Под методологией НУ понимается совокупность специальных приемов и методов, которые применяются при ведении НУ. Методология НУ устанавливается нормативными документами и раскрывается организацией в учетной политике по налоговому учету.
Понятие «учетная политика» установлено законодательством по бухгалтерскому учету — ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждены приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), в котором установлены правила формирования и раскрытия учетной политики организаций для бухгалтерского учета.
Понятие «учетная политика для целей налогообложения» введено в гл. 25 НК РФ с 2007 г.
Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).
Однако данное определение распространяется только на налоговый учет налога на прибыль.
В ст. 167 и 313 НК РФ установлены общие требования к учетной политике НУ, в соответствии с которыми учетная политика:
• утверждается соответствующими приказами и распоряжениями руководителя организации;
• применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения;
• утверждается на длительный срок (как минимум на отчетный год);
• обязательна для применения во всех структурных подразделениях, независимо от их месторасположения.
Изменения в ученую политику разрешается вносить налогоплательщикув случаях:
• изменения законодательства по налогам и сборам (обязательное изменение);
|
• принятия организацией новых или иных способов ведения налогового учета (добровольное изменение учетной политики);
• существенного изменения условий деятельности организации (добровольное изменение учетной политики).
Далее будет использован термин «учетная политика для налогового учета» (УПНУ), так как, по мнению авторов, он точнее отражает суть этого документа и аналогичен термину «учетная политика для бухгалтерского учета». УПНУ следует формировать на основе принципов, установленных НК РФ, а также принципов, заимствованных из законодательства по БУ.
Налоговый учет ведется в соответствии с базовыми принципами, установленными НК РФ. Эти принципы аналогичны принципам ведения бухгалтерского учета, изложенным в ПБУ 1/2008 (п. 5 и 6):
— принцип последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики обязаны применять нормы и правила, установленные учетной политикой для налогового учета как минимум в течение одного налогового периода;
— принцип непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет (ст. 314 НК РФ). Нарушение этого принципа приводит к искажению налоговой базы отчетного (налогового) периода и некорректному исчислению налога. При наличии операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных (налоговых) периодах (п. 1 ст. 271 и п. 1 ст. 272 НК РФ) налогоплательщик обязан отразить в УПНУ порядок признания доходов и расходов или учитывать доходы и расходы по принципу равномерности признания доходов и расходов (ст. 271 НК РФ).
|
Нарушение принципа непрерывности с целью оптимизации налогообложения — регулирования размера налоговой базы и налога — не допускается;
— принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (ст. 271 и 272 НК РФ) — доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств — доходов и фактической оплаты — для расходов (метод начисления).
Метод начисления является основным методом, применяемым в НУ (так же, как и в БУ).
При кассовом методе доходы определяются по мере поступления средств на расчетный счет (кассу) организации (для доходов) и по мере фактической оплаты — для расходов. В ряде случаев НК РФ устанавливает как добровольное использование кассового метода, так и обязательное использование.
Кассовый метод могут использоватьорганизации (за исключением банков), если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.
Кроме того, кассовый метод обязаны использовать:
• организации,применяющие УСН;
• организации, уплачивающие ЕСХН;
• все организации при расчете налоговой базы по НДС, в случае если оплата за товары (работы, услуги) поступает раньше (предоплата), чем происходит отгрузка (подробнее в гл. 2);
— принцип равномерности признания доходов и расходов отражен в ст. 271 и 272 НК РФ. Так, в ст. 271 НК РФ установлено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.В этом принципе реализовано понятие соотнесения доходов и расходов в БУ и НУ: расходы отражаются в том же отчетном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.
|
Мы полагаем, что базовые принципы ведения налогового учета целесообразно дополнить следующими принципами, заимствованными из законодательства по БУ:
• принцип приоритета содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008) является принципом БУ, но актуален и для НУ. Принцип предполагает отражение в налоговом учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.
Нарушение данного принципа в БУ влечет искажение показателей бухгалтерской отчетности и при существенности искажений — модифицированное аудиторское заключение или отказ от выдачи аудиторского заключения.
Нарушение данного принципа в НУ влечет налоговые последствия при условии переквалификации сделки налоговым органом, т.е. изменения сути сделки для целей налогообложения;
— принцип рациональности (заимствован из п. 6 ПБУ 1/2008) — рацио нальное ведение налогового учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (соотношение затрат и выгод). То есть осуществление дополнительных затрат на ведение налогового учета, связанные с налоговой оптимизацией (в рамках действующего законодательства), не должны превышать экономической выгоды, которая может быть получена от этой оптимизации.
При формировании УПНУ следует отражать только те элементы УП, которые имеют для нее практическую значимость. На практике в УПНУ включаются выдержки из НК РФ, не имеющие альтернативных вариантов применения, т.е. в УПНУ устанавливаются те элементы, которые обязаны применять все налогоплательщики.
Аналогично учетной политике для БУ, УПНУ должна быть раскрыта в организационных и методических аспектах.
Организационные аспекты УПНУ:
• лицо, ответственное за ведение НУ — специализированная организация или структурное подразделение налогоплательщика;
• структура налоговой службы (если НУ ведется налогоплательщиком) — структурное подразделение, налоговые специалисты, работники бухгалтерии и т.д.;
• лица, ответственные за подготовку налоговой отчетности и правильность расчета налогов;
• организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета и др.
Методические аспекты УПНУ:
• описание способов ведения НУ (имеющих альтернативные варианты учета);
• способы ведения НУ, не установленные нормативными документами (например, способ ведения раздельного учета по НДС);
• специальные для отрасли способы ведения НУ (например, налоговый учет возвратных отходов в различных отраслях промышленности);
• формы аналитических налоговых регистров.