Основные права человека и гражданина




Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.

Человек, с точки зрения философии, ‒ это существо, принципиально отличное от иных живых существ на планете Земля, обладающее основаниями разумности, способное к деятельности, реализующее себя преимущественно коллективно и пытающееся постигнуть загадку своего бытия. В последние годы стала особо актуальна проблема человека с акцентом на антропологические, биосоциальные основания и факторы его бытия, его самоценность. Это способствовало утверждению в юриспруденции естественно-правового направления, идеи прав человека как прирожденных, принадлежащих ему с момента физического появления на свет.

В «Энциклопедическом юридическом словаре» дано понятие правового статуса человека: «Правовой статус человека ‒ система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права ». В Конституции Донецкой Народной Республики зафиксировано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц» (гл. 1, ст. 3). «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими… Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (гл. 2). В Конституции ДНР понятия: «человек и гражданин» объединены понятием «личность»: «Достоинство личности охраняется государством» (гл. 1, ст. 14).

Понятие «личность», как и всякое другое, эволюционировало, и, изначально оно означало персону (от лат. persona ‒ «маска», «роль» актера). Личность ‒ это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. В понимании категории «личность» акцент сделан на социальности человека. Действительно, вне социальных связей личность предстает существом биологическим, т. е. имеющим неполную характеристику. Категория «личность» отражает качества человека как существа родового; в понятиях «индивид» и «индивидуальность» подчеркивается его обособленность, автономность, неделимость.

 

Под категорией «личность» понимается конкретный индивид как субъект деятельности и одновременно совокупность интегрированных в нем социально-значимых черт.

 

Если мы говорим о личности в контексте правового анализа, то должны всегда обращаться к действующему законодательству и исходить из определений, содержащихся в нем. Международно-правовые акты употребляют понятие «человек». Статус личности, индивида чаще всего определяется именно с правовой точки зрения, вместе с тем «Определение правового статуса индивида должно подчеркивать социальное значение понятия; это может быть достигнуто выходом за пределы сугубо юридических категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной деятельностью людей. Такой подход будет способствовать раскрытию активной функции правового статуса, поскольку проблема правового статуса, как и вся проблема человека, связана с его социальной деятельностью. Поэтому изучение всех юридических категорий, в том числе и правового статуса, должно осуществляться в неразрывном единстве с сознанием и деятельностью индивида». В таком контексте сознание, деятельность индивида в сочетании с социальными закономерностями и зависимостями, действующими в политике, не могут однолинейно и однозначно воздействовать на личность.

Категория «личность» сегодня рассматривается философами, психологами, антропологами, политологами, правоведами и др. К примеру, ученые-юристы рассматривают проблему человека, правовой статус гражданина, иностранцев. При этом им неизбежно приходится сталкиваться с понятиями: «человек» и «гражданин».

 

Гражданинэто человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, отличительных признаков правоспособности, гарантий, юридической ответственности, принадлежности именно к данному, а не какому-либо иному государству с его отличительными от других государств характеристиками.

 

Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством, обязанности ‒ также социальные возможности, выражающие притязания государства к гражданину, его поведению. В данном аспекте человек понимается как субъект права, участник правовых отношений, в которых права, свободы, обязанности признаны и гарантированы государством. Это, по сути, позитивистское понимание правового статуса человека, тождественное гражданину. Понятие «гражданин» связано с общими и особенными признаками государства. Гражданин ‒ это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству и как субъект гражданского права, один из видов участников гражданских правоотношений.

Вместе с тем, в настоящее время в России не потеряла актуальность задача укрепления государства, решение которой следует связывать с действием законодательного и правоприменительного механизмов. Политика, проводимая в интересах личности, немыслима без дисциплины, основанной на праве, без четкого функционирования судебной системы. Правовая политика обеспечивает динамичное развитие всех сторон общественной жизни, она являет собой важнейший атрибут правовой жизни в целом. «Неправовое» состояние общества и государства (как в 1990-е годы) представляет серьезную угрозу благополучию личности, возможности осуществления ее прав и свобод. В настоящее время граждане России опасаются нового витка повышения цен, неустойчивости в выплатах социальных пособий, правовой незащищенности. Поэтому сегодня необходимо ориентироваться на практическое осуществление достойного положения личности как главного критерия и ценности настоящего.

Несмотря на то, что права человека и гражданина в соответствии с Конституцией России являются высшей ценностью, Конституция допускает их ограничение. На основании ст. 55 Конституции РФ, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

· ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;

· никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;

· исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

· ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели;

· должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1—4 требования, а также остальные требования Конституции России.

В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

Отдельные статьи 2 гл. Конституции РФ содержат специальные основания ограничения тех или иных прав. К примеру, право собственности на землю в соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Таким образом, требование защиты окружающей среды является специальным конституционным основанием ограничения права собственности. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: «Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату». Конституционный Суд России также воспринял ряд принципов, введённых в практику Европейским Судом по правам человека в качестве необходимых для ограничения прав условий. Так, в одном из постановлений КС России было установлено, что «ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права».

В правовой политике личность должна быть главным критерием ее формирования и проведения. Помимо упомянутых выше объективных причин ограничения прав и свобод человека и гражданина, могут возникать ситуации, когда будут доминировать субъекты (или носители) власти, а правление права не будет обеспечено. Под видом «диктатуры закона», очередной временной целесообразности личность с ее правами, свободами, непременными обязанностями, определенными в законе, будет отброшена на второй план. Отсюда утверждение личности как основного критерия эффективной и гуманной правовой политики позволяет сформировать модели их взаимодействия.

Правовая политика в современных условиях может иметь следующие модели реализации.

Во-первых, правовая политика, опираясь на государство, используя юридические средства, формирует необходимые, приемлемые для граждан формы их социальной жизни. Правовая политика ответственна за благополучие граждан, за их правовую комфортность.

Во-вторых, правовая политика для личности может осуществляться как вид служебной деятельности. В этом случае субъекты данной деятельности в зависимости от своего положения в иерархии аппарата власти оказывают различное влияние на становление и осуществление правовой политики. В политических кругах циркулирует множество субъектов в органах государственной власти: законодательных, исполнительных, судебных; это, например, деятельность политологов и юристов при проведении избирательных кампаний, консультировании должностных лиц, политиков и т. д. В данном случае есть личностные основания для измерения правовой политики.

В-третьих, правовая политика выступает средством преодоления отчуждения индивида от власти. Применительно к правовой политике следует отметить и такое ее свойство, как создание одинаковых стартовых условий для реализации личности в правовой сфере.

Политика в современном мире может быть направленной на захват личного пространства, стремиться к подавлению личности. Такое положение периодически воспроизводится в истории человечества. Однако именно правовая политика не позволяет деформировать политическими средствами пространство личных отношений, создавая для этого юридические барьеры.

Правовая политика прямо затрагивает сущностные стороны жизнеобеспечения личности, предоставления ей прав и свобод. Вопрос заключен в том, возможно ли выявить доминантные линии в связке «личность ‒ коллектив ‒ общество ‒ государство»? Каким образом персональные ценности взаимодействуют с общечеловеческими проблемами различного уровня и какова здесь роль клановости и конъюнктуры? Применительно к России эти вопросы отражают персональный выбор в условиях нового века. Значимость такого выбора будет зависеть, прежде всего, от личностного самоопределения, степени включенности личности в политико-правовые преобразования. Личность имеет право обладания поясами государственно-правовой защиты. Это, например, устойчивое, без иждивенчества, но по результатам труда, обеспечение материальным вознаграждением, справедливая социальная политика, жесткое соблюдение законодательства как гражданами, так и должностными лицами. Но, в конечном итоге, выбор остается за личностью ‒ мыслящим, индивидуальным, политическим существом, перерабатывающим общественно значимые ситуации в жизненном пространстве собственных ценностей. Это выбор альтернатив, конструирование судьбы с учетом политической и правовой действительности, устойчивого и обновляющегося мира. В то же время личность не изолирована, а включена во многие системы отношений. Поэтому следует вести речь о коллективах людей, их объединениях, общественно значимых целях при проведении правовой политики. Все это позволяет утверждать, что личность являет собой не только основное ценностное звено отношений политического властвования, но и базовый критерий правовой политики.

Современная Россия стоит на пороге выбора, поиска наиболее приемлемых форм и методов становления и развития правового, социального, демократического государства. В 2019 г. В. В. Путин выделил главный национальный приоритет: «Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России». Это выражено в развитии таких направлений нацпроектов как: здравоохранение, образование, демография, культура, безопасные и качественные автомобильные дороги, жилье и городская среда, наука, предпринимательство, международная кооперация, модернизация инфраструктуры.

 

2. Правовая политика в сфере защиты гражданских прав

Гражданин обладает всей полнотой прав и несет определенные законодательством обязанности, которые присущи данному типу правовой и политической организации, конкретному государству.

В текстах конституций европейских государств выявляется положение о приоритетности личности перед государством. В частности, в Конституции Испании (п. 10 ст. 1 ч. 1) записано: «Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой политического порядка и социального мира». Как видим, проблема «социального мира», а это одна из целей цивилизованного и развитого гражданского общества, связана с проблемой неотчуждаемости прав и прежде всего достоинства личности. В текстах конституций европейских государств, как и в Конституции ДНР, гарантируется защита гражданских прав. Т. е. защита прав и свобод человека и гражданина начинается с Конституции, с защиты положения о приоритетности личности перед государством.

Во-первых, Конституция реализует миссию определения основополагающих структур высших органов государственной власти, принципов деятельности и баланса видов власти, стандарты прав, основ взаимодействия личности и власти. Это социально-правовая функция Конституции, обеспечивающая защиту прав и свобод личности.

Во-вторых, Конституция в обязательном порядке выполняет конкретно-историческую задачу. С помощью Конституции решается комплекс важнейших государственно-политических вопросов защиты прав и свобод личности. Основной Закон направляет личность, общество и государство по выбранному конституционному пути. Это историко-прагматическая функция Конституции.

В-третьих, Конституция всегда инициируется определенными субъектами деятельности, конкретными людьми, политиками. В данном аспекте Конституция выполняет функцию ускорения или, наоборот, сдерживающего фактора развития и защиты прав и свобод личности. Это функция правового стимулирования защиты прав и свобод личности.

Для эффективного осуществления защиты прав и свобод личности на основе Конституции необходим комплекс условий, переводящих язык деклараций на язык реальности. Таким базовым условием выступает формирование гражданского общества.

Гражданское общество, как известно, являет собой негосударственную организацию взаимоотношений людей. Это то, что создано человеком как гражданином, но не контролируемо тотально публичной властью. Особое значение здесь имеют такие компоненты, как личность, права личности, семья, коллектив, собственность, соединенные определенной ценностной основой гуманистического содержания. Гражданское общество ‒ многоуровневая и многомерная система отношений, позволяющих личности осуществлять свое предназначение, иметь юридические, политические, широкие социальные гарантии собственного существования. Гражданское общество отлично от государства. Оно более объемно, насыщено множеством отношений, нежели государство как организация политической власти.

В исследованиях зарубежных ученых отмечается, что конституционный закон приобретает тем большую важность, чем больше социетальное сообщество отделяется от своего государства. Сообщество не может должным образом оградить себя от произвола власти, если предоставит правителям полномочия действовать, сообразуясь лишь с их собственным толкованием общественных интересов. Однако подобное отделение общества от государства должно иметь четкие критерии: в области юридической ‒ это наличие законодательных актов, закрепляющих основные права личности, неотчуждаемые и принадлежащие ей по праву рождения.

Признание за индивидом первичной ценности именно на базе закона с соответствующими гарантиями обеспечения, т. е. необходима адекватность законодательства природе человека. Человек ‒ существо биосоциальное, обладающее рациональными и иррациональными сторонами психического устройства, которые не могут не учитывать. Вполне очевидно, что в современных условиях личность должна обладать комплексом качеств, которые бы позволяли ей эффективно, целенаправленно защищать собственные права. Под правовыми качествами личности нами понимается, во-первых, характеристика личности, отражающая ей правовой статус, во-вторых, комплекс средств, которыми располагает личность в защите своих прав и свобод.

Правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности представляет собой реальное средство формирования и развития ее правовых качеств. Она способна создавать условия для гармоничного и систематического трансформирования организационных, педагогических, психологических, юридических возможностей государства и общества в индивидуальные. В то же время индивидуальные ресурсы представляют собой массив возможностей, которые, основываясь на общественной поддержке и государственных мерах воздействия, претворяются в жизнь, становятся реальным фактором преобразования правовой и политической действительности.

Роль, значение правовых качеств субъекта правовых отношений ‒ индивида ‒ важны при любой организации политической власти, но особенно актуальны в условиях переходного состояния общества и государства.

Конституционные основы взаимодействия личности и власти, государства и гражданина, правовой статус личности вряд ли теоретически обоснованы и практически эффективно осуществляемы, во-первых, вне конкретных, целенаправленных, позитивных мер в самой правовой политике в сфере защиты прав и свобод личности, а во-вторых, при отсутствии надлежащего субъекта правового действия ‒ лица, обладающего свойствами, необходимыми и достаточными для реализации правовых целей.

Формирование и развитие правовых качеств личности ‒ взаимосвязанные, но отличающиеся процессы и этапы движения к чему-либо. Формирование предполагает начальную стадию привития субъекту каких-либо свойств, признаков. В процессе формирования или становления объективируются принципы, цели, определяются мотивы, ориентиры.

Развитие есть продолжение процесса движения к цели. Развитие предполагает наличие какого-либо определенного состояния, качества, уровня. Развитие обнаруживает новую ступень в достижении практически значимых результатов.

По К. Марксу, практика является не только критерием истины, но основой для возникновения, преобразования мышления. В силу данного положения анализ формирования и развития правовых качеств личности невозможен без учета реалий правовой и политической действительности России начала XXI в., тех объективных условий, в которых существует современный российский человек. Иными словами, формирование, развитие правовых качеств личности может происходить продуктивно с учетом социокультурных условий ее бытия, при решающем влиянии образа жизни российского народа.

Современное бытие личности в России не может быть оторвано от прошлого, ушедшего в историю советского периода. В то же время период с начала 1990-х гг. и до настоящего времени был и остается весьма динамичным, наполненным значительными событиями, в корне изменившими облик государства, что повлияло на соотношение права и политики. Указанный период был связан со всплеском демократии, явившимся своеобразным показателем бурного динамичного развития политико-правовых отношений. Однако развитой демократии российское общество не достигло до сих пор, потому что она предполагает не только широкое участие народа в отношениях власти и в контроле над ней, но и громадную степень ответственности личности. Качественные изменения в государственно-политической системе начались именно в последнее десятилетие уходящего века. Они привели фактически к новому государственно-правовому и политическому статусу страны, но не вызвали изменения самой личности, ее правового и политического сознания, мышления, культуры, образа жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: