Тема занятия | Класс (группа) | УМК (программа) | Реализуемые в занятии технология, методы |
«Решение примеров и задач на сложение и вычитание» | 2 класс для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (I вариант) | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы / под ред. В.В. Воронковой. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. | Технологии: - развивающего обучения; - индивидуального подхода; - здоровьесберегающие; - ИКТ. Методы обучения:словесные, наглядные,практический,проблемный, частично-поисковый, исследовательский. |
«Составление и написание предложений» | 2 класс для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (I вариант) | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы / под ред. В.В. Воронковой. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. | Технологии: - развивающего обучения; - индивидуального подхода; - здоровьесберегающие; - ИКТ. Методы обучения:словесные, наглядные,практический,проблемный, частично-поисковый, исследовательский. |
Достоверность информации подтверждаю:
Подпись педагогического работника_С.Г.Боярская
Директор __________________________________М.В. Лобченко
Печать Дата
Приложение 1
Спецификация
Диагностика изучения наглядно – образного мышления, умение обобщать и выделять существенные признаки проводилась в сентябре и в мае 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 (апрель 2018) учебного года на базе КОУ «Адаптивная школа – детский сад №76» во 2, 3, 4 классах обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант).
Цель методики: оценить уровень наглядно – образного мышления учащихся с умственной отсталостью (2 вариант).
|
Методика. Для изучения наглядно – образного мышления умственно отсталых младших школьников использовались диагностические материалы Дж. Равена, адаптирована Т.В. Розановой «Цветной вариант Прогрессивных матриц» предназначен для обследования детей от 5 до 9 лет.
Шкала матриц состоит из 5 серий, кoтopые Дж. Равен упорядочил согласно следующим принципам:
A - принцип взаимосвязи в структуре матриц;
В - аналогия между парами фигур;
С - принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц;
D - принцип перегруппировки фигур;
E - принцип разложения фигур на элeмeнты.
Мы использовали серию «А» (12 заданий) для оценки уровня наглядно – образного мышления.
В серии A тестовое задание заключается в дополнении недостающей части образца (основного изображения) или матрицы. Фигуры его статичны.
При решении заданий серии А протекают два мыслительных процесса:
1) дифференциация и анализ структуры (целого) согласно ее основным составным частям и уяснения взаимосвязи между этими частями (элементами);
2) идентификация недостающей части структуры (основной матрицы) и сравнение окружения недостающей части с 6 вырезками под матрицей.
Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребёнком, после установления с ним положительного эмоционального контакта.
Процедура индивидуального тестирования по Прогрессивным Матрицам Равена чрезвычайно проста. В отличие от многих других тестов, здесь нет необходимости жестко придерживаться какой-либо специальной словесной инструкции. Основные требования состоят в том, чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемые понимают, что и как они должны сделать. Во-вторых, следует обеспечить соответствие принятой в данном обследовании процедуры общепринятым стандартам, чтобы была возможность сравнивать полученные данные с нормативными.
|
Материал: инструкции, экземпляр тестового буклета.
Инструкция: ребенку предлагают найти «заплатку» для коврика.
Критерии оценки:
3 балла – за каждый правильный ответ после первого предъявления задачи;
2 балла – за правильное решение после одной ошибочной пробы;
1 балл – за решение после 2 – х. проб;
0 баллов – за решение задачи после оказания помощи.
Формальный анализ результатов исследования по матрицам предполагает лишь учет балльного показателя и определение на его основе уровня развития наглядно – образного мышления у ребенка.
Сводные результаты
Протокол №1.Исследования наглядно – образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью (2 вариант) 2 класс
Сентябрь 2015 - май 2016г.
Инструкция: найти «заплатку» для коврика.
Имя ребенка | Алия И. | Дмитрий К. | Екатерина Н. | Егор П. | Виктория Т. | |||||
месяц | IX | V | IX | V | IX | V | IX | V | IX | V |
А1 | ||||||||||
А2 | ||||||||||
А3 | ||||||||||
А4 | ||||||||||
А5 | ||||||||||
А6 | ||||||||||
А7 | ||||||||||
А8 | ||||||||||
А9 | ||||||||||
А10 | ||||||||||
А11 | ||||||||||
А12 | ||||||||||
Баллы | ||||||||||
Уровень | базовый | базовый | базовый | базовый | базовый | базовый | базовый | средний | базовый | базовый |
|
Оценка уровня развития наглядно – образного мышления:
На начало года: повышенный уровень - 0%; средний уровень – 0%; базовый уровень – 100%.
На конец года: повышенный уровень – 0%; средний уровень – 20%; базовый уровень – 80%.
Повышенный уровень - 25-36 баллов
Средний уровень - 13-24 баллов
Базовый уровень - 0-12 баллов
3 балла – за каждый правильный ответ после первого предъявления задачи;
2 балла – за правильное решение после одной ошибочной пробы;
1 балл – за решение после 2 – х. проб;
0 баллов – за решение задачи после оказания помощи.
Сводные результаты
Протокол №2.Исследования наглядно – образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью (2 вариант) 3 класс
Сентябрь 2016 - май 2017г.
Инструкция: найти «заплатку» для коврика.
Имя ребенка | Алия И. | Дмитрий К. | Екатерина Н. | Егор П. | Виктория Т. | |||||
месяц | IX | V | IX | V | IX | V | IX | V | IX | V |
А1 | ||||||||||
А2 | ||||||||||
А3 | ||||||||||
А4 | ||||||||||
А5 | ||||||||||
А6 | ||||||||||
А7 | ||||||||||
А8 | ||||||||||
А9 | ||||||||||
А10 | ||||||||||
А11 | ||||||||||
А12 | ||||||||||
Баллы | ||||||||||
Уровень | базовый | средний | базовый | средний | базовый | базовый | средний | средний | базовый | средний |
Оценка уровня развития наглядно – образного мышления:
На начало года: повышенный уровень - 00%; средний уровень – 20%; базовый уровень – 80%.
На конец года: повышенный уровень – 0%; средний уровень – 80%; базовый уровень – 20%.
Повышенный уровень- 25-36 баллов
Средний уровень -13-24 баллов
Базовый уровень – 0-12 баллов
3 балла – за каждый правильный ответ после первого предъявления задачи;
2 балла – за правильное решение после одной ошибочной пробы;
1 балл – за решение после 2 – х. проб;
0 баллов – за решение задачи после оказания помощи.
Сводные результаты
Протокол №3.Исследования наглядно – образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью (2 вариант) 4 класс
Сентябрь 2017 - апрель 2018г.
Инструкция: найти «заплатку» для коврика.
Имя ребенка | Алия И. | Дмитрий К. | Екатерина Н. | Егор П. | Виктория Т. | |||||
месяц | IX | IV | IX | IV | IX | IV | IX | IV | IX | IV |
А1 | ||||||||||
А2 | ||||||||||
А3 | ||||||||||
А4 | ||||||||||
А5 | ||||||||||
А6 | ||||||||||
А7 | ||||||||||
А8 | ||||||||||
А9 | ||||||||||
А10 | ||||||||||
А11 | ||||||||||
А12 | ||||||||||
Баллы | ||||||||||
Уровень | базовый | средний | базовый | средний | базовый | базовый | средний | повышенный | средний | средний |
Оценка уровня развития наглядно – образного мышления:
На начало года: повышенный уровень - 0%; средний уровень – 40%; базовый уровень – 60%.
На конец года: повышенный уровень – 20%; средний уровень – 60%; базовый уровень – 20%.
Повышенный уровень- 25-36 баллов
Средний уровень -13-24 баллов
Базовый уровень – 0-12 баллов
3 балла – за каждый правильный ответ после первого предъявления задачи;
2 балла – за правильное решение после одной ошибочной пробы;
1 балл – за решение после 2 – х. проб;
0 баллов – за решение задачи после оказания помощи.
Сводные результаты
Протокол №4.Исследования наглядно – образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью (2 вариант) 4 класс
Сентябрь 2015 - апрель 2018г.
Инструкция: найти «заплатку» для коврика.
Имя ребенка | Алия И. | Дмитрий К. | Екатерина Н. | Егор П. | Виктория Т. | |||||
месяц | IX | IV | IX | IV | IX | IV | IX | IV | IX | IV |
А1 | ||||||||||
А2 | ||||||||||
А3 | ||||||||||
А4 | ||||||||||
А5 | ||||||||||
А6 | ||||||||||
А7 | ||||||||||
А8 | ||||||||||
А9 | ||||||||||
А10 | ||||||||||
А11 | ||||||||||
А12 | ||||||||||
Баллы | ||||||||||
Уровень | базовый | средний | базовый | средний | базовый | базовый | базовый | повышенный | базовый | средний |
Оценка уровня развития наглядно – образного мышления:
На сентябрь 2015 года: 0%; средний уровень – 0%; базовый уровень – 100%.
На апрель 2018 года: повышенный уровень – 20%; средний уровень – 60%; базовый уровень – 20%.
Повышенный уровень- 25-36 баллов
Средний уровень -13-24 баллов
Базовый уровень – 0-12 баллов
3 балла – за каждый правильный ответ после первого предъявления задачи;
2 балла – за правильное решение после одной ошибочной пробы;
1 балл – за решение после 2 – х. проб;
0 баллов – за решение задачи после оказания помощи.
Директор М.В. Лобченко
Печать 20.04.2018 г.