"Не существует отдельно духовной жизни и отдельно мирской жизни. Не делите своё время на время для Бога и личное время для себя. Вы должны посвящать Богу всё своё время, всю свою работу.
Никаких долей и процентов! Никакого долевого распределения! Я хочу, чтобы вы запомнили... никаких долей и процентов! Не делите Бога ни с кем и ни с чем. Вы должны быть на сто процентов с Богом, только с Богом. Сто процентов Свами весь день, каждый день, всегда и везде.
Исполняйте свой долг в миру, уделяйте внимание своей профессии, заботьтесь о своей семье, но выполняйте всё это во имя Бога и для Бога. Предлагайте всё Богу как приношение. Вот что означает 'никаких долей и процентов". (4)
Мир, Бог, Высшее Я
Однажды один последователь пожаловался Свами: "Свамиджи, жить духовной жизнью так трудно". "Нет, - сказал Он. - Это очень легко, проще всего остального". Он взял свой носовой платок и сжал его крепко в руке, затем сказал: "Видите, вот это трудно. Но духовный путь не такой. Жить духовной жизнью очень легко." Он разжал пальцы, и платок упал на землю. - "Видите, как это легко. Просто отпустить и не держать - это легко. Это всё, что нужно".
"Мир - это прочитанная газета. Как часто нужно читать и перечитывать одну и ту же газету? Газета сегодня - это макулатура завтра". |
Мы никогда не сможем перекрасить весь мир в розовый цвет, говорит Свами. Это невозможно. Но Он говорит, что мы можем надеть розовые очки. И тогда мир предстанет в розовом цвете. Если мы наденем очки любви, мы будем видеть повсюду только любовь. Если мы наденем очки божественного видения, мы будем видеть повсюду только Бога. Если мы будем продолжать носить мирские очки, то и будем продолжать воспринимать только мир. Как воспринимаем мы мир, когда находимся в миру, зависит от нашего выбора. Чем мы его считаем, тем он и предстаёт перед нами.
|
"Отречённость на самом деле заключается не в том, чтобы отбросить всё мирское, а в том, чтобы видеть в нём (мирском) божественность". |
Свами говорит, что всё, что может быть определено и описано, есть просто нама (имя) и рупа (форма). Нама и рупа - это только два из пяти качеств, которые составляют всё, что подлежит восприятию и познанию. В действительности всё, по Его словам, есть асти, бхати, прийя, нама и рупа. Асти, бхати и прийя означают: всё существует (имеет в своей основе неизменную истину), всё сияет (обладает самосветящейся лучезарностью), всё является притягательным (имеет своё божественное предназначение). Затем идут нама и рупа, которые всё время изменяются, как волны на поверхности океана. Но асти, бхати и прийя (или сат-чит-ананда), сущностная основа всего, не подвержены изменениям. Это и есть божественность. До тех пор пока мы будем воспринимать мир как мир имён и форм, его следует считать не реальным, а лишь игрой гун. Но если мы будем видеть повсюду только Бога, тогда и мир станет также Богом. Знаменитое утверждение Упанишад гласит: "Брахма Сатьям Джагат Митхья" - 'Бог реален, мир нереален'. Свами добавляет: "Джагат Брахма" - 'Мир также есть Бог'.
Такой недуалистический подход Свами называет сударшан. Оружие Кришны (диск - чакра) также называлось 'сударшан'. "Су" означает 'хороший', "даршана" - 'видение' (ударение на первом слоге). В Прашанти Нилайяме, как и во всей Индии, ежегодно проводится праздник колесницы, во время которого организуется красочное шествие, сопровождаемое пением ведических гимнов, бхаджанов, музыкой и танцами. В украшенной колеснице (двухэтажной повозке) везут изображение бога. На этом празднике, который имеет глубокий сакральный смысл (напоминать о том, что каждое тело, включая и тела животных, следует считать священной колесницей, в которой пребывает единая для всех божественность), присутствуют три типа людей, говорит Свами. К первому типу относятся те люди, которые пришли развлечься, послушать музыку, пение, посмотреть представления. У них физическое видение (мир как объективная реальность). Ко второму типу относятся те, кто любит религиозные ритуалы, участие в арати (приношение огня) и, в целом, ту религиозную атмосферу, которая сопровождает праздник. У них другое видение, более глубокое, связанное с религиозным чувством (мир как творение Бога). И наконец, говорит Он, идут те немногие, внимание которых всецело сосредоточено на Том, кто пребывает в колеснице, на Том, кого символизирует изображение. Для них существует только одна, пребывающая внутри Божественность. И тогда их видение включает всё, в том числе и эту праздничную суматоху со всеми её звуками, зрелищами и толчеей (мир как Бог). Это и есть сударшан, интегральное видение. Если вы обладаете таким видением, то вы видите Божественность везде, говорит Свами.
|
Существует два пути, два направления. Один - путь восхождения снизу вверх (от мира к Богу). Другой - путь нисхождения - сверху вниз (от Бога к миру). Свами показывает, что мы следуем одновременно двумя путями. Для того чтобы ходить, говорит Он, нужны две ноги.
Путь восхождения - сагуна, поклонение форме, подразумевает стремление достичь высот снизу. Путь нисхождения - ниргуна, отождествление с бесформенным, подразумевает безграничную Божественность (которая есть наша изначальная истинная природа) и нисхождение в мир воплощений.
"Вы все аватары", - заявляет Свами. - "Единственная разница между этим Аватаром (указывает на Себя) и этими аватарами (указывает на последователей) - это наличие некоторых дополнительных сил у первого". В другой раз, когда Его спросили: "Свамиджи, Ты ли тот Мессия, который пришёл, чтобы спасти всех нас?", Он также сказал: "Нет одного Мессии. В действительности вы все мессии. Здесь и сейчас вы обладаете силой, чтобы спасти себя и также помочь другим. Живите в Боге. Наполните ум Богом. Будьте Богом. Вы есть Бог. Осознайте это!" (5)