Глава 2. Китайская экономическая реформа




В 1949 г. к власти в стране пришли коммунисты и попытались улучшить жизнь простого народа. Промышленные предприятия перешли в собственность государства, и в 50-60-х годах в Китае интенсивно развивалась тяжелая индустрия. Крестьяне были объединены в сообщества, которые назывались коммунами, и возделывали общие земельные угодья. За первые 25 послевоенных лет экономический рост страны превзошел рост за всю предшествующую эпоху - с 1820 по 1949 г.

Нужно сказать, что в целом успешное социалистическое строительство сопровождалось массой глупостей, привнесенных рвавшимся к мировому господству и мировой революции китайским руководством во главе с "великим кормчим", вождем китайской революции Мао Дзэ Дуном. Были всенародное разучивание цитат председателя Мао на все случаи жизни, мини-домны для выплавки стали в каждом крестьянском дворе в период "большого скачка" в коммунизм, ничем не оправданный разрыв с СССР, ужас и мракобесие "великой культурной революции", в ходе которой Мао попытался, опираясь на молодых студентов-недоучек хунвэйбинов, избавиться от старых партийцев, интеллигенции, а заодно от своего главного конкурента в сфере идеологии - Конфуция. Не вышло. Традиции великой китайской цивилизации оказались сильнее.

В 1976 г. под аккомпанемент грандиозных стихийных бедствий - ужаснoгo землетрясения на юге страны, унесшего 200 тыс. жизней, и невиданного наводнения на севере - почти одновременно скончались премьер-министр Чжоу Энь Лань и глава государства Мао Дзэ Дун. Началось новое время. После недолгой, но чрезвычайно яростной борьбы со вдовой Мао - Цзян Цинь к власти пришел Дэн Сяо Пин.

Он разработал основные принципы "китайского пути к социализму", под знаком которых по сей день проходят китайские реформы. Вот наиболее важные из них:

1) ориентация на национальные традиции и особенности Китая при строительстве социализма;

2) борьба с догматизмом: практика - критерий истины;

3) первоочередное внимание к развитию науки и техники;

4) ориентация на длительный характер реформ;

5) использование рыночной экономики при общих социалистических принципах управления;

6) создание специальных экономических зон как средства привлечения иностранного капитала и передовых технологий;

7) принцип политической открытости для внешнего мира.

Свои реформы Дэн начал с села, где до сих пор проживают более 70% китайцев. Важно, что каждая реформа была сначала апробирована в одной из провинций, и лишь затем распространялась по всей стране. Аграрная реформа заключалась в передаче земли в аренду крестьянам. После того как в экспериментальной провинции она дала повышение урожайности на 10%, аренда стала распространяться по всему Китаю. В результате уже к 1981 г. 98% сельскохозяйственных земель обрабатывалось крестьянскими семьями. Было введено свободное ценообразование на некоторых продуктовых рынках. Крестьяне богатели, и рос спрос на промышленную продукцию.

Аграрная реформа была в целом успешной. Если до реформы сборы зерна росли на 2,1% в год, то после реформы - на 4,9%, т. е. темпы роста выросли более чем вдвое. Причем на 75% прирост производства объясняется институциональными инновациями (самой реформой) и только на 25% - Технологическими. В 1985 г. Китай впервые за 25 лет стал экспортировать зерно. Успех в сельском хозяйстве заложил основу для дальнейших преобразований. К1992 г практически все промышленные предприятия были переведены на хозрасчет. В начале 80-х годов были конституционно легализованы частные промышленные предприятия с численностью рабочих до 100 чел. Всего за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тыс. до 5,8 млн.

В 1992 г. начался новый этап реформ. По постановлению Госсовета КНР ценообразование, ассортимент, инвестиции, кадры и даже внешняя торговля переданы самим предприятиям. Многие из них акционировались, но контрольный пакет в большинстве случаев остается за государством. Начал развиваться фондовый рынок. За годы реформ ВВП Китая вырос приблизительно в 2,5 раза. За 1992-1995 гг. удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 18,9%. Однако удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился за годы реформ на 40%. (Кстати, в России он вырос на 90%). Либерализация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин 17,7% объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1999 г. Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1999 гг. (8,3%) были весьма умеренными. (В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.) Объем китайского экспорта за последние 20 лет вырос в 10 раз, импорта - в 8,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 4 млрд. долл. в 1980 г. до примерно 42 млрд. долл. в 2000 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.

Валютные резервы КНР

Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1999 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 17,3%-Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным. В 1998 и 1999 г. имело место небольшая дефляция.

Инфляция в КНР

Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 г до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.

Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов - с 30,4 % ВВП в 1979 г до 10,3% ВВП в 2000 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов - с 31,3% ВВП в 1979 г до 11,5% ВВП. Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов -- с 36,4% ВВП в 1979 г до 13,1% ВВП. Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение. Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства с 20,7% ВВП в 1979 г до 3,8% ВВП. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но тем не менее также весьма впечатляющих размерах - с 15,7 до 8,3% ВВП в 2000 г. Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является последовательный, в целом довольно либеральный характер проводившейся экономической политики.

Китайские реформы обеспечили не только феноменальные экономические результаты, но и способствовали существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Например, средняя продолжительность жизни увеличилась с 35 лет (составляла в начальный период после образования государства) до 70,8 лет. Реформы во многом подтолкнули производственную активность крестьян и рабочих, освободили и развили социально-производственные силы, способствовали быстрому росту материальных благ в Китае, обновлению производственного оборудования и повышению производственных технологий. Быстро растет жизненный уровень населения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: