Программно-стратегическое прогнозирование развития массовых открытых он-лайн курсов для педагогов и родителей




Продуктивное развитие массовых открытыхон-лайн курсов для педагогов и родителей невозможно без программы действий включенных в процесс МООК коллективных субъектов. Более того такая программа необходима для каждого этапа реализации МООК.Правильно выстроенная программа, по Дж.Б. Куинну, позволяет использовать ресурсы эффективным и единственно верным образом на основе внутренних компетентности заинтересованных субъектов, включая педагогов, родителей, детей, других социальных партнеров. Такие программы могут строиться в рамках стратегического планирования таким образом, что формируется общее, стратегическое понимание того, как использовать их на практике.

В деятельности МООК оказываются эффективным программы, в которых прописаны:

1) реалистичный прогноз развития МООК в котором оценена возможная динамика роста/убывания числа субъектов включенных в он-лайн курсы, механизмы сохранения контингента обучающихся и педагогов, перспектива потребностей региона в такого родасоциально-значимой и образовательной деятельности и возможности удовлетворения этих потребностей.

2) новые формы и методы взаимодействия коллективных субъектов реализуемые в рамках МООК.

3) пути укрупнения и при необходимости усиления структурных подразделений образовательной организации на базе которой осуществляются МООК; механизмы диверсификации, способы исключения дублирования учебных планов;

4) государственные и рыночные механизмы стимулирования МООК;

5) адаптационные возможности основанные на применении передового зарубежного и отечественного опыта функционирования и развития МООК;

6) модели ориентированные на формирование у субъектов МООК ценностей такого образовательно-воспитательного взаимодействия, поиск решений, которые обеспечивали бы его преимущества по сравнению с другими формами он-лайн образования и воспитания.

7) способы продвижения программ он-лайн курсов на рынке образовательных услуг и как это сделать наилучшим образом с помощью PR-мероприятий;

8) условия при которых возможно не только сохра нить, но приумножить потенциала МООК даже в случае неблагоприятных факторов их функционирования;

9) средства позволяющие расширить спектр предлагаемых образовательных услуг, освоения новых направлений в деятельности он-лайн курсов;

10) особенности исполь зования ресурсов МООК, включая материальные и финансовые с целью достижения нового качества образовательной и воспитательной деятельности осуществляемой в их рамках;

11) организацию такой к онкурентно-обеспечивающей среды, которая может быть реализована посредством фор мирования партнёрских отношений со всеми потенциальными субъектами МООК, в том числе и конкурентов с аналогичными он-лайн услугами;

12) акценты, фокусирующие и интегрирующие инте ресы коллективных субъектов МООК и потенциальных потребителей он-лайн образовательных услуг;

13) сценарии развития массовых открытых он-лайн курсов для педагогов и родителей в зависимости от множества непрерывно меняющихся внешних социальных и внутренних организационных и личностных факторов.

Данные позиции в совокупности дают определенное представление об операциональной стороне использования массовых открытых он-лайн курсов для педагогов и родителей в условиях образовательной практики современного он-лайн обучения и воспитания. Это расширяет понимание так называемого «проблемного поля» массовых открытых он-лайн курсов и то, какую его часть «закрывает» научно-обоснованное использование программно-стратегическое прогнозирование развития МООК.

6. Проблемы и риски реализации массовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей

 

Важнейшей проблемой, которая встает в процессе реализации массовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей является создание новой и совершенствование имеющейся нормативно-правовой базы, гарантирующей получение каждым из субъектов МООК качественных образовательных и воспитательных результатов.

В ходе осуществления массовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей имеет место проблема, связанная с отсутствием у одного из коллективных субъектов устойчивой мотивации к обучению, получению компетенций направленных на воспитание детей или хотя бы к адекватному восприятию обсуждаемых вопросов. В этом случае значимым мотивом для отдельных субъектов может стать получение документа в виде сертификата как подтверждения полученного им (ими) образовательного уровня или фиксирующего участие данного субъекта в МООК и его вклада в их продуктивную реализацию.

Часто встречающейся является проблема, связанная с подбором образовательных программ, реализуемых в рамках МООК, особенно когда включенные в них вопросы неинтересны для собеседников или имеют устаревшее содержание и не несут в себе ничего нового и полезного с точки зрения целевых установом МООК.

Неинформированность или слабая информированность родителей и других участников МООК становится еще одним препятствием на пути их эффективной реализации. Родители, дети, другие социальные партнеры, а часто и сами педагоги не в полном объеме владеют информацией об образовательных организациях, предлагающих программы массовых открытых онлайн курсов, уровнем влияния возможного влияния реализуемых программ на целевую аудиторию, и о многообразии самих программ.

Можно говорить и о существующих рисках, возникающих в связи с объективными тенденциями, которые наблюдаются в мире профессий, связаных с глобализацией, социальными процессами в обществе, антропологическими изменениями, миром «Детства», что оказывает непосредственное влияние на субъектов коллективного взаимодействия при реализации массовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей.

Действительно, происходящие изменения в мире профессий, предъявляют жесткие требования к содержанию профессиональной деятельности современного учителя. На примере МООК, где учитель выступает в роли субъекта это проявляется довольно заметно в виде необходимости постоянного обновления функций он-лайн взаимодействия с родителями и детьми, быстрого реагирования на изменения содержания взаимодействия; необходимости постоянного обновления образовательно-воспитательной он-лайн среды.

Интеграционные процессы; социальная мобильность; всемирные сети; информационно-коммуникативные процессы; быстро меняющиеся взгляды детей, все это определяет характер взаимодействия человека в различных сферах, включая и он-лайн среду.

Социально-демографические процессы, негативные проявления характера социального взаимодействия, например социальная инертность, нигилизм как взрослого так и ребенка вызывают риск формального отношения к взаимодействию в рамках виртуальной образовательной среды, и, в лучшем случае, не имеют негативного воспитательного влияния на детей, в худшем случае вызывает нигилистические настроения у ребенка, а зачастую и у взрослого, ставя под сомнение необходимость воспитания каких- либо ценностных ориентаций личности, требований к соблюдению норм нравственности, культурных традиций.

Имеют место риски связанные с антропологическими тенденциями, когда: новые парадигмы образования, иной подход к системе образовательных ценностей, понимания роли человека в мире; многовариантность построения образовательных систем и их оценка вызывают сомнения в их целесообразности, отрицание их позитивной воспитательной роли, особенно когда это происходит дистанционно, в виртуальном пространстве, где нет «живого» участия того «кому привык доверять».

Сегодня трудно понять, что существует на самом деле, как устроен наш мир, каким закономерностям он подчиняется, а виртуальный мир тем более. Эта искусственно созданная социальная реальность по-разному истолковывается в связи с быстро меняющимися образовательными парадигмами зачастую противоположными (В.М. Розин).

В этом аспекте ясно просматриваются направления развития он-лайн образования. Прежде всего, педагогические новации, обновление образовательно-воспитывающей виртуальной среды, где определенно позитивное место должны занимать массовые открытые он-лайн курсы для педагогов и родителей, призванные целостно развивать личностные качества всех без исключения взаимодействующих субъектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: