Критика социокультурной концепции глухоты 5 глава




рта, движений нёба, вдыхания и выдыхания и т.д.,
смысл которых ученику пока совершенно непоня-
тен. Не удивительно, что драгоценное время, упо-
требляемое на чисто технические упражнения,
безвозвратно потеряно для умственного развития,
и что, несмотря на все старания учителя, устная
речь для значительного числа глухонемых не сде-
лается естественным выражением их внутреннего
мира, что они вне школы и по окончании учения
впадают в мимику и вместе с тем в опасность умст-
венного отупения", - так критически высказывал-
ся д-р Штерн.

Пасынок Гейнике Дитер Эшке основал в
^ 1788 г. Берлинский институт для глухонемых.
В 1798 г. институт был национализирован, а с
1812 г. стал главным в Пруссии центром подготов-
ки учителей глухонемых.

В течение первой половины XIX в. направле-
ние "чистый устный метод" сформировалось в ка-
честве законченной педагогической системы вос-
питания и обучения глухонемых в специальных
училищах. Особую роль в его утверждении сыграл
Миланский конгресс (1880), на котором "чистый
устный метод" был признан наиболее эффектив-
ной педагогической системой (вопрос был решен
голосованием) и в качестве такового был реко-
мендован для принятия всем школам для глухих.
Из 255 делегатов Конгресса 157 были из Италии
(98 чел. из Милана!), 67 чел. из Франции, 12 - Ан-
глии, 8 - Германии, 5 - США (один из них глухой)...
Председательствовал директор Миланской школы
аббат Джулиа Тарра, горячий адепт "чистого уст-
ного метода". Конгресс принял резолюцию, в ко-
торой говорилось:

"Конгресс, признавая неоспоримое превосход-
ство устной речи в деле возвращения глухонемых
в общество, в передаче им более совершенных зна-
ний, декларирует: оральному методу, а не жес-
там, должно отдаваться предпочтение в обуче-
нии и воспитании глухонемых".

Изложенное выше свидетельствует, что пер-
вые учителя глухих были причастны к обществен-
ному обсуждению популярных теорий происхож-
дения языка и "естественного состояния" челове-
ка. Однако обратим внимание: слышащие люди
интересовались глухими как собственным отраже-
нием, в то время как сама глухота и глухие люди
(со своей спецификой) их мало интересовали.

Известно, что Христофор Колумб никак не мог
понять или признаться, что "открытые" им индей-
цы-карибы имели язык, на котором и общались ме-
жду собой, и писал о своем желании взять с собой
в Европу шесть индейцев для обучения их языку
(испанскому). Французский философ болгарского
происхождения Цветан Тодоров описал выбор Ко-
лумба следующим образом: либо признать язык ин-
дейцев как язык, но не как другой, либо признать
различия, но отказать в статусе языка. Это схоже со
взглядами людей, которые воспринимают жесто-
вый язык или как "ручную форму" доминантного
языка устной речи, или как набор жестов, пантоми-
мы, ручной сигнализации, не имеющей лингвисти-
ческого статуса. Колумбу (и его преемникам) было
важно видеть индейцев достаточно схожими с евро-
пейцами, чтобы нести им свет христианской веры.

И в то же время ему нужно было рассматривать их
как явно отличных, дабы с помощью отношений
превосходства-подчинения оправдать их эксплуа-
тацию.

Подобный подход, как пишет Ц. Тодоров, ос-
нован на эгоцентричной "идентификации наших
собственных ценностей с ценностями вообще и на-
шего Я с универсумом". Отчетливая инакость или
разница, которую нельзя представить как несовер-
шенную копию, неприемлемы или недопустимы.
История "открытия" первыми сурдопедагогами
глухих и их "колонизация" аналогична сказанному.
Как и европейцы в их колонизации Америки, сур-
допедагоги в Европе считали собственные ценно-
сти универсальными, и здесь не было места ценно-
стям, допускающим жестовый язык. Они так же
рассматривали глухих как объекты "христианско-
го спасения", как и Делепе, и Гейнике независимо
от их разногласий.

В Великобритании первая частная школа для
обучения неслышащих была открыта священни-
/ ком Томасом Ь рай дну дом (1715-1806) в Эдинбур-
гу/ ге, в его собственном доме. В 1760 г. его попроси-
ли взять на обучение глухого мальчика Чарльза
Шерриффа. Брайдвуд изучил работы Булвера,
Уоллиса, Холдера, позже взял на воспитание еще
двух учеников. В 1766 г. он основал школу, в кото-
рой обучал детей по указаниям Уоллиса, исполь-
зуя письмо и дактиль, как в "испанском методе".
В 1783 г. академия Брайдвуда переведена в Лон-
дон. Ему ассистировали два племянника Джозеф
Уотсон и Джон Брайдвуд, который стал его па-
сынком. Они усвоили его метод, который держали

в секрете. В скором времени "клан Брайдвудов"
монополизировал обучение глухих детей, которое
фактически стало бизнесом семьи. Недовольство
высокой платой за обучение глухих детей подвиг-
ло священника конгрегации Джона Тауншенда на
открытие благотворительной школы для глухих
детей из бедных семей (1792).

С тех пор на протяжении XIX в. число неболь-
ших частных школ и благотворительных заведе-
ний для глухих в Великобритании увеличивалось,
и в 1893 г. парламент принял решение об обяза-
тельном обучении глухих.

Первые упоминания об индивидуальном обу-
чении глухонемых в США относятся к последней
четверти XVIII в. В Хартфорде у доктора Мэсона
Когсвелла дочь Элис в 2 года потеряла слух. Ког-
свелл опросил пасторов на предмет числа глухих и
выяснил, что в 1812 г. в штате Коннектикут было
84 чел. глухонемых, и, по-видимому, около 2 тыс.
по всей стране. В 1815 г. на собрании десяти вид-
ных граждан Хартфорда было принято решение
послать человека в Европу для стажировки в шко-
ле глухих. Месяц спустя священник Томас Хопкинс
Галлодет, который уже обучал Элис, опираясь на
книгу Сикара, отплыл в Англию. Вернулся он спу-
стя 15 месяцев вместе с лучшим воспитанником аб-
бата Сикара и учителем Парижской школы Лора-
ном Клерком (рис. 29). Сразу же Л. Клерк стал
учить племянницу генерала Гранта. В 1817 г. в
г. Хартфорде открылась первая в Америке школа
для глухих, в которой стал учительствовать
Л. Клерк, сыгравший особую роль в утверждении
принципов французской системы в Америке.

Галлодет был ее директором до 1830 г потом уволился, стал капелланом в госпитале.

Вскоре последовало открытие школ для глухих в Нью-Йорке /(1818), филадельфии (1820),

Пенсильвании (1822), Кентукки (1823), Нью-

Джерси (1825)... Первой школой, которую финан-
сировало государство, была школа в г. Дэнвилле
(Кентукки).

В школе в Вирджинии (1839) вместе обучались
глухие и слепые. Если в течение 27 лет после
1817 г. было открыто лишь 7 школ для глухих, то
с 1844 по 1860 гг. (к началу Гражданской войны)
было основано 75 таких школ.

В 1847 г. преподавательский состав Хартфорд-
ской школы начал издавать "The American Annals
of the Deaf ("Американские анналы глухих"). Он
издается до сих пор и является старейшим в мире
образовательным журналом по проблемам глухо-
ты. В 1849 г. школа Северной Каролины начала
издавать "The Deaf Mute" ("Глухонемой"). С 1847
по 1875 гг. в США было основано 10ц подобных
журналов или газет. В 1850 г. в Нью-Йорке про-
шел первый Съезд инструкторов глухих.

Хотя Т.Х. Галлодет считал, что наиболее эф-
фективен метод, комбинирующий элементы
"орального" и "мануального" методов, все же в
первой половине XIX в. обучение велось, за ред-
ким исключением, по французскому методу с ис-
пользованием письма, жестов и дактилологии.

Интерес к "оральному" методу повысился пос-
ле поездки в 1844 г. в Европу Хораса Манна и Са-
муэля Хоува, высоко оценивших "немецкий
метод". Первый полагал, что в период индустри-
ального подъема и наплыва в США множества
эмигрантов школы должны играть особую циви-
лизаторскую роль и утверждать "американские
ценности". Выход он видел в распространении
"орального" метода. Первой была реорганизована

Массачусетская школа - в целях воспитания детей
в духе патриотизма и их интеграции в "общий
культурный социум". А первыми чисто "оральны-
ми" школами стали Нью-Йоркский Институт для
улучшенного обучения глухонемых и основанная в
Нортхэмптоне в 1867 г. Кларк-школа.

В 1868 г. состоялась конференция директоров
школ, на которой сын Т.Х. Галлодета и глухой ма-
тери С. Фаулер - Эдвард Минер Галлодет предло-
жил обучать "большинство глухонемых" устной
речи. Участники конференции пришли к заключе-
нию, что при обучении устной речи необходимо
использовать жесты и дактилологию в зависимо-
сти от способностей учащихся. Так формирова-
лась американская "комбинированная система".

В 1857 г. в Вашингтоне был основан Колум-
бийский институт для обучения глухих, немых и
слепых. 18 апреля 1864 г. президент Линкольн под-
писал указ об основании колледжа Колумбийского
института, переименованного в 1865 г. в Нацио-
нальный колледж глухонемых. Это был первый в
мире институт послешкольного образования для
глухих. Впоследствии он вырос в современный
Галлодетский университет. Первым директором
колледжа стал Э.М. Галлодет.

В 1880 г. в США было 38 школ для глухих.

В 1886 г. в Нью-Йорке усилиями сына
Т.Х. Галлодета, тоже Томаса, открылся первый
дом для престарелых глухих. Следующий появился
в 1901 г. в г. Эверетте, Массачусетс.

Конец XIX в. ознаменовался "войной" между
двумя системами обучения - "комбинированной",
которую защищал Э.М. Галлодет, и "устной",
которую "поднимал на щит" знаменитый А.Г. Белл
(изобретатель телефона). В 1883 г. А.Г. Белл
опубликовал статью "Против формирования глу-
хой разновидности человеческой расы". Поклон-
ник Ч. Дарвина, сторонник евгенического учения,
он требовал запрета браков между глухими ("про-
изводство дефективной расы людей должна быть
признана трагедией"). Беллу тогда возразил док-
тор Филипп Джиллетт, директор Иллинойской
школы, который отметил, что лишь 2% учащихся
его школы имеют глухих родителей.

Белл также выступал за обучение глухих в
массовых школах. Женой Белла была глухая с дет-
ства Мэйбел Хаббард, с которой он познакомился
в школе, но с ней Белл, знавший язык глухих, об-
щался без жестов. На прибыль от изобретения те-
лефона Белл в 1890 г. создал "Американскую ассо-
циацию распространения методов обучения речи
глухих". Любопытно, что Белл изобрел телефон в
надежде помочь глухим, но реально он больше
изолировал их от мира, так как многие глухие не
могли устроиться на работу из-за того, что не мог-
ли говорить по телефону, и таким образом глухие
стали больше зависеть от слышащих.

Для понимания взглядов А.Г. Белла- нужно
вспомнить, что вторая половина прошлого столе-
тия была временем Позитивизма. Один из посту-
латов позитивистской философии сводится к деса-
крализации человека. Она толкует человека как
часть природы и снимает с него ореол священно-
сти. Ч. Дарвин в известной книге "Происхождение
человека и половой подбор" ставил целью "пока-
зать, что относительно умственных способностей

между человеком и высшими млекопитающи!
существует основного различия".

В 1930-е гг. в США общество увлеклось
ническим учением, в 376 колледжах страны пр
давали курсы, посвященные тому, как выра
чудо-американцев путем соответствующего
бора родителей. 30 штатов приняли законы о
нудительной стерилизации тех, чье потомство
желательно для страны, этой процедуре поди
лось около 60 тыс. чел.

По мнению американского исследователя Дуг
са Бейнтона, теория эволюции Дарвина была ид
логически близка позиции сторонников yen ют
метода. Вера в науку и эволюцию заставила амери*
канцев иначе относиться ко всему, что деклариронп
лось примитивным, в том числе и к жестовому ты
ку, который считался предшественником звуковой
речи. Сторонники устного метода были убеждены
что глухие, пользующиеся жестовым языком, боли
ше похожи на обезьян или близки к людям третье! и
сорта (индейцы). Д. Бейнтон проводит параллели

между орализмом и расизмом и подчеркивает,

обе эти идеи достигли своего расцвета в начале XX и
"Баталии" между сторонниками двух методой I
переменным успехом продолжались и в первой но

ловине XX в. Несмотря на "широкое наступде

по всему фронту" оралистов, обучение в США всеже сохранило присущую ему особенность - приме
нение комбинированной системы обучения.

В 1830 г. в США было около 6 тыс. глухи!
К 1850 г. число глухих увеличилось до 10 тыс.
В 1880 г. в США насчитывалось более 33 тыс.
глухих.

Многие из учеников Лорана Клерка стали учи-
телями школ для глухих детей. К 1850 г. 36% от об-
щего числа учителей составляли глухие, а к
IS58 г. - уже 40,8%! После роста влияния орализ-
ма их число сократилось. В конце 1940-х гг.
13 школ-интернатов для глухих не имели глухих
учителей вообще, не было их и в 119 дневных шко-
лах для глухих, где работало 549 учителей. Больше
всего глухих учителей - 18 было в школе Огайо.
Вскоре после окончания войны Ассоциация глу-
хих Миссисипи добилась утверждения законов
штата Миссисипи: учителя должны знать дактиль-
ную азбуку; те глухие, которые не преуспели в
оральном обучении, должны обучаться на жесто-
вом языке.

В 1993 г. в школах США 15,3% учителей и 13%
администраторов составляли глухие. Эти цифры с
тех пор практически не изменились.

В XIX в. благодаря повсеместному открытию
школ для глухонемых детей начала формировать-
ся прослойка неслышащей интеллигенции.
II.М. Лаговский в книге "Основы сурдопедагоги-
ки" дает перечень выдающихся выпускников учи-
лищ Западной Европы: "Хабермас - первый учи-
тель Берлинского королевского училища глухоне-
мых, известный своим искусством читать с губ;
Тайшер - учитель Лейпцигского института глухо-
немых; Меллер - учредитель и заведующий учили-
щем глухонемых в Норвегии; Сенс - учитель глу-
хонемых в Гамбурге; Вильке - учитель и издатель
картин для наглядного обучения; Крузе - извест-
ный учитель глухонемых в Берлине, Киле, потом

Шлезвиге, автор многочисленных сочинений, ОТН
носящихся к обучению глухонемых; Фюретем-
берг - основатель Центрального общества всио
моществования глухонемых в Берлине и издатель
журнала "Друг глухонемых"; Ида Зальцбергер *|
издательница "Вестника глухонемых"; Шенк ■
учитель слабоумных глухонемых в Берлине, автор
многих сочинений; Брилль - издатель "Курьера
глухонемых",... Масьё - репетитор Парижскою
института, любимый ученик аббата Делепе.
Шютц - основатель и директор училища в Камбср-
ге...". В XIX в. примерно треть всех учителей I
школах для глухих сами были глухими.

На протяжении рассмотренного нами периода
в отношении к глухим произошли существенные
сдвиги. Осознав возможность обучения глухих, об-
щество последовательно утверждалось в мысли о
необходимости и целесообразности обучения глу-
хих. Зарождается система специального образова-
ния глухих, которые таким образом становятея
объектом внимания не отдельных альтруистов, а
государства. Правительства начали основывать
школы, обеспечивали их образовательными про
граммами. В 1805 г. в Шлезвиг-Гольштейне обуче
ние глухих детей стало обязательным, а с 1807 i
обучение глухих стало обязательным во всей Да
нии. В 1817 г. в Баварии закон требовал от каждой
провинции открыть школы для глухих, что при ВС
ло к открытию пяти школ в ближайшие годы
Примеру Дании во второй половине XIX в. после-
довали Саксония, Норвегия, Швеция, Англия и
Пруссия. В 1914 г. во Франции из 5 тыс. глухих де-
тей обучалось 1,2 тыс. Это вполне согласуется с
мыслью М. Фуко, что последние два столетия ха-
рактеризовались беспрецедентным усилением го-
сударственного аппарата, превращением его в ве-
дущий механизм контроля за поведением людей,
"которые огосударствляются".

7.6. О положении глухих
в нацистской Германии

С установлением в 30-е гг. XX в. фашистской
диктатуры в Германии управление образованием
было подчинено Министерству народного просве-
щения и пропаганды.

В рамках бесчеловечных мероприятий по "оздо-
ровлению" потомства арийской расы стала прово-
диться массовая стерилизация умственно отсталых.

В издательстве "Галлодет Юниверсити Пресс"
вышла книга немецкого учителя школы для глухих
д-ра Хорста Бисольда "Плачущие руки", повествую-
щая о трагедии глухих людей в годы нацизма.

Министерство здравоохранения фашистской
Германии издало в 1933 г. указ о стерилизации всех
"наследственных" инвалидов, включая глухих. В те
годы термин "наследственность" трактовался весь-
ма вольно, так что многие люди, потерявшие слух в
результате болезни или несчастного случая, были
подвергнуты насильственной стерилизации.

В 1935 г. этот закон был дополнен поправками,
допускающими аборт без согласия родителей-ин-
валидов, тогда же было запрещено вступать в брак
людям с наследственной инвалидностью.

Общество глухих Берлина, которое к тому
времени возглавляли глухие члены нацистской

партии - в основном оглохшие (не в раннем дет-
стве), горячо поддержало указ о стерилизации.
Шпионы доносили на всех, кто пытался скрыть
наследственную глухоту. Газета глухих "I)u-
Stimme" в 1934 г. писала о стерилизации: "За
10 месяцев подано 1054 заявления": некоторые!
глухие шли на операцию, не понимая ее сути и
последствий, с тем, чтобы оставаться законопос-
лушными гражданами в глазах слышащих. Все,
по логике своей профессии призванные защи-
щать глухих: врачи, няни, школьные админист-
раторы и учителя, часто выдавали властям своих
пациентов и учеников. X. Бисольд пишет, что
15 тыс. глухих стали жертвами закона 1933 г.,
причем впоследствии никто из них не получил
компенсацию.

В 1939 г. нацисты ввели в действие програм-
му уничтожения людей с умственными и психи-
ческими расстройствами. Бисольд установил фа-
кты убийства глухих людей, попавших под "ка-
ток" этой программы. Уничтожение инвалидов
продолжалось до самого падения фашистского
режима в 1945 г.

Приведем фрагменты обращения Союза пас-
торов Рейха для глухих протестантов к протес-
тантам-инвалидам, имеющим наследственную
глухоту:

"Поступил приказ властей о том, что
страдающие наследственными болезнями
не
должны больше иметь детей, так как нашему
Германскому отечеству нужны здоровые люди.

...А ты, дорогой друг, поражен глухотой.
Как это тяжело! Это очень печалит тебя. Ты,
должно быть, часто спрашивал себя: "Почему
И должен быть глухим?". А какое горе постиг-
ло твоих родителей, когда они узнали, что ты
не можешь слышать!

Если Вы страдаете наследственной глухо-
той, вы получите вызов в суд, занимающийся
наследственными болезнями, и суд решит,
следует ли Вам вообще иметь детей. И самое
важное в этом случае: Вы должны сказать пол-
ную правду, когда Вам будут задавать вопросы.
Сам Бог ждет от Вас этого: Вы должны
сказать правду, даже если это неприятно и
тяжело.

Вот власти и хотят Вам помочь: освобо-
дить Вас от ответственности за передачу Ва-
шей болезни будущим поколениям.

...Подчинись властям, даже если тебе это
трудно. Подумай о будущем своего народа и
принеси эту жертву, о которой тебя просят.

Верь в Бога и не забывай слова Библии: "Мы
знаем, что все поворачивается к лучшему для
тех, кто верит в Бога".

Нацистский режим уничтожил школу для
глухих евреев. Из почти тысячи учившихся в
ней гитлеровский режим пережило всего 22 че-
ловека.

7.7. Общество и глухие
после Второй мировой войны

С начала XX столетия до 1970-х гг. развитые
государства проходят путь от понимания необхо-
димости специального образования детей с откло-

нениями в развитии до осознания необходимо
предоставить образование всем таким детям. '
было время совершенствования и дифферен
ции национальных систем образования, стано
ния новых типов специальных школ и новых ти
специального обучения.

Конец 1960-х - начало 70-х гг. ознаменовал
социально-педагогическим движением в подде
ку социальной и педагогической интеграции,
вящим целью предоставление всем детям с особ
ностями в развитии равных прав на получение о
разования "в общем потоке" с их сверстниками
общих школах и т.д. Эти идеи возникли в конт
сте развития открытого гражданского общее
общественного противостояния идеям дискри
нации людей по расовому, половому, возрастав
политическому, религиозному, этническому и дру-
гим признакам. Формируется новая культурная
норма - уважение к различиям между людьми, но-
вое понимание мира как сообщества, включающе-
го различные микросоциумы. Специальные шко-
лы признаются учреждениями сегрегационными, а
изолированная от массовой система специального
образования - дискриминационной; общество ста-
ло рассматривать помещение ребенка в специаль-
ную школу как нарушение его прав и "навешива-
ние социального ярлыка" (см. Малофеев Н.Н.
Специальное образование в России и за рубежом.
Часть I. Западная Европа. М. 1996). Направление
ребенка в специальную школу (интернат) воспри-
нимается как попытка его изоляции от родителей,
сверстников, полноценной жизни. В докладе "Пра-
ва человека и инвалидность" (1991) Комиссии по
правам человека ЮНЕСКО (раздел III "Предрас-
судки в отношении инвалидов и их дискримина-
ции') отражена официальная позиция европейско-
го сообщества: "...в большинстве случаев инвалид-
iii»и» сама по себе не служит препятствием, дис-
криминация - вот что мешает ребенку получить
образование в общей системе. В ряде случаев за-
конодательными нормами предписывается детям-
ин пал идам в обязательном порядке посещать спе-
циальные школы, что является официальной сег-
регацией".

В 1975 г. Организация объединенных наций
приняла Декларацию "О правах инвалидов". Демо-
кратические изменения в отношении общества к
цям с особенностями в развитии нашли свое от-
ражение также в соответствующих законах, при-
нятых парламентами многих государств. Согласно
ним законам глухие дети получили право обу-
читься в массовых школах. Сторонники интегра-
ции полагали, что в среде нормально слышащих
де гей они, находясь в ситуации, требующей посто-

I о словесного общения, смогут получить рав-

MOI со слышащими образование. Но на самом деле

■ и | унция еще более осложнилась, поскольку фак-
hi |i нарушения слуха никуда не исчез. Развитие ре-
чи г nyxoгo ребенка даже при раннем начале обуче-
ни I i использованием звукоусиливающей аппара-

■ | на не идентично речевому развитию его слышащего сверстника; глухие, даже с хорошо развитой

тесной речью, испытывают серьезные затруд-
ния в восприятии устной речи слышащих сверст-
ков. Многие глухие учащиеся и выпускники мас-
тных школ оказываются в социальной изоляции,

.к. при трудностях общения со слышащими они
имеют тесных контактов с другими неслышащ
ми, а следовательно - не реализуется провозгла
Jшенный принцип "максимальной социально,
эмансипации". При организации обучения глухих
совместно со слышащими возникает множестве
сложных вопросов.

В качестве одного из путей создания более бла
гоприятных условий для обучения глухих в обыч
ных школах было предложено использование жес-
тового перевода. Право глухих на помощь перевод
чика, целесообразность использования жестовоп
перевода в условиях интегрированного обучения от
стаивают сторонники "социокультурной" концеп-
ции глухоты, которые считают, что те глухие люди,
которые идентифицируют себя как членов микро-
социумов глухих, имеют право получать образова-
ние на родном жестовом языке. Так понимают идею
равенства глухих в социуме большинство нацио-
нальных ассоциаций глухих, Всемирная федерация
глухих, многие сурдопедагоги.

Таким образом, с одной стороны, распростра-
няются интегративные подходы к обучению, с дру-
гой - результаты интеграции подвергаются крити-
ческому осмыслению, обсуждается полезность и
целесообразность интеграции для большого числа
детей с отклонениями в развитии. В начале
1980-х гг. была сформулирована новая концепция -
"билингвистический подход" в обучении глухих.
Если интеграция демонстрирует реализацию прав
ребенка с отклонениями в развитии на обучение в
общем потоке, то билингвистический подход
демонстрирует реализацию права глухих на

те иную культуру, собственный язык, систему
поучения, преследующую воспроизводство этой
• \ п.туры.

 

История глухих в России

I < средние века православная церковь была бо-
лее терпима к телесным и душевным недугам че-
Ювека, нежели католическая.

На Руси при формировании свода законов -
Кормчих книг" заимствование законоположений
пропс ходило не из Римского права, а из Византий-
ски рава - "Номоканоны", в которых имелись

in I >а зывания о человеколюбивом и милостивом
отношении к глухонемым. Гуманное отношение к
I usлонемым нашло отражение и в "Кормчих кни-
fnx": "....Да возьмут на себя мирских вещей попе-

ие Немоглухих управляти и не дать в руце

|дящих стяжание их"; "Аще кто из клира глухо-
му или слепому посмеется, да будет отлучен. Тако-
ЖДе и мирянин".

И 996 г. великий князь Владимир специальным
уца юм определил, что забота об убогих, в том чис-
|ц п и шухонемых, является делом церковных вла-
1Г и епископа ("управу дает и рассуждает").
• inn I ии призрения убогих большую роль играл
|«■■• но Псчерский монастырь. Недалеко от него

ппщиативе Феодосия Печерского был органи-

| * 1 1 1 .111 дом для житья слепых, немых и глухих. Убо-

Чей не только призревали, но и обучали ре- И Iнам п даже начаткам грамоты. Имеются даже | ним.и, что врач Киевского воспитательного дома.шея лечить глухонемых. В разных государственных бумагах упоми лось о глухонемых: "Аз же яко глоух не слыш (XI в.), "Аще глоух еси и нем слово до ти в "гл сить" (X в.); встречались различные написан слова: "глоух" и "глуха", "глоусый", "глух", "гл сен"45. В литературных памятниках, отражающих общественное призрение в XIV-XV вв., имеются указания о воспитании глухонемых в приютах, Так, например, псковский князь Всеволод органи- зовал дом, в котором воспитывались "слепые, глу- хие, хромые и больные". В Новгороде, Твери, Рос- тове, Смоленске в приютах жили "убогие и глу- хии", как гласит запись в одной из грамот того пе- риода (там же, с. 13). В XVI в. монастырями было учреждено значи- тельное количество приютов, где вместе с другими увечными воспитывались глухонемые. В те времена "Псковская судная грамота" предо- ставляла глухим право иметь "пособников" в суде. В 1551 г. постановлением Стоглавого Собора было определено, что забота об убогих детях должна осуществляться государством и княже- ской властью, а церковные власти не выполняют управленческих функций. Государственная власть стремится проявить заботу об убогих "...явися целителями страждущих, око слепым, язык немым". 45 Дьячков А.И. Обучение и воспитание глухонемых де- тей. М. 1957.С. 12. Царь Иван Грозный имел младшего брата глу- хонемого Георгия, с которым он играл в детстве и к которому и позже относился неплохо ввиду того, что "убогий" не представлял никакой угрозы его iiII.И ти. В середине XVII в. законодательно определя-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: