Социальные вызовы и проблемы, влияющие на эффективность и вызывающие необходимость организации массовых открытых он-лайн курсов для педагогов и родителей




Концепция массовых открытых он-лайн курсов для педагогов и родителей (уровень начального общего образования детей)

Аннотация

Представлена система взглядов на организацию массовых открытых он-лайн курсов для педагогов и родителей детей младшего школьного возраста; охарактеризован широкий круг социальных вызовов и проблем, влияющие на эффективность реализации массовых открытых он-лайн курсов. Раскрыты и обоснованы принципы организации массовых открытых он-лайн курсов, требования к разработке их методического и информационно-технологического обеспечения. Раскрыты механизмы программно-стратегического прогнозирования процесса развития массовых открытых он-лайн курсов. Обозначены ключевые проблемы и возможные риски при реализации массовых открытых он-лайн курсов для педагогов и родителей. Сформулированы ожидаемые результаты от внедрения концепции массовых открытых он-лайн курсов в современную образовательную практику.

Ключевые слова: он-лайн обучение, массовые открытые он-лайн курсы (МООК), принципы организации МООК, методическое и информационно-технологическое обеспечение МООК, результаты от внедрения МООК.

 

The concept of mass open on-line courses for teachers and parents

(level of primary general education of children)

Afanasyev Vladimir Vasilyevich, professor, doctor of pedagogical sciences, professor of pedagogy department of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education of Moscow City Pedagogical University.

Moscow, Russia. Tel. +7 (903) 574-31-30. E-mail: vvafv@yandex.ru.

Lvova Anna Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, deputy director for educational policy of the Institute of Education Pedagogy and Education Psychology of Moscow City Pedagogical University.

Moscow, Russia. Tel. +7 (910) 400-08-69. E-mail: anna-lvova@yandex.ru

Lyubchenko Olga Andreevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, deputy director for resource support of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education of the Moscow City Pedagogical University.

Moscow, Russia. Tel. +7 (916) 694-18-10. E-mail: olubchenko@mail.ru

Abstract

The presents a system of views on the organization of mass open on-line courses for teachers and parents of children of primary school age; characterized by a wide range of social challenges and problems affecting the effectiveness of the implementation of mass open online courses. The principles of organization of mass open on-line courses, requirements to the development of their methodical and information-technological support are revealed and grounded. The mechanisms of program and strategic forecasting of the development of mass open on-line courses are disclosed. Key problems and possible risks in the implementation of mass open on-line courses for teachers and parents are identified. Expected results from introduction of the concept of mass open on-line courses in modern educational practice are formulated.

Keywords: on-line training, mass open online courses (MOOC), principles of organization of MOOC, methodological and information technology support of MOOC, results from the implementation of MOOC.

 

Общие положения, определения и понятия

 

Концепция отражает основные принципы организациимассовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей детей младшего школьного возраста, реализация которых служит с одной стороны повышению профессиональных компетенций педагогов и воспитательного потенциала родителей детей начального школьного возраста, совершенствованию их деловых и личностных качеств, способствует продуктивному выполнению общественно-значимых функций названных субъектов, с другой стороны применение открытых онлайн курсов для педагогов и родителей - это осуществление функции трансляции накопленного культурного наследия не только детям начального школьного возраста, но любому человеку, вне зависимости от того где он находится, каков его возраст, состояние здоровья. Это реализует гуманистическую направленность деятельности МООК.

Существует и третья сторона, которая гласит, что качественная организация массовых открытых онлайн курсов может стать неотъемлемой частью реализации общемировой концепции непрерывного образования, воплощаемой в жизнь ЮНЕСКО, и, являющейся основой устойчивого развития любого общества.

Решение вышеизложенных стратегических задач, превращает массовые открытые онлайн курсы в мощный воспитательный, социализирующий и, следовательно, развивающий ресурс, который эффективно реализуется установкой контактов заинтересованных коллективных субъектов посредством их общения и виртуального диалога, пониманием взаимной полезности и осмысления идеалов, норм и целей данных субъектов, в конечном счете, продуктивных для функционирования и развития системы российского образования.

В Концепции дан анализ механизмов организацииМООК для педагогов и родителей; раскрыты их цели и содержание; научно-методическое и информационно-технологическое обеспечение данного процесса в условиях современного рынка образовательных услуг. Подробно сформулированы возможные риски реализации МООК и влияние на них организационно-экономических условий и духовно-нравственной сферы общественных отношений, описаны технологии реализации и ожидаемые образовательные результаты от внедрения МООК.

Организация массовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей применительно к уровню начального общего образования детей – это социально и образовательно-значимая деятельность, отражающая совокупность равноправных взаимоотношений коллективных субъектов, направленная на разрешение проблем и целесообразное выполнение социально-образовательной миссии системы начального общего образования, путем ее приобщения к ресурсам, возможностям социальных институтов, социально-образовательной деятельности, социальных отношений, составляющих культурно-профессиональную и воспитывающую среду современной школы и общества в целом.

Процесс организации массовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей (уровень начального общего образования детей) представлен как форма социально-значимой и образовательной деятельности, а, следовательно, рассматривается как стратегический ресурс развития начаьного общего образования и одновременно как социально-развивающая среда взаимодействия каждого и всех субъектов коллективного взаимодействия.

Содержание процесса организации массовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей (уровень начального общего образования детей) включает в себя формирование стратегии развития коллективных субъектов включенных в данный процесс, общую структуру и этапы процесса организации МООК в начальной школе, технологии реализации, образовательный результат, учебно-методическое и информационно-технологическое и материально-техническое обеспечение МООК в рамках различных предметных областей.

В качестве коллективных субъектов могут выступать государственные институты, образовательные, коммерческие и некомерческие организации, различные социальные и профессиональные группы граждан, включая родителей обучающихся, при условии свободного выражения своих интересов и возможности поиска и нахождения цивилизованных путей и способов удовлетворения своих социально-профессиональных, воспитательных и дидактических потребностей.

Взаимодействие потенциальных субъектов партнерских отношений в основном осуществляется на мезо-уровне, когда в процесс включены образовательные организации, органы государственной власти и микро-уровне – когда в отношениях находятся педагогические работники, родители и контингент обучающихся. Сущность МООК для педагогов и родителей чьи дети обучаются на уровне начального образования заключается в равноправном взаимодействии заинтересованных субъектов, направленном на решение оперативных и стратегических социальных и образовательных задач, стоящих перед системой НОО. Концептуальная модель массовых открытых онлайн курсов для педагогов и родителей включает объектные, субъектные, процессуальные, коммуникативные, содержательные и функционально-значимые компоненты, интегрирующиеся в четыре относительно инвариантных пространства: социально–воспитательное, ценностно-коммуникативное, образовательно-технологическое, профессионально-практическое.

Социальные вызовы и проблемы, влияющие на эффективность и вызывающие необходимость организации массовых открытых он-лайн курсов для педагогов и родителей

МООК - это новый формат взаимодействия коллективных субъектов, в рамках которого реализуется новый уровень личностной и профессиональной рефлексии. В современных реалиях необходимо научиться отвечать на вызовы времени, игнорировать которые стало уже невозможным. Основополагающие идеи ФГОС, требования к личностным результатам, выраженным, например, в Портрете выпускника 2020, находятся в тренде запросов большинства населения современной России, включая и родителей обучающихся.

Глобальным вызовом современному образованию является состоявшийся факт открытого образовательного пространства. Образовательные функции и образцы взрослости сегодня, кроме школы и семьи, демонстрируют различные субъекты: медиасфера, Интернет, институты организации досуга, бизнес- сообщества, общественные движения, религиозные организации. Школа как институт формального образования «утратила монополию на образование и социализацию детей»… школа «не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания» В этой ситуации МООК может взять на себя социально-образовательную функцию обновления, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности педагогов, семей и ребенка.

Важнейшие культурные механизмы взросления оказались вытесненными из профессионального поля педагогической практики, и по большому счету отданы семейному воспитанию. Но семья не может сегодня полностью передать оптимальную модель взрослости, поскольку привычные механизмы семейного воспитания также вытесняются иными формами взаимодействия. Все они несут на себе отпечаток разрушительных процессов глобализации. Совместная деятельность коллективных субъектов в рамках МООК имеет потенциал замедлить процессы разрушения субкультуры детской жизни.

Современный социум требует от взрослого человека иного уровня личностной, информационной и технологической компетентности. Сегодня показателями взрослости становятся личностная мобильность, коммуникативная восприимчивость, толерантность к «иному», креативность, дивергентность и критичность мышления, индивидуальная ответственность, опыт применения и трансформации знаний. Современная школа и «составляющие современного школьного знания практически не учитывают особенности новой технологической среды, прежде всего Интернета. Учителя отстают от детей в освоении информационных технологий. Это создает новые риски для социализации детей и подростков, делает школьное знание малоинтересным, а методы обучения — неэффективными» (Стратегия 2020).

Неприятной реальностью является потеря взрослыми общественного контроля за миром детства, причастности к делу воспитания. Привычные механизмы социализации и воспитания детей сегодня мало продуктивны. Взрослые «до сих пор не смогли насытить детское сообщество позитивными установками, не смогли вооружить растущих людей умениями выбора, не смогли предложить детям адекватные их потребностям формы конструктивной деятельности»[1].

Глобальным вызовом образованию является помощь в поиске и выработке эффективных стратегий учения, взаимодействия, саморазвития. Важно освоить такие методы, которые будут соответствовать реальным запросам учеников, разных и по возрасту, и по здоровью, и по интересам. Фактически речь идет о новом ученике: его общественный статус определяется смысловыми основаниями взросления.

Вызовы времени, внешние и внутренние факторы были тщательно проанализированы и учтены разработчиками стандартов, отражены в документах ФГОС, в обновленных версиях основных образовательных программ. Однако следует признать, что они непрерывным образом и довольно быстро меняются и трансформируются.

Что, в этой связи может предложить МООК? Например, обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, способствовать ответу на вызовы меняющейся социально-культурной, и технологической среды. Способствовать трансформации в сознании педагогов и родителей категории «образование как сфера услуг» в категорию «образование как пространство взросления», решению задачи интеграции при освоении технологий метапредметного проектирования, форм взаимодействия основного и неформального образования для достижения целей личностного развития и социализации субъектов взаимодействия. Формировать новые задачи «кооперации» в открытом образовательном пространстве: переформатирование субъектов коллективного взаимодействия вузов, школы и других субъектов воспитания и социализации: семьи, общественных движений, медиасферы, Интернета.

В рамках реализации МООК решается еще одна востребованная задача – формирование условий для получения детьми опыта сотрудничества, коллективности в процессе общения. Механизмами передачи образовательных, воспитательных, социальных традиций в данных условиях являются: разновозрастное общение; иерархическая структура коммуникации, организованная на ценностно-смысловой основе; ритмическая организация времени жизни виртуальных сообществ и т.п.

Трудность этой решения задачи состоит в том, что ценности традиций не могут быть переведены непосредственно в дидактические единицы, которые конструируются по законам «школы знания». Они осваиваются в совместной деятельности и общении, организованных на основе смыслов и ценностей традиции. Таким образом, речь идет о формировании коллективного сообщества социальных партнеров, исповедующих ценности сотрудничества в сообществе детей и взрослых, способных поддерживать пространство полилога, без чего невозможно развитие ребенка, воспитательного потенциала родителей, профессионализма педагогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: