
не совсем обездолен.
Этот счастлив сынами,
Этот богатством,
а этот деянъями.

Ездить может хромой,
безрукий - пасти,
сражаться глухой, даже слепец
до сожженья полезен —
что толку от трупа?

В пантеоне северных богов есть Хеймдалль -
"светлейший из асов", "предвидящий будущее по-
добно ванам". Как страж богов Хеймдалль отме-
чен острым зрением и мистической способностью
воспринимать беззвучные вещи; его слух спрятан
под корнями мирового ясеня Иггдрасиль:

Знает она,

что Хеймдалля слух

спрятан под древом,

до неба встающим...

«В первой строфе "Прорицания вёльвы" люди
называются детьми Хеймдалля, а в прозаическом
вступлении к стихотворению эддического стиля
"Песнь о Риге" Хеймдалль отождествляется с Ри-
гом - первопредком и культурным героем». "Сле-
пота" верховного бога асов Одина и "глухота"
Хеймдалля - это типичные признаки так называе-
мой "шаманской болезни". Шаманы, прежде чем
получить свой дар, проходят путь мучительных,
болезненных состояний, переживают кризис:
глохнут, слепнут, видят мучительные сны и проч.
Это своего рода мистическая инициация.

Не исключено, что суеверные мотивы в отно-
шении слепых и глухих определили общую тенден-
цию по отношению к инвалидам в странах Сканди-
навии, которая пережила определенное давление
христианских воззрений.

7.4. Первые попытки
индивидуального обучения

Обучение глухих было начато с расширения
деятельности медицинских и естественных фа-
культетов европейских университетов, в которых
исследователи проявили научный интерес к проб-
леме глухонемоты.

В книге "Об открытии диалектики" (публ. 1538)
нидерландец Рудольф Агрикола (1443-1485) писал:
"Как это ни удивительно, но я своими глазами ви-
дел, как один с детства глухой и, стало быть, немой
выучился все понимать, что другой писал и даже
умел записывать все свои мысли последовательно и
точно так, как будто он умел говорить". Он одним
из первых пришел к выводу, что для обучения глу-
хих требуется специальная педагогическая подго-
товка.

Джироламо Кардано (1501-1576) - ученый-эн-
циклопедист, выдающийся медик - предложил фи-
зиологическое объяснение причин глухоты и не-
моты, а также разработал классификацию неслы-
шащих. Его старший сын был глух на одно ухо,

сам ученый заикался. Кардано считал, что не до
таток одного чувства не обязательно влечет ос
лабление умственных способностей, глухие вполн
поддаются обучению. Он выразил мысль, хот
письмо ассоциируется с речью, а та - с мыслью
письмо (доступное глухому) и идеи могут быть свя
заны напрямую - без посредства звуков.

Можно сказать, что именно Кардано заложил
теоретические основы воспитания и обучения глу-
хонемых детей. Свои взгляды на воспитание и обу
чение глухонемых детей Д. Кардано изложил
трактате "О тонкостях" (1550). Он пришел к за
ключению: глухота является причиной немоты.
Такое понимание патологии глухонемоты наноси-
ло удар по существовавшему в средние века мне-
нию, что немота объясняется неправильным уст-
ройством органов речи.

Д. Кардано предложил делить глухонемых на
три вида: а) глухие от рождения; б) рано поте-
рявшие слух (до приобретения речи); в) поздно
оглохшие. Он же впервые высказал мнение, что
звуковые волны могут быть переданы в цент-
ральную нервную систему через костную прово-
димость.

Д. Кардано (вместе с Фабрициусом Аквапен-
денте) пришел к выводу, что овладение речью у
глухонемых не может осуществляться естествен-
ным путем, а поэтому необходимо специально ор-
ганизованное обучение. Он полагал целесообраз-
ным умственное развитие глухонемых посредст-
вом обучения их речи в письменной форме: "Мы
можем достигнуть, чтобы немой путем чтения и
путем письма говорил".

Соотечественники Д. Кардано - анатомы и фи-
зиологи Габриэлло Фаллопио (1523-1562), Барто-
ломео Эустахио
(15247-1574) (вспомните евстахие-
ву трубку), Констанцо Варолия (1543-1575), Фаб-
рициус Аквапенденте
(1537-1619) и Франческо
Лана Терци
(1631-1687) изучили и представили
анатомическое описание строения и функциониро-
вания органов слуха. Однако странно, что ни
Д. Кардано, ни перечисленные ученые не предпри-
няли серьезных попыток учить неслышащих (за
исключением Лана Терци).

Впервые систематическую индивидуальную
помощь детям с нарушениями слуха начали оказы-
вать в испанских монастырях. Иллюстрацией мо-
жет служить отрывок из "Английской испанки"
Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616):

"Два года с небольшим продолжалась эта бо-
лезнь, а потом один монах ордена святого Иеро-
нима, с удивительным искусством и ловкостью
учивший немых изъясняться и понимать чужую
речь и излечивавший людей от сумасшествия,
сжалился над несчастным и, приступив к делу, ус-
пешно и полностью достиг своей цели, вернув
бедняге прежнюю силу суждения, разум и связ-
ность мыслей".

Известно немало фактов, когда люди с отсут-
ствием слуха достигали значительных успехов в
различных сферах деятельности. Например, при-
дворный художник короля Филиппа II Хуан Фер-
нандес Наваретта (1526-1579), известный под про-
звищем "Эль Мудо" - немой, потерял слух в два с
половиной года. Он воспитывался в монастыре ля
Эстрелла ордена Св. Иеронима в Логроно. Он хо-

рошо изъяснялся знаками, писал, читал, знал ист
рию и Библию. Викенте де Санто Доминго обучи
его основам живописи, образование Фернанд
продолжил в Италии, где пробыл 20 лет.

Но первым учителем глухих считается бенеди
тинский монах Педро Понсе де Леон (15207-158
из монастыря св. Сальвадора, расположенном н
далеко от Бургоса, который впервые предприн
попытку обучить глухонемых речи. Он снача
обучал письму и речи глухого аристократа Гасп
ра Бургоса. А далее...

В одном из знатнейших семейств Испании (Be
ласко) глухота передавалась из поколения в пок
ление. После рождения в этой семье двух глух
сыновей возникла угроза отчуждения в пользу к
роля недвижимости и земель семейства, так ка
человек, не умеющий говорить, не признавался на
следником или завещателем. Глухие братья Фра
циско и Педро де Веласко были сыновьями ко
стебля Кастилии (у него потом родился слышащ
наследник Иниго Фернандес). Глухими были и
сестры Каталина и Бернардина. Они были отдан
на воспитание в монастырь св. Сальвадора, где мс
нахи владели жестовым языком бенедиктинце
Под руководством Педро Понсе де Леона дети
нарушением слуха овладевали не только письмо
счетом и чтением на родном языке, но также ла
тынью и греческим языком. Франциско де Вел
ско умер молодым, а его брат Дон Педро де Вел
ско (15407-1572) прожил дольше и позже писа
"Так как я был мал и глуп, как камень, то я учи
ся вначале списывать то, что писал учитель; пото
я записывал все кастильские слова в маленьку
книжечку; после я выучился читать по складам и
выговаривать отдельные буквы и слова со всей
возможной для меня силой, причем у меня изо рта
обильно текла слюна. Потом я начал читать исто-
рию и в 10 лет прочитал историю всего света. По-
том я учился по-латыни".

Из официального отчета Понсе: "Я получил
учеников, глухих и немых от рождения, являющихся
сыновьями знатных людей, которых я учил гово-
рить, читать и считать; молиться, помогать при про-
ведении мессы, осваивать доктрины христианства; а
также знать, как исповедоваться самостоятельно с
помощью речи; некоторые из них освоили латынь,
другие - латынь и греческий, они понимают италь-
янский; один ученик был посвящен в сан, имеет при-
ход и отправляет службы; кроме того, ученики по-
лучили знания по натуральной философии и астро-
логии; один добился успехов в управлении поместь-
ем; еще один вступил в армию, и в дополнение к дру-
гим своим достижениям освоил все виды оружия,
стал превосходным наездником. И сверх того, неко-
торые ученики стали великими знатоками истории
Испании и других стран, сведущими в науках, поли-
тике и дисциплинах, в возможности освоения кото-
рых Аристотель им отказал" (Winzer М.А. The histo- j
ry of special education: from isolation to integration.
Washington, 1993). Дату составления этого отчета
(1578) принято считать началом истории сурдопеда-
гогики. На могильном камне Понсе вырезано: "Пед-
ро Понсе обучал глухих и немых, хотя Аристотель
утверждал, что это невозможно".

Понсе обучил около 10 человек. Две сестры
Веласко стали монахинями. Глухой сын главного

судьи Арагона дон Гаспар де Гурреа стал прекрас-
ным переписчиком рукописей и хорошим миниа-
тюристом и был оставлен в сакристии монастыря.
Однако речь даже у хороших учеников была "ме-
ханическая", а лучший ученик Педро де Веласко
говорил "сильно запинаясь" и при посещении род-
ственников общался с ними с помощью ручной аз-
буки.

Педро Понсе де Леон сыграл огромную роль в
изменении официального отношения к глухим.
\ Испанское духовенство и дворянство начало при-

/ знавать интеллектуальную состоятельность обра-

\ зованных глухонемых.

После П. Понсе попытки индивидуального

обучения глухонемых детей предприняли Хуан
Пабло Боннет
(1579-1633), служивший секрета-
рем у констебля Кастилии, и Рамирес де Каррион
(1579-1652), у которого в 1615-1619 гг. учился вну-
чатый племянник учеников Понсе Луис де Вела-
ско (1610-1664), оглохший на третьем году жизни.
Свой опыт Боннет изложил в трактате "О приро де звуков и искусстве научить глухого говорить",
изданном в 1620 г. в Мадриде. Первая часть книги
* посвящена обучению произношению, фактически
это был первый в мире текст, посвященный фоне-
тике, которая лишь в XIX в. стала наукой. Во вто-
рой части детально описаны методы обучения глу-
хих речи и языку. Обучение у Боннета в Испании
начиналось с письменной речи. Для объяснения се-
мантики слов использовались наглядные средства,
дактилология и "мимико-жестикуляторная" речь.
Потом шло обучение устной речи: в своем руко-
водстве Боннет описывает образование каждого
звука и устанавливает функции звукопроизводя-
щих органов. Схема: "письменные буквы - дак- ■
тиль - звуки речи - обучение чтению" стала назы- у
ваться "испанским методом".

Эммануэль Рамирес де Каррион обучал глухо-
го аристократа маркиза Присго. Свой метод он
описал в книге "Чудеса природы", опубликован-
ной в Мадриде в 1629 г.

Йохан Бон (1640-1718) в своей книге по анато-
мии, изданной в Лейпциге (1686), опроверг теорию
античных мыслителей, гласившую, что слух и не-
мота вызваны связью лицевых и слуховых нервов.

В XVII в. в Испании была начата разработка
физиологии органа слуха (дю Верней), появились
первые клиники ушных болезней. Получены экс-
периментальные данные в пользу того, что у глу-
хонемых имеется нормальный звукопроизноси-
тельный аппарат, а следовательно - они могут ов-
ладевать речью. Ряд врачей, занимавшихся проб-
лемами глухонемоты, сами пытались практически
обучить глухонемых. Тогда же наметилось два на-
правления в теории и практике индивидуального
обучения глухонемых детей: одно из них условно
было названо английским (развитие положений
испанской школы), другое - голландским (обучен^
ние исключительно с помощью устной речи).

В 1623 г. Испанию посетил принц Уэльский в
сопровождении сэра К. Дигби; последний встре-
тился и пообщался с глухим Луисом де Веласко.
Кенелм Дигби описал встречу с учеником Каррио-
на в книге "Treatise on the nature of bodies" (1644):
Луис де Веласко говорил ясно и разборчиво, но
монотонным голосом. А принц, став позже коро-

лем Чарльзом I, издал распоряжение (1662), пре
писывающее Лондонскому Королевскому Научи
му Обществу организовать специальные исслед
вания в области природы языка и речи, в результ
те таких исследований появилось немалое чис
работ, посвященных проблеме глухоты. Это бы
в основном философские и филологические тр
таты, в которых опыт обучения глухих служил и
люстрацией к авторским теориям "искусствен!!
речи.

Джон Уоллис (1616-1703) - профессор геоме
рии Оксфордского университета, один из основ
телей Королевского Научного Общества, успеш
обучал 25-летнего Даниэля Вэли, которого
1662 г. представили Научному Обществу, а также
королевскому двору. Его речь была понятной, хо
тя и "глухой". Свои взгляды на обучение глухо!к-
мых Уоллис изложил в книге "Рассуждение о речи
или картина гласных звуков" (1653). Джон Уоллис
и врач Джон Булвер предложил приемы первых
этапов обучения произношению звуков. Но когда
они попытались использовать устную речь как
средство воспитания и обучения, то пришли к вы
воду, что "глухонемые дети выучиваются гово
рить механически, от такой их речи нельзя ждан,
практических выводов" (Дж. Булвер. Философуе
или друг глухонемых, 1694). Удобным средством
обучения Уоллис считал использование двуручной
дактилологии: "Усвоив ручную азбуку глухоне-
мых, учить языку так же, как и всех других детей,
только слышащие изучают звук на слух, а глухо-
немой изучает знаки на глаз". "Мимико-жестику
ляторную речь" он оценивал как значительное
средство в усвоении глухонемыми словесного язы-
ка и как средство, дающее возможность более глу-
бокого воспитания глухонемого ребенка. Уоллис -
отец письменного метода обучения глухих.

Больших успехов в индивидуальном обучении
глухонемых добились и другие члены Общества -
В. Холдер (1616-1698) и Дж. Далгарно (1626-1687).
Директор школы в Оксфорде Далгарно был сторон-
ником обучения глухонемых через игру.

Врач Джон Булвер (1614-1684) в 1648 г. издал
первую в Британии работу о глухих "философуе"
("Друг глухого"), а затем в 1654 г. - "Хирология
или натуральная речь руками". Он заметил, что у
глухонемых даже в условиях семейного воспита-
ния формируется своеобразный язык, который да-
ет им возможность общаться со слышащими
людьми. Д. Булвер рассматривал "мимико-жести-
куляторную речь" как эффективное средство обу-
чения и воспитания глухонемых, в практической
работе придерживаясь тех же взглядов, что и
Х.П. Боннет. Он же выдвинул инициативу по орга-
низации в стране "Академии для немых". Это бы-
ла первая попытка созданияТосударственного уч-
реждения специального образования. Но проект
Ьулвера был отвергнут как "столь парадоксаль-
ный, удивительный и преувеличенный, что скорее
позабавил оппонентов, чем удовлетворил их стре-
мление к пониманию".

Двуручной алфавит, предложенный Уоллисом
в 1652 г., был напечатан в новелле Даниеля Дефо
"История жизни и удивительных приключений ми
стера Дункана Кэмпбелла" (1720). В первой главе
новеллы изображается жизнь глухого предсказа-

теля Кэмпбелла, очаровавшего лондонское обще-
ство, и дается описание метода Уоллиса.

Любопытно, что Генри Бэйкер (1698-1774
натуралист, член Королёвского Общества, жена*
тьГй на дочери Дефо Софи, после прочтения книги
воспылал интересом к обучению глухих. Начал он
с глухой дочери родственника Джэйн Форестер, а
после первых успехов "переквалифицировался" в
приходящего учителя глухих. Считается, что Ген-
ри Бэйкер был первым профессиональным учите-
лем глухих.

В XVII-XVIII вв. довольно удачные попытки
индивидуального обучения глухих предпринимали:
швейцарский врач, работавший в Нидерландах,
И.К. Амман (1669-1724), химик из Фландрии ба-
рон ван Хельмонт (1614-1699) - в Нидерландах;
профессор риторики Лана-Терци (1631-1687) - в
Италии; Г. Вильям (1615-1696), Г, Рафель
(1673-1740), И.Л.Ф. Арнольди (1737-1783) - в Гер-
мании и др.

Врач и химик барон ван Хельмонт в 1667 г.
издал книгу "Краткое описание натурального ал-
фавита святого языка, с помощью которого рож-
денные глухими могут понимать и говорить". На ос-
нове изучения положения речевых органов им
создано 36 медных гравюр с изображением поло-
жения органов речи при произнесении различных
звуков. Позже он создал гипсовые фигуры, изо-
бражавшие то же самое, но только в объемном
плане (у испанца Боннета наглядная модель пред-
ставляла собой гибкий "кожаный язык"). Следует
отметить, что ван Хельмонт верил в метафизиче-
ское происхождение языка и, считая еврейский
язык натуральным языком человечества, пы-
тался демонстрировать, как форма и вид каждой
буквы еврейского алфавита преобразуются в по-
ложение органов речи при произношении. Он да-
же пытался учить своих глухих учеников еврей-
скому языку. A /

Иоганн Конрад Амман считается основопо-
ложником теории обучения глухонемых устной
речи. Изданный им труд "Говорящий глухонемой
или способ, по которому можно глухонемого нау-
чить говорить" (1692) оказал значительное влия-
ние на развитие теории и практики обучения глу-
хонемых в западноевропейских странах.

Амман полагал, что основным принципом обу-
чения и воспитания глухонемых должно быть обу-
чение устной речи, которая, по его мнению, пред-
ставляет собой как единственную форму мышле-
ния, так и средство общения глухонемых. Исходя
из этого принципа, Амман сформулировал и вто-
рой принцип: устная речь в процессе воспитания и
обучения глухонемых - это и средство, и цель обу-
чения.

Амман считал, что глухонемой ребенок оста-
ется вне влияния на него окружающей социальной
среды: "Какая глупость в глухонемых, как мало
они отличаются от животных... С того времени,
как я начинаю обучать подражать речи, я создаю
ум глухонемого, так как до обучения он представ-
ляет собой "tabule rasa" ("чистую доску")". Амман
был убежден, что речь, "представленная знаками и
жестами", "низменна и ограничена", и оплакивал
"жалкое положение тех глухих индивидуумов, ко-
торые вынуждены употреблять подобные вещи".

теля Кэмпбелла, очаровавшего лондонское обще-
ство, и дается описание метода Уоллиса.

Любопытно, что Генри Бэйкер (1698-1774
натуралист, член Королёвского Общества, жена*
тьГй на дочери Дефо Софи, после прочтения книги
воспылал интересом к обучению глухих. Начал он
с глухой дочери родственника Джэйн Форестер, а
после первых успехов "переквалифицировался" в
приходящего учителя глухих. Считается, что Ген-
ри Бэйкер был первым профессиональным учите-
лем глухих.

В XVII-XVIII вв. довольно удачные попытки
индивидуального обучения глухих предпринимали:
швейцарский врач, работавший в Нидерландах,
И.К. Амман (1669-1724), химик из Фландрии ба-
рон ван Хельмонт (1614-1699) - в Нидерландах;
профессор риторики Лана-Терци (1631-1687) - в
Италии; Г. Вильям (1615-1696), Г, Рафель
(1673-1740), И.Л.Ф. Арнольди (1737-1783) - в Гер-
мании и др.

Врач и химик барон ван Хельмонт в 1667 г.
издал книгу "Краткое описание натурального ал-
фавита святого языка, с помощью которого рож-
денные глухими могут понимать и говорить". На ос-
нове изучения положения речевых органов им
создано 36 медных гравюр с изображением поло-
жения органов речи при произнесении различных
звуков. Позже он создал гипсовые фигуры, изо-
бражавшие то же самое, но только в объемном
плане (у испанца Боннета наглядная модель пред-
ставляла собой гибкий "кожаный язык"). Следует
отметить, что ван Хельмонт верил в метафизиче-
ское происхождение языка и, считая еврейский
язык натуральным языком человечества, пы-
тался демонстрировать, как форма и вид каждой
буквы еврейского алфавита преобразуются в по-
ложение органов речи при произношении. Он да-
же пытался учить своих глухих учеников еврей-
скому языку. A /



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: