Медицинский взгляд на тела в армейской форме




До той поры пока не сложилось историческое единство армии и народа, жизнь и смерть воина были его собственным делом. Его тело, какие бы раны оно на себе не несло, никому не было интересно. Наоборот, когда войны начинает вести народ, когда армия становится народным детищем, тело воина становится предметом общественного внимания. Это внимание осуществляется при посредстве такого современного института, как военно-полевая медицина. Институт военной медицины формируется как раз тогда, когда военные столкновения стали наиболее кровопролитными, а сами войны стали вестись не просто ради победы, но и ради уничтожения.

Использование огнестрельного оружия привело к изменению характера ранений уже в XVI веке. Это недвусмысленно отмечал французский врач Амбруаз Паре [13]. Появились раны, сопровождающиеся большой потерей крови. Стремительно стали возрастать случаи, характеризующиеся утратой конечностей, особенно ног. Рост числа раненых, изменение масштабов военных действий сделали фигуру медика все более распространенной в армии. С появлением медика в непосредственной близости от поля боя вырабатывается новый взгляд на тела людей, облаченных в военную форму. Этот взгляд сосредотачивается, главным образом, на раненых телах. И всегда он фиксирует мальчишескую хрупкость этих тел.

Чем это вызвано? В первую очередь, следующим обстоятельством. Мужчины твердо стоят на ногах, они не падают. И это понимается не столько в метафорическом смысле, сколько в буквальном, физическом. Мужчины не падают на землю, какими бы ни были их раны. Но раны бывают разные, и не всякая рана позволяет вернуться с поля боя на своих собственных ногах. Такой шанс есть у тех, кто ранен холодным оружием: пикой, саблей, штыком. Если рана поверхностная, не смертельная, раненый может даже не замечать ее в горячке сражения. Это характеризует его как мужчину. В дальнейшем, когда рубленые и колотые раны затягивались, оставшиеся от них шрамы становились памятной летописью мужественности, знаком об инициации полем боя. Тот, кто рубился и колол врага, кого рубил и колол враг, и кто при этом не падал на землю, превращался в мужчину.

Огнестрельные раны чаще, чем рубленые и колотые, опрокидывают тело на землю. Они отличаются особой степенью тяжести, практически всегда мгновенно валя с ног и оставляя раненого лежать на поле боя поодаль от остальных, бегущих вперед. Тот, кого задела пуля, остается один. Тет-а-тет со своей болью и отчаянием. Пуля выбила его из строя, где он резонно уповал на поддержку товарищей по оружию. Раненый один среди грохота ружейных и артиллерийских раскатов.

Можно утверждать, однако, что беспомощность раненого солдата это не просто следствие широкого применения новых военных технологий. Эта беспомощность, превращающая воина-мужчину в мальчика-солдата, вызвана переустройством всей социальной системы, которая — весьма постепенно — начинает ориентироваться на ценности жизни, здоровье, физическую крепость тела. Военные медики XIX и ХХ столетий вполне отчетливо говорили от имени этой системы. Они сформулировали строгие принципы «сберегающего лечения», разработали понятие об «уходе» за раненым, предоставляя его не только профессиональному персоналу, но и всему мирному населению [14].

Особую лепту в формирование медицинского взгляда на солдата как мальчика внесли женщины, занятые уходом за ранеными. Так, Крымская кампания 1854—1855 годов была примером войны, когда рядом с раненым солдатом впервые оказалась женщина. Историческая наука связывает это событие с именем англичанки Флоренс Найтингел и ее сподвижницы Мэри Сикоул из Вест-Индии. Для традиционного сознания это был конфуз: женщина не должна была наблюдать окровавленное и беспомощное тело солдата, тело, которое в условиях полевого лазарета нередко было совершенно нагим. В то же время ситуация требовала присутствия возле бессильного, не способного ухаживать за собой мужчины кого-то, кто мог бы позаботиться о его кормлении, отправлении туалета, кто мог бы наложить новую повязку и постирать бинты, кто мог бы поддерживать чистоту в палатах, которые до сих пор кишели крысами и были похожи на отхожие места. Как можно было примирить между собой традиционную мужскую мораль и необходимость присутствия женщины возле тяжелораненого?

Найденный компромисс состоял в том, чтобы считать эту женщину сестрой, сестрой милосердия, а раненого бойца ее юным братом, мальчиком, о котором бы она могла, не преступая стыдливости, позаботиться. Так, уже во второй половине XIX века, в том числе и под влиянием русско-турецкой войны 1877—1878 годов, сложилась строгая система взаимоотношений между медицинской сестрой и раненым солдатом, включающая свою этику, нормы разговорной речи, и особые правила прикосновения к телу: дотрагивание до головы, поглаживание волос, иногда поцелуй в лоб, укрывание одеялом. В наставлениях для сестры милосердия авторы этой эпохи четко указывают, что именно позволяется ей делать у постели раненого. Высказываются пожелания, чтобы сестра милосердия была физически выносливой, обладала крепкими нервами, трезвым умом, тактичностью, а также известной толикой красоты, которая бы умиротворяла раненого, действуя на него как особый род лекарства [15]. Поскольку медицина в качестве особого института, занятого судьбами раненых солдат, к этому времени уже достаточно упрочила свое положение, то пожелания самих медиков привлекать для вспомогательных действий персонал из числа женщин общество встретило с пониманием. Первая мировая война сделала присутствие женщины у постели раненого солдата массовой практикой.

Социальное производство мальчишеской идентичности раненого солдата четко зафиксировано в замечаниях военных медиков. Так, Н.И. Пирогов пишет: «Нет более скорбного зрелища, чем госпитальная палатка перед сортировкой… Множество беспомощных, страдающих тел с почти детской (выделено мной — Д.М.) мольбой о помощи в глазах предстают перед Вами» [16]. Такая же точка зрения выражена в воспоминаниях В.И. Галанинской, медицинской сестры периода Великой Отечественной войны: «Для меня война — это изувеченные и истерзанные человеческие тела. Это безногие и безрукие люди. Это оставшиеся навеки слепыми бойцы» [17]. Вот еще одно ее наблюдение: «Гляжу на молодое израненное и иссеченное осколками тело, и чувство жгучей жалости наполняет сердце… Старший сержант. Телефонист. Шел на восстановление связи, и рядом с ним разорвался крупнокалиберный снаряд. Ранен в обе ноги, масса мелких осколочных ранений. Он беспомощный, как малое дитя (выделено мной — Д.М.)» [18].

Подведем итог. Войны XIX и ХХ века стали средством социального производства такого типа мужественности, который долгое время был маргинальным. Мужественность зрелых и опытных воинов потеснила мужественность мальчишек, мальчишеская мужественность. Понижению традиционных представлений о мужественности в значительной мере способствовали современные средства убийства, прежде всего, огнестрельное оружие и само поле боя, на котором вместо крепости мужских тел воцаряется нечеловеческая мощь огневых средств армии. Пушечный огонь изгоняет солдат на окраины поля боя, побуждая враждующие стороны помышлять, в первую очередь, о выживании.

Современная эпоха характеризуется бережным отношением народа к своей армии. Гонка вооружений времен «холодной войны» лишает солдат ведущих военных держав поля боя, превращает их, во всяком случае, солдат ударных частей, в мальчиков, которым общество перестает доверять смертоносное оружие. Эти мальчики-солдаты не допускаются до «настоящей мужской работы», т.е. войны, поскольку в период существования смертоносных ядерных потенциалов она считается абсолютно недопустимой.

Медикализация военного дела в еще большей степени способствует утверждению общественных представлений о солдате как мальчике, легко могущим стать распростертым раненым телом. Медицинский взгляд, утверждающий свою власть в непосредственной близости от пространства битвы, передается и военному командованию, и всему обществу. Этот взгляд фиксирует детскую хрупкость тел в военной форме, чью жизнь следует всеми силами беречь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: