Классы точности подшипников качения




При выборе типа и размеров подшипников необходимо учитывать следующие факторы:

- величину и направление нагрузки (радиальная, осевая, комбинированная);

- характер нагрузки (постоянная, переменная, ударная);

- необходимую долговечность (желательный срок службы, выраженный в часах или миллионах оборотов);

- окружающую среду (температуру, влажность, кислотность).

Класс точности назначают с учетом требований точности, скорости вращения и других условий работы механизма или машины. В зависимости от указанных показателей в ранее действовавших стандартах было установлено пять классов точности подшипников [ 1,4], обозначаемых (в порядке повышения точности) 0; 6; 5; 4; 2. В настоящее время эти классы сохранились, но 0- класс называется нормальным классом.

Класс точности подшипника выбирают исходя из требований, предъявляемых к точности вращения и условиям работы механизма. Для большинства механизмов общего назначения применяют подшипники нормального класса точности (0). Подшипники более высоких классов точности применяют при больших частотах вращения и в случаях, когда требуется высокая точность вращения вала (например, для шпинделей шлифовальных и других прецизионных станков, для авиационных двигателей, приборов и т. п.). В гироскопических и других прецизионных приборах и машинах используют подшипники класса 2.

Классы точности подшипников качения и общие технические условия установлены ГОСТ 520-2002 (ИСО 492-94, ИСО 199-97).

Особенности стандарта(ГОСТ 520-2002)::

1. Стандарт устанавливает допуски на основные размеры и точность вращения подшипников и другие технические требования, приемку, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортировку, хранение.

2. Распространяется на подшипники с диаметрами d от 0,6 до 2500 мм. Соответствует рекомендации СЭВ по стандартизации РС 434–70. Учтены требования рекомендованные ISO P199/1-68, 577/II-68 и т.д.

3. Установлены обязательные и рекомендуемые требования.

4. Установлены обозначения размерных параметров, в частности для нормальных и радиально-упорных подшипников средний диаметр отверстия (внутренний диаметр внутреннего кольца) обозначается dm, средний наружный диаметр (наружный диаметр наружного кольца)- Dm. Средняя ширина внутреннего кольца Вm, средняя ширина наружного кольца - Сm (п. 4.2 стандарта) и введены допуски на эти параметры.

5. Для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников установлены следующие классы точности: 8,7, нормальный, 6,5,4,Т,2. Соответствие классов точности ГОСТ 520-2002 классам точности по международным стандартам и национальным стандартам некоторых стран представлены в табл.1

 

Таблица 1

Сравнение стандартов по классам точности подшипников качения

Национальный стандарт Классы точности
Международная организация по стандартизации ИСО 492 - - нормаль-ный          
Межгосударственный стандарт СГН ГОСТ 520-2002 8* 7* нормаль-ный       Т*  
Стандарт России ГОСТ 520-2002 8* 7* нормаль-ный (0)       Т*  
Стандарт Германии ДИН 620 - - РО Р6 Р5 Р4 - Р2
Стандарт Японии JISB B - -         -  
Стандарт США AFBMA стандарт 20 - - ABEC-1 RBEC-1 ABEC-31 RBEC-3 ABEC-5 RBEC-5 ABEC-7 - ABEC-9

* Примечания к таблице 1:

Допуски подшипников 8-го и 7-го классов точности устанавливают в нормативных документах. По допускам класса Т в настоящем стандарте нет сведений.

6. В зависимости от наличия требований по уровню вибрации, установлены три категории подшипников – А, В,С. К категории А относятся подшипники 5,4,Т,2 классов точности с дополнительными требованиями по волнистости, отклонению от круглости и другими требованиями. К категории В относятся подшипники классов 0-нормального, 6 и 5. К категории С относятся подшипники 8,7,0,6 классов. Конкретные значения дополнительных технических требований устанавливают в нормативных документах. Подшипники категории А,В,С изготавливают по заказу потребителей. В настоящем стандарте эти требования рассматриваются как рекомендуемые.

7. Для замены подшипников при ремонте при наличии износа посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов допускается по заказу потребителя изготовление подшипников нормального (0) класса, у которых поле допуска внутреннего диаметра внутреннего кольца смещено в минусовую сторону, т.е. диаметр уменьшен, а поле допуска наружного кольца смещено в плюсовую сторону, т.е. диаметр увеличен. Такие подшипники должны иметь впереди основного условного обозначения знак М или Б. Например, М-205, Б-205.

8. Допускаемые отклонения от правильной геометрической формы посадочных поверхностей валов и корпусов не должны превышать по овальности или конусности ½ допуска на диаметр для посадочных мест 0 и 6 классов и ¼ допуска на диаметр для посадочных мест под подшипники 5 и 4 классов.

9. К шероховатости посадочных и торцовых поверхностей колец подшипников, а также валов и корпусов предъявляют повышенные требования. Например, у колец подшипников классов точности 4 и 2 диаметром до 250 мм параметр шероховатости Ra должен быть в пределах 0,63—0,32 мкм. Особое значение имеет шероховатость поверхности дорожек и тел качения: уменьшение параметра шероховатости Ra от 0,32—0,16 мкм до 0,16—0,08 мкм повышает ресурс подшипников более чем в два раза, а дальнейшее уменьшение параметра шероховатости Ra до 0,08 - 0,04 мкм — еще на 40 %.

Таблица 2

Шероховатость посадочных поверхностей под подшипники

на валах и в корпусах из стали [ 1 ]

  Посадочные поверхности Классы точности подшипников по ГОСТ 520-2002 Параметр шероховатости, мкм, не более, для номинальных диаметров подшипников
до 80 мм св. 80 до 500 мм св. 500 до 2500 мм
Ra Rz
Валов 0- нормальный 6 и 5 1,25 0,63 0,32 0,16   2,50 1,25 0,63 0,32   (5,0) 2,5 – – 20,0   – –
Отверстий корпусов 0 - нормальный 6, 5 и 4 1,25 0,63 0,32   2,50 1,25 0,63   (5,0) 2,5 – 20,0 – –

10. Стандарт регламентирует методы контроля отдельных колец и подшипников в сборе.

11. Регламентируются правила приемки готовых подшипников. Объемы выборок, виды контроля и приемочный уровень дефектности AQL должны соответствовать нормативному документу на статистический контроль подшипников, утвержденному в установленном порядке Правила отбора на выборку при контроле подшипников назначаются по ГОСТ 18321-73.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: