Критика социокультурной концепции глухоты 6 глава




* и яобщественное положение глухонемых в части ихимущественного положения. В Уложениях ца- ри Алексея Михайловича (1649) говорится: "А бу- I после которого умершего останутся дети глухи И in-мы, а братья их или сестры учнут обидить их и <>ва или материя имения учнут их отлучать, ри 'делити по жребьям всем поровну, чтобы из них Никто изобижен не был". Ограничения прав глухих вступать в обяза- |.ства и вести иски встречаются в законодатель- ны х документах лишь в связи с недостатком у не- которых из них умственных способностей (законы 1675, 1677 гг.). Петр I несколькими указами обязывает пред- * ниш-гелей государственной власти расширять си- ' тему специальных учреждений для призрения 1 к тих, в том числе и глухонемых: "По всем губер- ниям учинить шпиталя для увечных" (Указ от * I декабря 1712 г.). Указами 1723 и 1724 гг. предписывалось: "При. нидсгсльстве являются слепые, глухие, немые... отдавать для воспитания...". В архивных материа- I щ домов для "увечных" того времени имеются ' и пни, указывающие на то, что "глухие и немые Прилежно работали" (Андроньевский монастырь в Mmквс, Колмовский монастырь в Новгороде). It U)-x гг. XVIII в. в системе общественного при- ipi пнявозникла новая форма воспитания глухоне- мых детей.Указом Анны Иоанновны 14 августа I / и Iбыло учреждено "патронирование" как осо- бая система воспитания глухих: "малолетних уве ных для воспитания и владения вечно тем, кто взя пожелает, и давать на них деньги". Было определ но также: "Содержащихся в полиции безмолвнъ для прокормления и исправления в уме их отсыла в Святейший Синод, чтобы Святейший Синод пов лел оных определить в монастырь". Во второй половине XVIII в. глухие дети во питывались в Московском Воспитательном дом В его системе были две формы воспитания глух немых: часть глухонемых направлялась на воспит ние в семьи (по деревням), которым выплачив лось специальное вознаграждение; часть детей воспитывалась в специальн группах Воспитательного дома. Воспитание дет до 7 лет здесь понималось как физическое разв тие и привитие детям определенных моральн- качеств. Надзирателям предписывалось воспит вать у глухонемых детей элементарные культу ные навыки. Общение в группах осуществляло на основе "жестов" и "мимики". Важное место принадлежало трудовому обуч нию: "главная цель уготовлять воспитанник быть ремесленниками, рукодельниками". Реме ленная подготовка глухонемых проходила как мастерских Воспитательного дома, так и путем о дачи глухонемых воспитанников в учение частны лицам по договору. По выходе из Воспитательно дома глухонемые получали документ, по которо они освобождались от крепостной зависимости. На протяжении всего XIX и начала XX вв. сп циальные училища глухонемых не включались • п. тему учреждений народного образования. И конце XVIII в. воспитательные дома, где воспи- тывались глухонемые дети, находились в системе "Ведомства императрицы Марии Федоровны". В это время появился философский трактат А.II. Радищева (1749-1802) "О человеке, о его | мертности и бессмертии", в котором он коснулся inпоенностей развития глухонемых детей. Исходя из того, что обозначение предметов, Пилений является условным, Радищев признает, Что мышление может протекать и на основе жес- тов: "Правда, что он может без него (языка) обой- ти, и вместо речи говорить телодвижениями"; примеры лишенных некоторых чувств доказыва- ют ясно, что речь, или произвольное выражение чнамсния вещей, может вместо звучных знаков умещаться в знаки, другим чувствам подлежащие. I иухие, а потому и немые изъясняются знаками и Мысли свои заключают в знаках, подлежащих зре- нии) Из сего понятна возможность изучить их ра- чумсть речь писанную, что аббат де Л'Епе (Деле- пе прим. авт.) произвел в действо с удивитель- ным остроумием, а может быть, взирая, каким об- р.ппм немые изъясняют свои мысли, и видя, что пни на место звучных знаков поставляют знаки |рпмые, изобретатель письмен внял, что им подра- ■ т. можно, и начертал азбуку". Радищев пишет, что глухонемых и даже сле- тинухонемых можно развивать на основе форми- рованиятого "природного" средства общения, ко- торое доступно этим детям. Вместе с тем, касаясь концепции обучения Делепе, Радищев утверждает, что француз не мог бы развить глухонемого ре- бенка на основе "мимической речи", если бы сам не владел устной речью: "не возмог бы ты того, ес- ли бы сам был безгласен, и когда речь в тебе силы разума твоего не изощрила". Российская императрица Екатерина Великий вела переписку с аббатом Делепе. В 1780 г. она по- ручила своему посланнику передать аббату денеж- ный подарок для школы, от которого он отказан ся, сказав: "Потрудитесь передать ее величеству, что я не принимаю денег. Если же государыне ва- шей угодно было обратить внимание на мою дея тельность, не соблаговолит ли она, в доказательст- во особой ко мне милости, поручить мне воспита ние какого-нибудь русского глухонемого?". Любопытно, что уже после смерти аббата Де- лепе в Парижский институт глухонемых под име- нем А. Маквица был принят внебрачный глухоне- мой сын Александра I от фаворитки М.А. Нарыш- киной. Сам любимый внук Екатерины II Алек- сандр I с детства страдал тугоухостью. На этот фи зический недостаток русского императора про зрачно намекает Денис Давыдов в басне "Орлица, Турухан и Тетерев": птицы выбирают себе новою царя - глухого тетерева. "Монаршая милость" не заставила ждать: в 1804 г. Д. Давыдов был уволен из гвардии и отправлен служить в отдаленный гар- низон. В мае 1790 г. Н.М. Карамзин, путешествуя по Европе, остановился в Париже: "Нынешний день видел я... чудесные школы: училище природно глухих и немых (которые по- средством знаков сообщают самые трудные, сложные, метафизические идеи, которые знают . ччершенно грамматику, разбирают все книги и сами пишут ясным, чистым, правильным Слогом)... Аббат Л'Епе, основатель училища умер, место его заступил аббат Сикар: он с ве- ликой ревностью посвящает себя искусству де- Шпь получеловеков совершенными людьми, за- меняя в них, так сказать, новым органом слух и ii.h.Ik Многие из них страстно любят чтение, так, ■пно для сохранения их глаз надобно отнимать у tun книги. С удивительной скоростью говорят они знаками между собой, выражая самые отвле- ченные идеи; кажется, будто не могут нарадо- ваться своею новою способностью" 46. Спустя 14 лет Василий Львович Пушкин, руко- водитель поэтического кружка "Арзамас", дядя inникого поэта, путешествуя по Европе, пишет Г1.М. Карамзину: "Н.М. Карамзину 28 июня 1803 г. Берлин. ...Сейчас я возвратился из института глу- ппи немых. Г. профессор Этке есть истинный бруг человечества. Одного немого спросили при ИМе, что такое Россия? - "Великая империя". - Как называют императора Российского?" - Iи'ксандр". Профессор сказал ему мое имя; он тотчас написал: "Пушкин". Я был тронут до I на.Кто любит добро, должен любить и по- читать таких людей, каков Этке. Они делают Несть роду человеческому. Отсюда я ездил в... Ьом сумасшедших... Лучше и приятнее видеть   "' Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М. 1989.с'. 354.   несчастных немых, которые посредством ш кусства перестают быть несчастными, нем с ли вечных страдальцев. Н.М. Карамзину, 12 сентября 1803 г. Париж,...Сегодня поутру ходил слушать славного метафизика Сикара. Он говорит хорошо, но слишком плодовито. Ученик его, Масъё, удивил меня своими опытами. На вопрос, что такие Бог? - "Солнце вечности, - отвечал он, - душа Вселенной, отец отцов, причина причин, маши нист природы". Маленькая девочка лет один надцати, глухая и немая от рождения, читала и выговаривала довольно чисто; только слово "Свет" она иначе сказать не может, как "св ет", и на каждом слоге должна непременно осц танавливаться...". Через несколько дней В.Л. Пушкин - внопь у Сикара и долго беседует с ним на философские темы. Адресат писем, близкий ко двору императора Александра I, в 1803 г. был назначен царским историографом. Возможно, через Н.М. Карам- зина В.Л. Пушкин хотел намекнуть царской фа- милии на необходимость обучения глухонемых и России. В 1806 г. императрица МарияФедоровна встретила на прогулке в Павловском парке глухо- немого мальчика Александра Меллера(рис. 30). Спустя некоторое время статский советник князь Дмитрий Волконский подал рапорт Марии Федоровне: "Во исполнение Высочайшего Вашего Императорского Величества повеления от 14 дня минувшего октября воспоследствовавшего о учре ждении в городе Павловске опытного училища глухонемых оное училище сего декабря 2 дня бы- ло открыто". Из письма А. Меллера директору Санкт-Петср бургского училища глухонемых П.И. Степанову: "Ребенком я жил в семействе генерал-лейте- нанта Ахвердова, который состоял воспита- телем при Великих Князьях Николае и Михаиле Павловичах. Жена генерала Ахвердова, Екате- рина Борисовна, приходилась мне родною тет- кою. Летом мы живали в Павловске, и мне час- то случалось гулять с теткою по тенистым аллеям парка. В одну из этих прогулок я имел счастье встретиться с Императрицею Мариею Федоровною, которая узнав из разговора с моею теткою, что я родился глухонемым и что в се- мействе моего отца генерал-майора Меллера 0числе шести детей два сына и дочь родились глухонемыми, серьезно задумалась и, приняв по ложение семьи нашей близко к сердцу, со свойст венным ей состраданием сказала: "За границею на участь подобных детей давно уже обращено внимание правительства. Там для образовании их учреждены специальные институты, у пае. к сожалению, в этом отношении ничего Hi сделано". Императрица предложила... отправить Mi ня... за границу для поступления в институт, НО мои родные не решились расстаться со мною На следующий день я, опять прогуливаясь по пар ку с теткою, имел счастье встретить Импершп рицу. Она подозвала к себе мою тетку и сказа \й ей следующие знаменательные слова: "Ваш пи манник не дал мне целую ночь уснуть, я до утра думала об участи его и подобных ему детей, и се- юдня лишь только оделась, послала за секрета- рем Вилламовым и поручила ему выписать из-за границы одного из наиболее известных профессо- ров, чтобы учредить в Петербурге Училище глу- хонемых, в которое и будут первыми помещены Ости вашего брата". Патер Сикар-Сигмунд не цимедлил прибыть из Польши, и первоначальное училище для глухонемых было устроено в Пав- ловской крепости. Я со старшим братом первым вступил в это заведение в 1807 году, вскоре к нам Присоединились еще два мальчика и пять девочек; всего нас было тогда девять человек....когда я в Оовольно короткое время выучился читать и пи- сать и даже произносить некоторые слова, ее Неличество изволило обратить на мои успехи особое внимание и в награду прислало мне в т$09 году через секретаря Вилламова золотые ...я по желанию родных был взят вместе с iipmnoM моим из училища в 1812 году и для про- должения занятий пользовался частными урока- ми v известного в то время профессора Гаю. Квартируя в Михайловском замке, против Летнего сада, я однажды прогуливался там с танкою и встретился с Императрицею. Она уз- нала меня, подозвала и сказала: "Ты забыл \ н ксандр, я давно тебя не видела и не получала от тебя, как прежде, рисунков". Слова эти запа- ли а самую глубину моей души и очень меня взвол- новали. Указывая на небо, я через свою тетку i тирался выразить своей Августейшей благоде- тельнице, что если бы я забыл ее, тогда бы и Бо меня забыл. При этом я просил ее Величество определить меня на службу Я был определен я Собственную ее Величества канцелярию 20 сен* тября 1817 г., а потом по переименовании... кан- целярии..., я был назначен туда чиновником сверх штата 16 февраля 1829 года, По Высочайшему повелению поступил на вакансию помощника старшего чиновника 13 января 1845 года, а уволен был 31 января 1856 года по болезни с полною пен- сией и единовременной выдачей двухгодового жа- лованья за 39-летнюю службу. Примите и проч." Марта 2 дня 1872 года". В "Деле о Павловском Опытном Училище глу* хонемых и о переводе его в С.-Петербург" (1880) имеется список 13 первых учащихся. Борис и Але- ксандр Меллеры 14 и 13 лет соответственно посту- пили в училище в январе 1807 г. А первым записан 11-летний "польский уроженец" Иван Раецкий, по- ступивший в декабре 1806 г. Вместе с ним были за- писаны девушки из "простых": Анна Крашеннико- ва, Ульяна Никитина, Дарья Николаева, которым было 13, 15, и 12 лет соответственно. Последние две поступили из Воспитательного дома. Кто был этот "патер Сикар Сигмунд", прибыв- ший из Польши? А. Меллер ошибочно вставил имя французского наставника глухонемых Сикара. "Сигмундом" в России звали приглашенного из Вильно поляка Винцента-Ансельма Зыгмунта. Он и был первым учителем и организатором учебно- воспитательной работы в училище глухонемых с декабря 1806 по март 1810 г. Белорусский исследо- натель Иван Бобла в статье "Развитие просвеще- ния и культуры глухих Беларуси в XV-XVIII вв." писал, что епископ Виленский Ян Коссаковский после посещения Венского института глухонемых принял решение открыть школу глухонемых в Вильно и для подготовки директора этой школы в 1804 г. послал в Вену одного из ксендзов-миссио- неров Ансельма Зыгмунта. Под руководством И. Мая (ученика Ш.М. Делепе) А. Зыгмунт в тече- ние 10 месяцев изучал систему обучения глухоне- мых по "мимическому методу" в Вене. В Вильно открытие школы глухонемых задерживалось. Л. Зыгмунт, вернувшийся из Вены, занимался ча- стным обучением глухонемой девочки, создал эс- тампы ручной азбуки, которые в мае 1806 г. пода- рил университету. Не дождавшись открытия шко- та глухонемых, А. Зыгмунт в том же году принял предложение обучать глухонемых в Павловске и уехал в Санкт-Петербург, однако через четыре го- || А. Зыгмунт по состоянию здоровья вернулся в Ипльно и снова занялся частным обучением уже двоих глухонемых детей. Обучение глухонемых А. Зыгмунт осуществ- лял по так называемому "смешанному методу". И первом письме Сикару в 1808 г. Мария Федо- ровна писала: "Он (Зыгмунт) доказал свою спо- • ооность тем, что ученики его в течение года Сталиправильно писать, считать и даже произ- носить слова внятным образом, а некоторые и довольно свободно. Но понятие о божестве и о религии остаются для них еще недоступны...". В письме Мария Федоровна высказывает жела- ние послать в Париж на обучение человека и просит Сикара сообщить, что "ему нужно знать наперед". Александр I поручил послу в Париже князю Куракину провести переговоры с Сикаром на предмет приглашения в Россию учителя. По пред- ложению аббата Сикара в Россию должны были поехать наставник Парижского института глухо- немых Ж.Б. Жоффре и в качестве ассистента глу- хой Лоран Клерк. Однако Александр предпочел одного Ж.Б. Жоффре, с которым в 1810 г. был за- ключен контракт. Но судьба вознаградила Л. Клерка: в 1816 г. он с Т.Х. Галлодетом отплыл в США, где стал учителем в Хартфордской школе, "Апостолом американских глухих". В 1810 г. училище, причисленное к ведомству Опекунского Совета, было переведено в столицу - во Вдовий дом на Выборгской стороне, получило новый устав и штат. Директор училища Жан Батист Жоффре бы- стро выучил русский язык, который и препода- вал ученикам наряду с французским (!). Жоффре вел обучение глухих на основе письменной речи, применяя мимический метод. В письме Сикару от 1810 г. Мария Федоровна благодарит его за Жоффре и просит в знак уважения принять зо- лотой перстень. В газете "Северная почта" в 1812 г. появилось сообщение об экзамене в училище глухонемых: "В субботу, 10 числа сего месяца, в здешнем Институте глухонемых от рождения, учреж- денном по соизволению и под покровительст- вом Ея Величества Государыни императрицы Марии Федоровны, происходило публичное ис- пытание, в присутствии Преосвященного Ам- вросия, Митрополита Новгородского и Санкт- Петербургского, преосвященного митрополи- та Гавриила, Экзарха Молдавлахийского и дру- гих Преосвященных с почтеннейшим духовен- ством, а сверх того Господ Министров и мно- гих знатнейших особ.... Благодетельное заведе- ние сие, коего главнейшею целью было то, что- бы внушить сим жалким нещастливцам утеши- тельные истины религии, первоначально осно- вано было в Павловске, а потом переведено в здешнюю Столицу назад тому два года. Число воспитанников увеличилось с того времени от 10 до 25 человек, и разделяется на четыре клас- са. При открытии испытания воспитанников четвертого класса, составленного из начинаю- щих, кратко показали, как сообщаются глухо- немым первоначальные познания русского язы- ка. Потом воспитанники третьего класса... Они показали также теорию вопросов и спря- гали вопросительным образом глаголы по трем совершенным временам, на Российском и Фран- цузском языках....Воспитанники заключили ис- пытание изъяснением приобретенных ими в сем году понятий о добре и зле, о пространстве, о стихиях и четырех великих хранилищах, содер- жащих оные, о действии тепла и холода, о дож- де и ветре, о термометре и телескопе, о четы- рех сторонах света, о геометрии и наконец об арифметике. В продолжение сего испытания, и после оного, деланы им были почтенными посе- тителями разные вопросы, на которые ответ- ствовали они самым удовлетворительным об- разом. Сии ответы удостоверили знаменитое собрание сие, что Институт глухонемых не есть предмет только простого любопытства, но истинное благодеяние Высокой Учредитель- ницы оного для сих несчастных, которые поставятся со временем на ряду со прочими гражданами; благодеяние, относящееся к части всей России, которая не уступает другим Дер- жавам ни в каких деяниях, украшающих род человеческий". Та же газета в 1814 г. писала: "Сего месяца 4 числа, в среду, было испыта- ние воспитанниками училища Глухонемых... Чис- ло воспитанников глухонемых от рождения воз- росло с того времени поныне от 25 до 32, кото- рые разделены, так как и прежде, на четыре клас- са. Воспитанники первого класса, доставившие посетителям при последнем испытании удоволь- ствие своими ответами, ныне распространили свои понятия гораздо далее. Они с удивительною легкостию и ловкостию прошли все степени той неизмеримой лестницы, которая ведет от зем- ных предметов к Высочайшему из всех благ, Твор- цу всяческих, и привязывает душу к обязанно- стям ея. Все полученные новые понятия, умножая беспрерывно желания воспитанников, приобре- тать оных более и более, дали повод Г. Дирек- тору училища удовлетворять постепенно лю- бопытству их. Он показал им происхождение первых художеств и начальные сведения об Ас- трономии. Особенно между воспитанниками отличились Михайло Наумов и девица Анна Крашенникова. Они получили такое образова- ние в познаниях, какого от человека рожденно- го глухонемым и ожидать не возможно было. Одним словом, нет выражений достаточных к точному описанию всего того, чему были сви- детелями посетители сего училища. При ны- нешнем испытании, и едва ли можно изобра- зить то пером, что самих очевидцев приводило в изумление. Надобно повернуться во прах пред бесконечною, непостижимою премудростию Зиждителя!...Не Он ли Сам даровал удиви- тельную способность некоторым почтенным мужам, достигать толиких успехов в обучении глухих от рождения таким познаниям, кои ка- жется должны быть изобретаемы единствен- но чрез посредство слуха и слова? Что сказать о сей непонятной терпеливости, какую долж- ны иметь обучающие глухонемых, от простых знаков доводящие их до понятий самых отвле- ченных, и наставляющие их пересказывать свои мысли, рассуждать друг с другом, одним словом, говорить знаками?...Без такового примерного учреждения люди сии были бы навсегда потеряны для семейств, для себя и для общества". Мария Федоровна часто присутствовала на уроках и экзаменах в училище, посещали его и Александр I, Николай I, Александр П. Кроме детей, воспитываемых безвозмездно, в училище принимали детей из благородных семей с платой 650 руб. в год и из других состояний - с пла- той 450 руб. Со временем штат училища увеличи- вался. Воспитанников обучали портняжному, сто- ярному, токарному, литографскому и типограф- скому делу, девушек - разным рукодельям. Ь 1»17 по 1821 гг. учителем рисования при учи- лище состоял глухонемой рисовальщик и гравер Карл Гампельн (рис. 31), воспитавший художника Николая Ивашенцова, который в 1821 г. нарисо- вал первую в России "Ручную азбуку глухонемых" ("таблица, изображающая ручную азбуку, помо- щию коей Г. Жоффре преподает своим воспитанни- кам Российский язык, выгравирована одним глухо- немым сего института")47. Позже в училище свыше 30 лет преподавал другой глухой художник, воспи- танник А.Г. Венецианова - Александр Беллер. Слава училища стала перешагивать границы, в 1821 г. его посетил гость из Америки. "Г. Стансбюри, американец из Нью-Йорка, при- влеченный славою С.-Петербургского Института Гаухонемых, посетил оный в прошлом месяце. Во- шед в зал, в коем находились воспитанники, он при- ветствовал каждого из них по английскому обык- новению, пожимая им руку. Потом желая возбу- дить их внимание, он рассказал им знаками два анекдота, сходные с их состоянием и способствую- щие к утверждению в их сердцах правил Христиан- ской нравственности....Г. Стансбюри есть первый чужестранец, который при посещении глухонемых сего Института мог свободно разуметь их и сооб- щать им свои мысли языком, им понятным. При каждом знаке, при каждой мысли, которою они по- нимали, живейшее удовольствие изображалось на их лицах. Радость некоторых из них была столь велика, что они не могли удержаться от пронзи- тельных восклицаний, единственных звуков, кои могут произносить сии несчастные! ...Не должно удивляться, что Г. Стансбюри столь легко объяснялся с глухонемыми С.-Петер- бургского Института. Знаки его суть вообще те же самые, которые употребляет Директор их, Г. Жоффре. Они были принесены в Соединенные Штаты одним господином по имени Лаврентием Клерком, который так же как Жоффре, был од- ним из отличных воспитанников Аббата Сикара. По сей причине глухонемые в России, во Франции и в Америке составляют, кажется, как бы один народ, ибо они все говорят, так сказать, одним языком, языком знаков, и увидевшись в первый раз в жизни, могут свободно сообщить друг дру- гу свои мысли, свои чувства. После сих испытаний Г. Стансбюри присутст- вовал при обеденном столе воспитанников, кото- рый был весьма достаточным и хорошо приготов- ленным. Потом он осмотрел их спальни, коих чис- тота и опрятность привели его в приятное удив- ление. Одним словом, он уверял, что порядок и устройство сего прекрасного заведения превзошли его ожидание, сколько впрочем он ни предубежден был в его пользу по одной славе''48. Приведем также фрагменты из статьи "Публичное испытание в училище глухонемых", опубликованной в "Отечественных записках" в 1823 г.: 48 "Журнал Императорского Человеколюбивого общест- ва". 1821. "По вступлении Г. Жоффре в 1809 году в должность Директора, оно переведено было с 8 или 9 находившимися в нем воспитанниками из Павловского в столицу на Выборгскую сторону. Число детей постепенно увеличивается, и когда ОНО возросло до значительного числа, то Ея Ве- личеству угодно было в 1819 году перевести ин- ститут в Смольной монастырь. Наконец в 1820 году он помещен в ныне занимаемый им дом, нахо- дящийся близ Воспитательного, у Красного Мос- та, вход с Гороховой улицы (дом № 18 - прим. авт.). ...В заведении обучается 31 мальчик и 17 деву- шек. Число казенных воспитанников обоего по- ла 24. ...Г. Жоффре имеет двух помощников, на коих возложено смотрение за науками и поведением воспитанников. Г. Жоффре будучи одержим более года тяж- кою болезнию и не в состоянии наставлять своих воспитанников, призвал себе на помощь с соизво- ления Государыни Императрицы Г. Флёри, сооб- щив ему свои сведения касательно обучения глу- хонемых. Сей усердный сотрудник с успехом за- ступает ныне место Г. Жоффре и подает боль- шую надежду, что будет со временем достойным его преемником в сем достопочтенном подвиге". Ж.Б. Жоффре умер в 1824 г. После него учили- ще возглавляли Г.А.Гурцов, родом серб, а позже - уроженец Франции В.И. Флери, оба талантливые сурдопедагоги. Виктор Флери в своей книге "Глухонемые..." (1835), подчеркивая ценность "мимико-жестикуля- торных" средств общения, замечал, что "усовер- шенствование воспитания глухонемого, увенчание нравственного его восстановления, введение его вновь в недра общества состоит в возвращении ему слова и в удобном употреблении членораз- дельного языка, открывающего ему путь неогра- ниченного развития и усвоения знаний. Не воспи- тание отдельных качеств глухонемого, а воспита- ние личности в целом выдвигалась как основная педагогическая идея: "...дело идет о глухонемых, которых не столько хотим сделать учеными, сколько человеками". Флери принадлежат слова: "Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше других людей, он несет в себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам". Разработанная Г.А. Гурцовым и В.И. Флери система речевых средств включала письменную, дактильную, жестовую и устную речь. В.И. Флери утверждал, что "пантомимный язык" является по своей природе идеографиче- ским, чрезвычайно гибким; формирование его происходит при активной роли самого глухонемо- го; он развивается и является единственным сред- ством умственного развития глухонемого ребенка в период дошкольного возраста в условиях семей- ного воспитания: "Было бы по крайней мере без- рассудно, если не бесчеловечно, с самого начала отринуть и запретить глухонемому употребление его самопроизвольного языка, который природа и побуждение нужды внушают ему, и который столь счастливо заменяет отнятые у него несчастным рождением органы слуха и слова". Флери видел в "пантомимном языке" своеобразную языковую систему, "достойную почтения". Флери использовал "методические жесты" только при изучении грамматики: "Мимика ни в коем случае не есть цель, а только способ, тогда как письмо и слово суть вместе и способ и цель". В.И. Флери инициировал введение обучения уст- ной речи как самостоятельного предмета. В 1847 г. положением Опекунского Совета "определено было внести в училище обучение устной речи". Последняя работа В.И. Флери "О преподавании изустного слова глухонемым" была издана в 1859 г., через три года после его кончины. Г.А. Гурцов в 1838 г. издал "Энциклопедиче- ский курс методических и практических уроков...". Это было учебное пособие с кратким изложением ряда учебных предметов и советов для родителей глухих учащихся. В 1843 г. Г.А. Гурцов основал в Одессе училище для глухонемых девушек. По уставу (1835) С.-Петербургского училища (рис. 32) процесс воспитания и обучения понимался как умственное и нравственное образование; счи- талось необходимым дать "каждому из них позна- ние, дабы они могли сделаться полезными члена- ми общества". Уставом были введены в качестве учебных предметов ремесла и рукоделие. Цели обучения в мастерских определялись следующим образом: "Научить бедного глухонемого какому- нибудь мастерству, дать ему тем самым в руки средство содержать самого себя после того, как он оставит училище и будет жить самостоятельно". Численность учащихся быстро росла: к 1843 г. в училище обучалось 160 чел., в 1877 г. - уже 210. Лучшие выпускники училища оставались здесь - работать, некоторые становились старшими на- ставниками (И.Я. Лейковский, М.М. Томашев- ская). В 1867 г. училище посетил Э.М. Галлодет, основатель всемирно знаменитого университета в Вашингтоне. В своем донесении в Колумбийский институт глухонемых он писал: "Городское помещение Института весьма при- способлено и хорошо расположено. Здание краси- во, а внутреннее устройство превосходит виденные мною в Европе и лучше того, что я мог заметить в Америке. Основанием воспитания в этом заведении слу- жит язык знаков и ручная азбука. Однако ж глав- ное место занимает произношение... Изъяснения знаками я сам мог хорошо понять, так как здесь принят мимический язык, употребляемый в Па- рижском институте. Г. Селезнев не уничтожает языка знаков... считая язык этот необходимой принадлежностью воспитания". Надо отметить, что развитие специального обучения в XIX в. не только внесло резкое разли- чие в общественное положение "грамотного" и "неграмотного" глухонемых, но и нашло отраже- ние в законодательстве. Сводом законов 1833 г. грамотным глухонемым было предоставлено пра- во управлять и распоряжаться своим имуществом наравне с прочими совершеннолетними. В 1862 г. выпускник Санкт-Петербургского учи- лища Александр Соколов сделал выборку статей Свода законов, относящихся к глухим, и училище издало его "Узаконения о глухонемых и немых".     Рис. 32. Санкт-Петербургское училище глухонемых на ул. Гороховой   Из Свода законов 1833 и 1857 гг.: "Глухонемые и немые состоят под опекой до 21 года. По достижении совершеннолетия произ- водится им законное освидетельствование во вра- чебной управе в присутствии губернских должно- стных лиц на основании статьи 368, 371 и 372. Ко- гда окажется, что свидетельствуемый может сво- бодно изъяснять свою мысль и изъяснять свою во- лю, то представляется ему право управлять и рас- поряжаться своим имуществом наравне с прочими совершеннолетними...". "Глухонемые не устраняются от права наслед- ства". "Акты, выдаваемые глухонемым и немым, умеющим читать и писать, принимаются к совер- шению и признаются действительными на общем основании, с той только предосторожностью, что- бы таковые лица при выдаче и совершении актов в присутственном месте признаваемы были лично в присутствии оного для учинения и установления допроса и чтобы допрос сей был или своеручно на- писанный на записке в журнал, хранился при кре- постных делах...".


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: