Всякое государство, заботящееся о физическом, духовном и нравственном здоровье нации, должно быть заинтересовано в развитии туризма - как спортивного, так и экскурсионно-познавательного. Большинство регионов России имеют богатые природные возможности для развития туристской деятельности, приема значительного количества отечественных и иностранных туристов. В перспективе туризм (спортивно-оздоровительный, приключенческий, экологический, экскурсионный и др.) может стать одной из важнейших отраслей экономики страны. Однако в планы социально-экономического развития регионов далеко не всегда включают активную туристскую деятельность, не уделяют должного внимания профориентации учащихся на работу в туристской отрасли и подготовке квалифицированных кадров для работы в этой сфере.
Неудовлетворительно обстоит дело с уровнем базовой квалификации управленческого звена туризма. Разнородная в профессиональном и квалификационном отношении данная должностная группа зачастую не имеет экономических и управленческих знаний, необходимых для успешной деятельности в условиях расширения границ хозяйственной самостоятельности. С другой стороны, эта группа не всегда имеет достаточные знания о туризме, что приводит их к неправильному выбору решений в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Об этом свидетельствует, в частности, сокращение туристских программ, превращение туристских учреждений в пансионаты, снижение уровня безопасности туристских мероприятий.
Тем не менее, проявление спроса у населения, особенно молодежи, на спортивно-оздоровительные и приключенческие туры, профильные полевые лагеря, соревнования по туристскому многоборью, экологическую деятельность стимулирует интерес специалистов к программам по обучению педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, инструкторов детско-юношеского туризма, руководителей спортивных туристских походов, судей туристских соревнований.
|
Различные виды туристской деятельности, сложившиеся еще в конце 1920-х годов и эволюционировавшие в течение последующих 70 лет, практически с первых шагов требовали наличия инструкторов - людей, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, имеющих личный опыт участия в туристских путешествиях и умеющих свои знания и опыт передавать другим участникам туристских мероприятий. Постепенно в туризме сложилась определенная иерархия инструкторского состава: туристский организатор (в системе общего и дополнительного образования - инструктор детско-юношеского туризма), инструктор туризма, старший инструктор, старший инструктор-методист. Сложилась и система туристской подготовки, которая имеет своей целью последовательную подготовку участников и руководителей туристских походов начального, среднего и высшего уровня.
Для обеспечения дальнейшего развития туризма и обеспечения квалифицированными специалистами учреждений детско-юношеского туризма, других учреждений туристско-экскурсионного профиля Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения сформировал систему непрерывного образования. Профессиональное обучение и повышение квалификации кадров по программам различных уровней осуществляют:
|
- центры и станции юных туристов, дворцы и дома творчества молодежи – в начальной и средней школе (по программам объединений юных
туристов различных видов туризма, юных инструкторов туризма, юных
туристов-спасателей, юных проводников, юных судей туристских соревнований, историков-краеведов, юных этнографов, экологов и т.п.);
- учебные заведения среднего и высшего профессионального образования;
- курсы последипломного образования и повышения квалификации.
Принципиальная модель системы непрерывного образования в социальном (спортивно-оздоровительном и детско-юношеском) туризме дана на схеме:
Подготовка научно-педагогических кадров
|
Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения совместно с региональными центрами и станциями юных туристов проводят учебные мероприятия по программам специальной туристской и краеведческой подготовки:
- инструкторы детско-юношеского туризма;
- судьи туристских соревнований;
- руководители спортивных туристских походов;
- инструкторы по видам туризма;
- экскурсоводы;
- спасатели и др.
Средняя профессиональная подготовка осуществляется в некоторых педагогических колледжах, где обучаются социальные педагоги по специализации «Туризм и краеведение», а также педагоги дополнительного образования.
Высшее профессиональное образование в туризме можно получить в специализированных вузах.
|
Федеральный центр детско-юношеского туризма совместно с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М.А. Шолохова (МГОПУ) с 1992 года проводит обучение специалистов с выдачей диплома государственного образца по специальности «Социальный педагог», специализация «Организатор туристско-краеведческой работы».
Российская международная академия туризма (РМАТ), другие высшие учебные заведения готовят менеджеров и экономистов для коммерческого туризма.
С 2002 года в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГУФК) введена новая специальность «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». На очном и заочном отделениях РГУФК ведет подготовку специалистов по специализациям «Детско-юношеский туризм и краеведение», «Менеджмент рекреации и туризма».
Переподготовку и повышение квалификации на краткосрочных (7-23 учебных дня) семинарах и курсах по различным направлениям туристско-спортивной и экскурсионной деятельности и краеведению осуществляет Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения совместно с высшими и средними специальными учебными заведениями.
Кроме того, в настоящее время в стране существует утвержденная Туристско-спортивным союзом России четырехуровневая система подготовки кадров спортивного туризма, предусматривающая начальный, базовый, специализированный и высший уровни подготовки. Перечень категорий кадров, которые могут быть подготовлены на каждом из этих уровней, представлен на схеме:
Схема подготовки кадров для спортивного туризма
По согласованию с полномочными центрами и станциями юных туристов, туристско-спортивными союзами подготовка кадров спортивного и детско-юношеского туризма может быть организована в государственных, общественных или коммерческих организациях, развивающих спортивный туризм и являющихся коллективными членами Туристско-спортивного союза. Местом проведения и материально-технической базой учебных мероприятий могут быть турклубы, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, средние и высшие учебные заведения профессионального образования, турбазы, туристские полигоны и лагеря и т.д.