Предостережение против гностиков.




 

Из заключения послания, где Апостол Пётр ссылается на Павла, на его премудрость и на послания, вытекает, что при составлении его автор имел туже цель, что и в первом случае – подтвердить учение уже умершего Святого Апостола Павла.

 

Но у Апостола Петра была очередная забота: предостеречь христиан против гностических лжеучений и той нравственной опасности, которая с ними связана.

 

Второе Соборное послание Св. Апостола Петра параллельно с посланием Иуды, в учении о лжеучителях, которые пытаются соблазнять неустоявшихся христиан своим учением о познании Бога, их поведение соблазнительно, они будут наказаны. Характер лжеучений одинаков. Некоторые места обоих посланий повторяются почти дословно. Есть мнение, что Второе послание предшествовало написанию послания Иуды, и Апостол Иуда пользовался Вторым посланием Апостола Петра. В пользу этого говорит тот факт, что Апостол Пётр пишет о лжеучителях в будущем времени, а Апостол Иуда уже в настоящем. Различия между посланиями в том, что в послании Апостола Иуды есть ссылки на апокрифические тексты: «Вознесение Моисея» (спор арх. Михаила с дьяволом о теле Моисея) и «Книгу Еноха» (о судьбах Ангелов).


Вопрос №35.

Общий обзор содержания

Второго Соборного послания Святого Апостола Петра.

Обличение лжеучителей (2 глава) и эсхатология (3 глава).

Ответ

 

Цель этого послания – двоякая.

 

Акцент на необходимости познания Бога, Апостол полемизирует со лжеучителями, которые неверно учат о целях христианской жизни. Первая цель – полемика с лжеучителями, знакомая по посланиям Апостола Павла, об этом нет ни единого слова в Первом послании. Вторая цель, которая заключена в III ей главе – подтверждение посланий, включение их в число писаний. В 1:14 автор говорит о своей скорой кончине.

 

Послание состоит из 3 ёх глав, три главы имеют три отдела.

 

Первая глава говорит о цели христианской жизни, подтверждается истинность такого учения, во второй главе мы видим полемику с лжеучителями, третья глава пророческая, в ней речь идёт о будущем страшном Суде и о Павловых писаниях.

 

В 1:5-7 Апостол Пётр выстраивает «лествицу христианских добродетелей», указывая тем самым путь деятельного восхождения к духовному совершенству. Апостол начинает этот путь с веры, т.к. она есть основание и опора добра. Следом за верой следует добродетель, т.е. дела, что и подтверждает Апостол Иаков: «вера без дел мертва есть» (2:26). Говоря о следующей ступени –рассудительности, как истинном знании сокровенных тайн Божиих, Апостол Пётр как бы противопоставляет её «лжеименному знанию» – гносису. Далее следует воздержание. Воздержание с течением времени рождает терпение, от терпения – благочестие, как основание для высших христианских добродетелей – братолюбия и любви. «Пребывающий в любви, в Боге пребывает» (1 Ин. 4:16), значит конечной целью духовного восхождения является обожение (1:4), которое в полной мере будет достигнуто в эсхатологической перспективе (1:11).

 

Глава 2 ая есть предостережение против лжеучителей (параллельно с посланием Иуды). Сопоставляя их с лжепророками в прошлом, Апостол Пётр говорит о них, большей частью, в формах будущего времени. После общей их характеристики в 2:1-3, он ссылается на примеры древних, заимствуемые им из Ветхого Завета, и доказывает неизбежность их наказания (2:3-22). Как и в послании к Евреям, положение познавших Христа и снова пленённых миром с его сквернами, считается особенно прискорбным (2:20-22).

 

 

В Ветхом Завете Апостол Пётр останавливается на грехе ангелов (2:4 «Бог ангелов, согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания»: или плотское смешение по Бытие 6:1, или уклонение от возложенного на них служения), на грехе допотопного мира (2:5) и на грехе Содома и Гоморры (2:6), которому противополагается праведность Лота и его избавление, поучительное для современников Апостола Петра, как поучительно для них и наказание грешников.

 

Свою эсхатологию Апостол Пётр разворачивает для того, чтобы опровергнуть мысль лжеучителей, которые говорят, будучи наглыми ругателями, поступающими по собственным похотям: «где обетование пришествия?, спрашивают они, ибо с тех пор, как стали умирать отцы, все от начала творения остается так же» (2 Пет. 3:4). В самом деле, ничто не меняется и лжеучителя начинают придумывать, что Второе Пришествие уже было, что Бог медлит со Вторым Пришествием.

 

Эсхатология.

 

Апостол Пётр возражает: Господь не медлит, но не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Долготерпит, чтобы пришли к познанию истины и спаслись. Но то, что проречено, будет. Это предупреждение.

 

Третья глава Второго послания носит пророческий характер – она повествует о последних судьбах мира. Апостол таким образом опровергает еретические учения «наглых ругателей», отрицавших Второе Пришествие и всеобщее Воскресение. В этой полемике Апостол Пётр развивает целое последовательное учение о последних временах. Допотопный мир, который был создан из воды и водою, в воде же закончил своё существование – был погублен водами Потопа по повелению Слова Божия. Так и в будущем, – говорит Апостол, – наступит мировая катастрофа – мир будет уничтожен огнём, всё тем же Словом Божиим. Этим «Огненным Потопом» и будет отмечен День Господень. «Таким образом, как во время Потопа последовало разрушение через воду, так и теперь предлежит разрушиться всему через огонь. Это учение об уничтожении мира огнём является оригинальным учением Апостола Петра и нигде больше в корпусе новозаветных посланий не встречается.

 

Далее Апостол Пётр переходит к вопросу о времени кончины мира. Апостол согласно сучением Самого Господа (Мк. 13:32) признаёт это время тайной Божия всеведения и домостроительства, а так же обращает внимание на три положения, вытекающие одно из другого:

 

§ Человеческое измерение времени не имеет значения в очах Божиих («Один день как тысяча лет…» Пс. 89:5).

§ Причина неисполнения определения Божия о конце мира заключается только в божественной любви к людям и долготерпении Господа.

§ Внезапность наступления Дня Господня.

 

 

Затем в утешение христианам Пётр говорит, что мир не будет совершенно уничтожен – будет новое время и новая земля, т.е. воссозданный, обновлённый, улучшенный мир. Отличительной особенностью нового мира будет вселение в нём «правды» – той совершенной гармонии правды Божией и правды человеческой.

 

В заключение вышесказанного Апостол Пётр убеждает христиан хранить себя неоскверненными и непорочными (2 Пет. 3:10-14), разумно использовать данное Господом время для своего духовного совершенствования (2 Пет. 3:15).


Вопрос №36.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: