Чтобы в полной мере принять введение названия айкидо и понять некоторые основания для этого, включая изменения в мыслях основателя, мы должны обратить внимание на создание Храма Айки в городе Ивама префектуры Ибараки, к северо-востоку от Токио. Это место, известное всем занрмающимся айкидо, оказалось особенно важным для новых начинаний, последовавших после Второй Мировой войны. Мысль о создании духовного центра айкидо появиласть у Основателя около 1935 г. Она зародилась из глубокого осознания необходимости поиска истин вселенной на основе будо. Для этой цели он хотел иметь специальное место. С созданием крепкого центра айкидо в Токио его желание распространения в мире истинного будо в чистом виде было выполнено, и он радовался достигнутым успехам. Но, в тоже время, он был неудовлетворен лишь этим и фактически, казалось, ему не нравилось то, что принесла слава - ограничение возможностей личной жизни и недостаток времени. Основатель проявлял полное безразличие к предметам обычных желаний человека - социальному положению, почестям и наградам, материальным благам и удобствам. Его единственной потребностью было развитие духа на основе изучения будо. Около 1935 г., использовав небольшие собственные сбережения, он начал работать в лесном районе в пригороде города Ивама. Фермерство было у него в крови, что показывает его деятельность по колонизации района Ширатаки на Хоккайдо, и он планировал обрабатывать замлю и очищать дух для духовного будо. Но его желание вернуться к обработке замли не могло быть легко исполнено, поскольку как известный мастер боевого искусства он постоянно получал приглашения в разные места, и его рабочее расприсание не оставляло ему времени для осуществления настоящего желания. Военное время, когда все формы боевых искусств пытальсь организовать в виде единой бюрократической системы, представило уникальную возможность. В условиях, сделавших невозможным продолжение нормального развития айкидо от него больше не требовалось направлять это развитие, а по мере сгущения туч войны уменьшалось число его учеников и число приглашений для представления айкидо. Несомненно, он чувствоал, что это идеальное время для принятия решения на будушее. Приказ присоединиться к Японской Ассоциацией боевых искусств как часть военной политики был последней каплей. После этого Основатель объявил об образовании айкидо, и затем принял решение о жизни в Иваме для развития своего собственного пути. Основатель был патриотом в истинном смысле, и верил в желание человека отдать жизнь за Родину. Он решил не выступать против национальной военной политики. В то же время, он был не согласен с решением соединить все формы будо под юрисдикцией правительства, для него это указание и любовь к Родине не имели ничего общего. Более того, новая организация требовала все больше ибольше бумажной работы и присутствия на заседаниях, а и то и другое противоречило его желанию продолжить поиск своего поимания будо. При полном отсутствии интереса он сказал: "Я не гожусь для бумажной работы. Для меня возможны только занятия по айкидо" И, сказав это, он послал одного из своих ближайших учеников, Хираи Минору, представлять айкидо на заседаниях. Я в то время еще был студентом Высшей школы Васеда, но он назначил меня главным инструктором школы в Токио и потребовал, чтобы его лучшие ученики, такие как Осава Кисабуро, сейчас главный инструктор, помогали мне. Затем он уехал из Токио в Иваму с моей матерью Хатсу. Это было сделано так, как Основатель делал все - не теряя времени при выполнении принятого решения. Город Ивама расположен надалко от Мито, центра науки и искусств эпохи Токугава. Тогда тот район был малонаселенным, встречалось лишь отдельные фермы и везде был густой лес: 90% территории было занято соснами, фруктовыми и другими деревьями. Основатель расчистил 20 тыс tsubo (6,62 га) территории и начал обрабатывать землю, воплощая в жизнь свою долгую мечту о соединении фермерства с боевым искусством. Посетители его маленького дома были потрясены его убогостью, но Основатель находился в самом высоком состоянии духа. Поселившись в Иваме, Основатель держал в уме три плана реализации своей идеи истинного будо. Первым было создание Храма Айки, который бы символизировал Путь ai-ki и дух айкидо. Вторым было создание школы на свежем воздухе, пронизанной природной ki, где было бы возможно обучение идеальному будо в форме take-musu. Третим была реализация его давней мечты о соединении фермерства с боевым искусством. Он хотел связать занятия будо (take), находящиеся в гармонии с защитной жизненной силой (musu) и работу фермера, за счет которой земля дает пищу, поддерживающую жизнь. Храм Айки был создан как место поклонения 43 богам, защищаюм айкидо и дающим ему созидательную силу. Он стал священным местом для всех занимающихся айкидо, решивших продолжать путь во благо всего сущего. Выбранные 43 божества, связанные с боевыми успехами и другими достижениями, прославлены в традиционном фольклоре Японии. Основатель свято верил, что его сила в будо исходит не от него самого, а от богов, защищающих его и поддерживающих его возможности. Это, безусловно, было заблуждением, но в то же время, что более важно, показывало его скромность и критическое отношение к себе: доверяя себя высшей силе он никогда бы не стал хвастаться своими достижениями. Эта скромность, результат его искренности и внимательного отношения к тренировкам, представляет собой то, что сердцем должны чувствовать все занимающиеся айкидо. Архитектура Храма Айки основана на принципах koto-dama. Расположение внутреннего дворика, основного зала, входных ворот и других частей знания соответствует принципам треугольника, круга и квадрата. Эти три фигуры символизируют дыхательное упражнение, изучаемое в системе koto-dama. Как говорил основатель: "Когда треугольник, круг и квадрат соединяются в одно целое, оно двигается, вращаясь с потоком ki, и рождает айкидо, основанное на suri-kiri". В том, что отражающий эту сложную философию Храм Айки мог быть построен в трудные годы после второй мировой войны большая заслуга плотника по имени Матсумото, жившего в городе Ивама, и непрерывной поддержки множества учеников. Завершение строительства основной части здания в 1943 г. вызвало слезы радости на глазах Основателя. Мечта его жизни исполнилась, и основа дальнейшего развития айкидо была заложена. Сейчас Храм - Мекка для всех занимающихся этим искусством. Наиболее крупное праздненство в Храме Айки проводится в ежегодно 29 апреля, собирая любителей айкидо не только из Токио, но и со свей страны и из-за границы. Это крупный фестиваль, представляющий все лучшее в айкидо. Я сам чувствую себя полностью очищистившимся, когда посещаю Храм Айки и участвую в показательных выступлениях. Создание школы на открытом воздухе, вторая часть планов Основателя, было осуществлено в одном из уголков его фермы. Но с увеличением числа студентов оказалось необходимым построить небольшое помещение на 30 tsubo. Оно было закончено в 1945 г., сразу после конца Второй Мировой войны. Эта школа несколько отошла от исходной цели соединения сельского хозяйства с боевым искусством, но принесла айкидо неожиданную пользу. В течените трех лет после войны Hombu Dojo в Вакаматсу-чо была вынуждена прекратить работу по ряду причин, включавших запрет на боевые искусства, наложенный объединенными оккупационными властями. Все функции центральной школы тогда были переданы в Иваму, поэтому в то время когда отношение к боевым искусствам в целом было резко отрицательным, айкидо удалось сохранить благодаря школе в Иваме. Сейчас она называется Ibaraki Dojo и посвящена памяти Основателя. Основатель долго вынашивал идею создания Айки-центра. То, что это удалось выполнить, причем с минимальными изменениями, в тяжелый период военных лет и послевоенного хаоса было почти фантастическим. Основное значение здесь имеет работа Основателя, который нашел возможность уйти от напряженной жизни в Токио и полностью посвятить себя реализации идеалов истинного будо. ПУть восстановления айкидо начался в феврале 1948 г. с официальным юридическим утверждением фелерации Aikikai. Еее первые показательные выступления состоялись в Токио в сентябре 1956 г. и в мае 1960 г. Максимум деятельности по послевоенному восстановлению соответствовал завершению строительства новой Hombu Dojo в январе 1969 г. Видя успехи, достигнутые айкидо, я не могу не свпомнить о решениях, принятых Основателем во время войны и сразу после нее. Если бы Учитель Уесиба, вместо отъезда в Иваму дал возможность другим боевым искусствам поглотить Kobukan Aiki-budo, история айкидо могла бы на этом закончится. Имена как Учителя Уесиба, так и айкидо и их небольшой, но важный вклад в будо в предвоенные годы, возможно, были бы отражены в книгах по истории, и со временем сохранились бы только как легенда из области боевых искусств. Репутация и успехи айкидо сегодня основаны на решении Основателя посвятить себя духовному поиску истины боевых исскуств на замле Ивамы. Учитель Уесиба показал на своем собственном примере, что достоинство айкидо измеряется не количеством последователей, но глубиной и интенсивностью личного поиска истины в процессе занятий и тренировки. Я верю что в этом основная ричина того, что айкидо стало таким, какое оно есть сегодня. В дзен говорят "Смотрите на свои следы", подразумевая то, что мы всегда должны видеть, стоим ли мы на твердой земле. Как занимающиеся айкидо мы должны всегда "смотреть на свои следы", даже если мы вместе двигаемся вперед стремясь к истине и высоким идеалам. Нет ничего более желанного, чем рост и распространение, но если наш взгляд будет прикован только к поверхности явлений и мы потеряем проникновение в суть Пути айкидо, тогда, так же как крутящийся волчок, теряющий равновесие и момент вращения, и затем падающий, наш Путь потеряет жизненность, разделится и распадется. Когда я думаю о годах, проведенных Основателем в Иваме, это снова напоминает мне о моей основной задаче.