НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОСНОВА УСПЕХА ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.




Всякое государство, заботящееся о физическом, духовном и нравствен­ном здоровье нации, должно быть заинтересовано в развитии туризма - как спортивного, так и экскурсионно-познавательного. Большинство ре­гионов России имеют богатые природные возможности для развития ту­ристской деятельности, приема значительного количества отечествен­ных и иностранных туристов. В перспективе туризм (спортивно-оздоро­вительный, приключенческий, экологический, экскурсионный и др.) мо­жет стать одной из важнейших отраслей экономики страны. Однако в планы социально-экономического развития регионов далеко не всегда включают активную туристскую деятельность, не уделяют должного внимания профориентации учащихся на работу в туристской отрасли и подготовке квалифицированных кадров для работы в этой сфере.

Неудовлетворительно обстоит дело с уровнем базовой квалификации управленческого звена туризма. Разнородная в профессиональном и ква­лификационном отношении данная должностная группа зачастую не имеет экономических и управленческих знаний, необходимых для ус­пешной деятельности в условиях расширения границ хозяйственной са­мостоятельности. С другой стороны, эта группа не всегда имеет достаточ­ные знания о туризме, что приводит их к неправильному выбору реше­ний в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Об этом свиде­тельствует, в частности, сокращение туристских программ, превращение туристских учреждений в пансионаты, снижение уровня безопасности туристских мероприятий.

Тем не менее, проявление спроса у населения, особенно молодежи, на спортивно-оздоровительные и приключенческие туры, профильные по­левые лагеря, соревнования по туристскому многоборью, экологическую деятельность стимулирует интерес специалистов к программам по обуче­нию педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, ин­структоров детско-юношеского туризма, руководителей спортивных ту­ристских походов, судей туристских соревнований.

Различные виды туристской деятельности, сложившиеся еще в конце 1920-х годов и эволюционировавшие в течение последующих 70 лет, пра­ктически с первых шагов требовали наличия инструкторов - людей, вла­деющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, имеющих личный опыт участия в туристских путешествиях и умеющих свои знания и опыт передавать другим участникам туристских мероприятий. По­степенно в туризме сложилась определенная иерархия инструкторского состава: туристский организатор (в системе общего и дополнительного образования - инструктор детско-юношеского туризма), инструктор ту­ризма, старший инструктор, старший инструктор-методист. Сложилась и система туристской подготовки, которая имеет своей целью последова­тельную подготовку участников и руководителей туристских походов на­чального, среднего и высшего уровня.

Для обеспечения дальнейшего развития туризма и обеспечения квали­фицированными специалистами учреждений детско-юношеского туризма, других учреждений туристско-экскурсионного профиля Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения сформировал систему не­прерывного образования. Профессиональное обучение и повышение ква­лификации кадров по программам различных уровней осуществляют:

- центры и станции юных туристов, дворцы и дома творчества молоде­жи – в начальной и средней школе (по программам объединений юных
туристов различных видов туризма, юных инструкторов туризма, юных
туристов-спасателей, юных проводников, юных судей туристских сорев­нований, историков-краеведов, юных этнографов, экологов и т.п.);

- учебные заведения среднего и высшего профессионального образования;

- курсы последипломного образования и повышения квалификации.

Принципиальная модель системы непрерывного образования в соци­альном (спортивно-оздоровительном и детско-юношеском) туризме дана на схеме:

 

 

Подготовка научно-педагогических кадров

 

 

       
   
Подготовка и повышение квалификации общественных туристских кадров (рук. походов, гиды-проводники, инструкторы туризма, судьи туристских соревнований)

 


 

 


 

Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения совме­стно с региональными центрами и станциями юных туристов проводят учебные мероприятия по программам специальной туристской и крае­ведческой подготовки:

- инструкторы детско-юношеского туризма;

- судьи туристских соревнований;

- руководители спортивных туристских походов;

- инструкторы по видам туризма;

- экскурсоводы;

- спасатели и др.

Средняя профессиональная подготовка осуществляется в некоторых педагогических колледжах, где обучаются социальные педагоги по спе­циализации «Туризм и краеведение», а также педагоги дополнительного образования.

Высшее профессиональное образование в туризме можно получить в специализированных вузах.

Федеральный центр детско-юношеского туризма совместно с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М.А. Шолохова (МГОПУ) с 1992 года проводит обучение специалистов с выдачей ди­плома государственного образца по специальности «Социальный педагог», специализация «Организатор туристско-краеведческой работы».

Российская международная академия туризма (РМАТ), другие высшие учебные заведения готовят менеджеров и экономистов для коммерческо­го туризма.

С 2002 года в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГУФК) введена новая специальность «Рекре­ация и спортивно-оздоровительный туризм». На очном и заочном отделени­ях РГУФК ведет подготовку специалистов по специализациям «Детско-юношеский туризм и краеведение», «Менеджмент рекреации и туризма».

Переподготовку и повышение квалификации на краткосрочных (7-23 учебных дня) семинарах и курсах по различным направлениям туристско-спортивной и экскурсионной деятельности и краеведению осуществ­ляет Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения сов­местно с высшими и средними специальными учебными заведениями.

Кроме того, в настоящее время в стране существует утвержденная Туристско-спортивным союзом России четырехуровневая система подго­товки кадров спортивного туризма, предусматривающая начальный, ба­зовый, специализированный и высший уровни подготовки. Перечень ка­тегорий кадров, которые могут быть подготовлены на каждом из этих уровней, представлен на схеме:

Схема подготовки кадров для спортивного туризма

 

По согласованию с полномочными центрами и станциями юных туристов, туристско-спортивными союзами подготовка кадров спортивного и детско-юношеского туризма может быть организована в государствен­ных, общественных или коммерческих организациях, развивающих спортивный туризм и являющихся коллективными членами Туристско-спортивного союза. Местом проведения и материально-технической ба­зой учебных мероприятий могут быть турклубы, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, средние и выс­шие учебные заведения профессионального образования, турбазы, тури­стские полигоны и лагеря и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: