Раздел 2. Технологии разработки международных социокультурных программ на примере разработки социально-ориентированных проектов




Социально-ориентированные проекты предполагает оптимизацию социальных и социально-психологических условий существования человека, группы. Целевой ориентацией проекта может выступать: содействие разрешению, минимизации или профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной самореализации личности.

Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем группам:

— оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурных технологий, например, овладение новой профессией, новыми средствами коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности и т.д.);

— изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;

— оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.

Социально-ориентированные проекты имеют различный характер: художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-психологическая адаптация; духовной реабилитация; профессиональная ориентация и реабилитация; физическая реабилитация.

Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта.

Предпочтение данному типу целевого проекта (и соответствующей логике разработки) отдается в том случае, если определен носитель социально-культурных проблем — вполне конкретная социальная группа, и при характеристике данной аудитории преобладает личностная проблематика.

1 раздел — название проекта.

2 разделаудитория. В этом разделе дается характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той категории или социальной группы, которой адресована программа. В технологии разработки проектов данного типа весьма существенным является четкое определение аудитории проекта и ее соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем абстрактную «аудиторию», а изначально знаем типичные проблемы, потребности и интересы устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей, умеем использовать эту информацию при разработке и реализации социально-культурных программ.

В этой связи возникают две взаимосвязанные задачи:

Во-первых, поиск критериев классификации и дифференциации социальных групп и общностей, которые позволили бы представить социальное «поле» проектирования как определенное и устойчивое множество групп и общностей (т.е. тех групп, в которые включен человек в силу ряда жизненных обстоятельств и социальных ролей).

Во-вторых, определение для каждой социальной группы круга типичных жизненных проблем, которые отличают ее от других групп, т.е. выступают в качестве дифференцирующего признака.

Критериями классификации в данном случае могут выступать различные социально-демографические и социально-культурные признаки, в частности, такие как:

Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.

Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.

Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения и др.

Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения, группы, клубы по интересам).

Дополнительными критериями характеристики аудитории проекта могут служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности и т.д.

3 раздел — сфера проектирования характеристика группы социально-культурных проблем и определение на этой основе приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. Здесь необходимо учитывать, что одна и та же группа личностных проблем может разрешаться с помощью различных по форме и содержанию видов социально-культурной деятельности — последние определяются по критерию значимости социально-культурной проблематики (значимости с позиции проектировщика, субъекта социальной педагогики, культурной политики и т.д.), носителем которой является аудитория проекта.

4 раздел — цели и задачи проекта, которые формулируются на основе анализа личностных и социально-культурных проблем.

Например, проект, адресованный семье и объединяющий родителей, испытывающих потребность в новых методах творческого развития личности ребенка, может быть направлен на повышение их педагогической культуры, кооперацию воспитательные усилий и возможностей семьи, создание условий для обмена педагогическим опытом, организацию воспитывающей и развивающей социокультурной среды.

Задачами проектов, аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в социальной адаптации, могут быть: содействие социально-психологической адаптации человека; помощь в решении социально-психологических проблем, обретении социального статуса и чувства личностной значимости; укрепление социальных и межличностных связей, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам района, города; социальная реабилитация инвалидов средствами искусства (за счет использования терапевтических возможностей различных видов и жанров искусства); создание условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуга; изменение отношений учреждений и властей к проблеме инвалидов; формирование оптимального общественного климата, создающего атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия; содействие средствами искусства процессу социальной реабилитации детей и подростков, имеющих личностные проблемы; обучение детей и взрослых навыкам социальной работы, искусству помогать людям.

Мы видим, что большинство задач проектов, адресованных группам населения, нуждающимся в социально-психологической адаптации, соответствует наиболее актуальным проблемам двух областей социокультурного проектирования:социально-психологической и духовно-нравственной.

5 раздел — форма реализации проекта. Как и в первом типе, формой реализации проекта может быть, во-первых, та или иная форма самодеятельной общности (общественное объединение, фонд, клуб, ассоциация и т.д.). Но есть и специфические формы реализации, которые могут быть обусловлены спецификой аудитории и характером решаемых задач.

6 раздел — содержание деятельности. Его можно оформить по следующей схеме:

1. Направления деятельности

2. Содержание

3. деятельности

4. База

5. реализации

6. Исполнители и соисполнители

7. Сроки

8. реализации

Конкретизируя содержательную часть проекта, следует помнить, что она определяется, преимущественно, характером социально-психологических проблем (в отличие от проектов первого типа, где определяющим является социально-культурная проблематика).

7 раздел — бюджет проекта.

8 раздел — источники финансирования.

Несмотря на выраженную специфику социально-педагогического и оргпроектирвования, можно отметить единый алгоритм формирования соответствующих проектов:

· дается характеристика проблем (социально-культурных, отраслевых или личностных, носителем которых является определенная общность, группа или категории населения, локализованная на предприятии, по месту учебы, жительства, в культурно-досуговом учреждении;

· формулируются цели и основные задачи проекта;

· определяются приоритетные направления и виды социально-культурной деятельности;

· разрабатываются конкретные мероприятия (с учетом имеющихся ресурсов, педагогически целесообразного соотношения информационно-просветительных и творческих видов деятельности);

· определяется база реализации проекта, его исполнители;

· производится оценка затрат и просчитываются возможные источники финансирования проекта.

Таким образом, можем отметить, что разработка социокультурного проекта сложный, многоэтапный процесс, включающий в себя различные виды деятельно и направления.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Задачи-средства социально-ориентированных проектов.

2. Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта.

Основная литература

1. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с.

2. Фундаментальные основания государственной культурной политики России. Историко-философский аспект. – Санкт-Петербург: ИД Петрополис, 2017. – 224 с.

 

Дополнительная литература

1. Александров, А.А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия / А.А. Александров. – Москва: Проспект, 2011. – 176 с.

2. Беляева, Е. Е. Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза [Электронный ресурс] / Е. Е. Беляева. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Прометей, 2012. – 98 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211605. – Загл. с экрана

3. Боголюбова, Н.М. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран: учеб. пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербург.ун-та, 2008. – 315 с.

4. Боголюбова, Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учеб. пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – Санкт-Петербург: СПбКО, 2009. – 416 с.

5. Востряков, Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели / Л.Е. Востряков. – Санкт-Петербург: Изд-во СЗИ РАНХиГС, 2011. – 167 с.

6. Востряков, Л.Е. Культурное сотрудничество в Баренцевом регионе и укрепление доверия между партнерами / Л.Е. Востряков, А.С. Тургаев // Вестник СПбГУКИ. – 2017. – №3. – С. 6–11.

7. Генова Н.М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона [Электронный ресурс] / Н. М. Генова. – Электрон. текстовые дан. - Омск: Омский государственный университет, 2011. – 288 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237289. – Загл. с экрана

8. Костина, А.В. Культурная политика современной России. Соотношение этнического и национального / А.В. Костина, Т.М. Гудима. – 3-е изд., доп. – Москва: URSS, 2016. – 256 с.

12. Культурное пространство России: генезис и трансформации / под общ.ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. А.Е. Хренов. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГИК, 2017. – 339 с.

13. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сб. материалов / Рос.нац. б-ка; сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – Москва: Либерея, 2002. – 237 с.

14. Филимонов, Г.Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США: истоки и новая реальность / Г.Ю. Филимонов. – Москва: Изд-во РУДН, 2012. – 405 с.

12. Шумович, А.В. Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management / А.В. Шумович – Москва: Манн, Иванов и Фербер. – 2011. – 336 с.

 

Литература, рекомендованная к ознакомлению

 

1. Ивлиев, Г.П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: статьи и выступления / Г.П. Ивлиев. – Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. – 207 с.

2. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика / Федер. агенство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии, СПб отд-ние; ред. Д.Л. Спивак. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2008. – 423 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: