ГЛАВА III. Балет «Сильфида»




История балета «Сильфида»

Одним из самых известных балетов эпохи романтизма является «Сильфид». В этом балете были показаны новые идеи исполнения, придуманные Ф. и М. Тальони. В нем можно заметить все особенности, присущие романтическому балету. Это касается всех составляющих: либретто, танца, музыки, декораций и костюмов. Этот балет поразил зрителей легкостью танца и открыл новые идеи, которыми в дальнейшем пользовались другие балетмейстеры, создавая романтические балеты.

Его первая премьера состоялась 12 марта 1832 года в Парижской Королевской музыкальной академии. В роли сильфиды на сцене дебютировала М. Тальони. Её отец, Ф. Тальони, создал хореографический шедевр по мотивам романтической новеллы Шарля Нодье, повествующей о немыслимой и трагической любви человека и сверхъестественного существа на музыку Ж. Шнайтцхоффера. Однако «Сильфида», которая до сих пор ставится крупнейшими балетными труппами, является датским вариантом оригинальной «Сильфиды», созданным балетмейстером Августом Бурнонвилем. В 1834 году он с восхищением посмотрел «Сильфиду» в исполнении М. Тальони и через два года решил поставить этот балет в Копенгагене с участием своей ученицы Люсиль Гран, едва достигшей совершеннолетия. Музыку для балета он заказал у молодого композитора барона Северин фон Левеншеллю. В 1836 году появилась новая версия «Сильфиды», ставшая очень популярной. Существует третий вариант «Сильфиды» - итальянский. Он был представлен Ла Скала в 1841 году. Балетмейстер Антонио Кортези поставил его специально для жизнерадостной звезды романтического балета Фанни Черрито.

После 1850 года в Париже балет начал угасать. Он ещё был популярен, но рассматривался главным образом как представление с участием красивых женщин. В Лондоне балет к тому времени практически исчез со сцен оперных театров и переместился на эстраду.

В России и Дании балет процветал благодаря мастерам Августу Бурнонвиллю, Жюлю Перро, Артуру Сен-Леону, Энрико Чеккетти и Мариусу Петипа, брату знаменитого танцора Люсьена.

В России «Сильфиду» увидели в 1975 году. Балетмейстер из Дании Эльза-Марианн фон Розен (илл.5), считающаяся исключительным знатоком хореографического стиля Бурнонвилля, осуществила постановку балета на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр).

Сегодня в театрах можно увидеть обе версии балета. В Большом театре «Сильфиду» в хореографии Бурнонвилля поставил датчанин Йохан Кобборг. В Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко с успехом идет спектакль, созданный Ф. Тальони и реконструированный французским постановщиком Пьером Лакоттом.

«Сильфида» до сих пор считается спектаклем для гурманов балетного искусства. В нем все вызывает восхищение и дарит эстетическое наслаждение — от утонченного хореографического рисунка до костюмов, изысканных в своей простоте. А занимательный сюжет, в котором фантасмагория тесно переплетается с действительностью, и переживаниями главного героя, перед которым стоит проблема выбора, делают балет простым и понятным даже для неискушенного зрителя.

 

Сюжет балета «Сильфида»

Либретто было написано на основе шотландских легенд, но при этом являлось достаточно самостоятельным произведением, выражающим ведущую идею романтизма - разлад мечты и реальности, романтическую тоску по идеалу. Главным героем стало неземное существо, подобное воздуху - сильфида. В балете показываются два мира - реальный мир людей и сказочный мир, в котором обитают сильфиды. Балет состоит из 2-х актов.

Первый акт. Действие происходит в мире людей. Молодой шотландский фермер Джеймс заканчивает приготовления к своей свадьбе. Утомленный предсвадебными хлопотами, он присаживается отдохнуть, и тут передним возникает прекрасное видение - дух воздуха Сильфида. Красота, нежность и грация девушки очаровывают Джеймса. Он стремится прикоснуться к ней, удержать ее, но все ее попытки тщетны — Сильфида исчезает. Джеймс грезит незнакомкой, его мысли целиком поглощены ею, и даже появление Эффи, его невесты, не способно вывести молодого фермера из глубокой задумчивости. Все готовятся к свадьбе Джеймса и Эффи. Неожиданно появляется старая колдунья Мэдж. В разгар событий первого акта она входит в дом и предсказывает, что ожидаемая свадьба не состоится, а Эффи выйдет замуж за крестьянина Гурна. Раздосадованный Джеймс выставляет колдунью за дверь и спешит успокоить невесту. Но перед ним вновь возникает нежная, манящая за собой Сильфида и, не в силах противостоять ее хрупкому очарованию, Джеймс бросается за ней. Сильфида признаётся ему в любви и просит уйти с нею. Гурн слышит их разговор, зовет Эффи и пытается разоблачить измену Джеймса. Однако он никого не находит. Затем, во время праздничных танцев, Сильфида является Джеймсу и увлекает его в свой сказочный мир. В лесу он почти настигает девушку, но, как только ему кажется, что он ее поймал, она вновь ускользает от него. На этом первый акт заканчивается.

Второй акт. Мэдж хочет отомстить Джеймсу за его жестокое обращение с ней. Для этого она в лесу, окруженная демоническими существами, создаёт шарф. Тем временем Джеймс добирается до сказочного леса, в котором обитают сильфиды. Он восхищается ими, но ему нужна только та, что являлась к нему. Гурн, Эффи и их друзья уже отказались от попыток разыскать Джеймса. Мэжд советует Гурну продолжать ухаживать за Эффи, а Джеймсу дает волшебный шарф, который он должен накинуть на плечи своей возлюбленной, тогда она навсегда останется с ним. Джеймс следует совету колдуньи, но едва шарф касается плеч Сильфиды, она умирает. К ней подлетают другие сильфиды и уносят её за собой. До Джеймса доносится звук колоколов, возвещающих о бракосочетании Эффи и Гурна, и он начинает осознавать, что в погоне за призрачной мечтой утратил реальное счастье. Потрясенный Джеймс сходит с ума, Эффи выходит замуж за Гурна. Мэдж же радуется свершившейся мести.


 

Техника танца

Филиппо Тальони создал особый танец для своей дочери с помощью затяжных прыжков и воздушных движений, подчеркивающих неземную легкость Сильфиды. Создается ощущение, что Сильфида парит в воздухе, едва касаясь земли. Для этого Мария Тальони поднялась на пальцы. Если раньше танцовщицы вставали на пальцы на несколько секунд для эффекта, то Тальони буквально стала родоначальницей «пальцевой» техники исполнения. Руки движутся плавно и легко, следуя за движениями кистей. Демонстрируются главные положения рук, присущие академической технике. Но они приобретают особую выразительность при позициях поддержки балерины. Сильфида передвигается по сцене мелкими прыжками. Изощренной техникой исполнения создаются легкие и бесшумные движения потустороннего существа.

Технику Тальони зрители словно не замечали, так бесшумны и легки были ее полеты, так безыскусна ее чарующая грация. «Она танцует, как соловей поет, как бабочка летает: это язык ее, это ее жизнь, ее счастье», — отмечал очевидец. По словам современников, Тальони счастливо соединяла артистизм с совершенной техникой танца и потому могла полностью отдаваться роли.

Воздушность и строгую красоту «сильфидного» танца подчеркивал условный балетный костюм: лиф, открывающий плечи и руки, длинный тюник из белого газа, чуть подсвеченного голубым, прозрачные крылышки за спиной. Сильфида — вольная мечта, поэтическая фантазия, материализовавшаяся в образе крылатой девы, принесла мировую славу балерине Марии Тальони. Современники восприняли ее искусство как откровение.

«Идеал танца», «калейдоскоп нежности, легкости, грации»,«в каждом жесте, в каждом колебании стана кроется роскошная поэма», «она живет в воздухе, это ее родная стихия», — в таких и подобных им выражениях высказывались русские критики. Тальони восхищались Гоголь и Герцен, Белинский и Огарев. Она приводила зрителей в исступление. Театр, заполненный сверху до низу, сотрясался от рукоплесканий, гудел от восторженных криков.

Шедевр романтической пор не утратил прежнего очарования. Его поэзия пленяет наших современников, как некогда пленяла современников Мария Тальони, а первозданная красота хореографии дарит высокое эстетическое наслаждение и исполнителям, и зрителям. Среди всех романтических балетов, «Сильфида» осталась непревзойденным шедевром.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: