Балет «Сильфида» в наше время.




Постановка балета «Сильфида» вошла в историю балета и до сих пор ставится на всех крупнейших сценах мира. Она поразила современников своим художественным совершенством и значительностью поэтического содержания, созвучного их умонастроению. Ведущая тема – разлад мечты и реальности – впервые получила впечатляющую наглядность.

Первую исполнительницу заглавной партии в балете «Сильфида» Марию Тальони называли подлинным чудом — именно тогда ею был продемонстрирован абсолютно новый танец на пуантах. Ныне подобные позы и приемы стали неотъемлемыми элементами классического балета, позволившие показать тонкий воздушный образ. Кроме того, балерина вышла в новом одеянии – легкой белой тунике, подчеркивающей эфемерность всего облика. Туника стала первой балетной юбкой-пачкой, она не сковывала движений и придавала необычайную свободу – балерина словно летала, создавая видимость бестелесного духа. А сам танец сильфид, будучи тогда новшеством, через много лет станет называться «классическим».

За долгую сценическую жизнь «Сильфида» нисколько не утратила своей прелести и очарования. «Шедевр романтической поры восхищает и радует всё новые поколения. Его поэзия пленяет наших современников, а первозданная красота хореографии дарит высокое эстетическое наслаждение и исполнителям, и зрителям» – уверен профессор Никита Долгушин.

Балет «Сильфида» является одним из самых ярких украшений репертуара ведущих театральных площадок, включая Большой театр в Москве. 176 лет прошло с первой постановки балета, но "Сильфида" живет. Премьер Королевского балета Великобритании Йохан Кобборг — датчанин по происхождению — успешно распространяет по миру ее датский вариант. Сегодня балет «Сильфида» — это один из старейших классических балетов. Но, несмотря на его почтенный возраст, каждый ценитель балетного искусства желает купить билеты в Большой театр на премьеру, чтобы увидеть культовую постановку на главной сцене страны.

Ставить «Сильфиду» пригласили едва ли не лучшего в мире интерпретатора хореографии Бурнонвиля и уж точно лучшего исполнителя партии Джеймса – премьера датского и британского Королевских балетов Йохана Кобборга. Недавно были найдены считавшиеся утраченными отрывки партитуры Левенскольда с пометками Бурнонвиля. Так что Йохан Кобборг получил возможность максимально приблизиться к первоисточнику.

В Большом театре первой Сильфидой стала в 1980-е годы Людмила Семеняка, выучившая эту партию под руководством главной хранительницы наследия Бурнонвиля - датской балерины Эльзы Марианны фон Розен. В Москве Семеняка танцевала лишь фрагменты «Сильфиды» в концертах. Целиком спектакль появился на сцене Большого в 1994 году. С тех пор в роли Сильфиды выступили все звезды труппы - от Надежды Павловой и Нины Ананиашвили до нынешних прима-балерин Надежды Грачевой, Светланы Лунькиной и их более молодых коллег.

В начале 2000-х годов Йохан Кобборг исполнил партию Джеймса в старой «Сильфиде» Большого театра и отметил тогда, как трудно танцевать нечто под музыку, с который ты привык ассоциировать совсем другие движения. Аналогичные трудности в 2008-м выпали на долю артистов Большого балета. Но маэстро Йохан Кобборг отметил, что они прекрасно справились с ними, и все время удивленно повторял, что нигде в мире не встречал столько великолепных Сильфид, сколько в Большом театре, и притом совершенно разных.

В новом здании Большой театр имеет сцену, слишком большую по сравнению с той, что осваивал и населял своими персонажами Бурнонвиль. Вот что стало настоящим испытанием для постановщика, старавшегося передать и дух, и букву старинного балета — с его прыжками, нацеленными ввысь, а не на горизонталь, которой надо перекрыть огромное пространство сцены. Но «Сильфида» справилась и с этим, тем более что на помощь ей пришел всемирно известный театральный художник Питер Фармер.
С тех пор, как танец встал на пальцы, танцовщики научились слишком многому, чтобы можно было с легкостью от этого отказаться, тем более в таком исполненном полетности балете. Главное — рассказать возвышенную, пронзительную романтическую историю о недостижимости идеала, о том, что мечта поэта, пусть даже поэта в пейзанском обличье, не может обернуться реальностью, не утратив, как Сильфида, своих крыльев. Недаром на протяжении всего спектакля Джеймс — в буквальном смысле — не сможет коснуться девы воздуха. А как только благодаря злым чарам это все-таки произойдет, она тут же умрет.

Йохан Кобборг — прекрасный актер и личность. Старую балетную сказку ему действительно удалось перевести в ранг высокой трагедии, наделив своего героя не типичным для нее глубоким психологизмом. Рассуждения о том, что Бурнонвиль сделал Джеймса равноправным героем балета, давно уже стали общим местом. Но Йохану Кобборгу удалось внести свою лепту в процесс укрупнения этого героя — и своим танцем, и своей постановкой (Илл.6).

Действующие лица балета "Сильфида" и исполнители в Большом театре в настоящее время:

Сильфида - Елена Андриенко, Мария Виноградова, Анастасия Горячева, Нина Капцова, Нелли Кобахидзе, Екатерина Крысанова, Евгения Образцова, Наталья Осипова, Марианна Рыжкина, Анастасия Сташкевич, Анна Тихомирова, Дарья Хохлова.

Джеймс - Артемий Беляков, Андрей Болотин, Иван Васильев, Ян Годовский, Дмитрий Гуданов, Вячеслав Лопатин, Андрей Меркурьев, Артем Овчаренко, Руслан Скворцов, Семен Чудин.

Мэдж, колдунья - Анна Антропова, Георгий Гусев, Ирина Зиброва, Кристина Карасева, Йохан Кобборг, Юлиана Малхасянц, Геннадий Янин
Эффи, невеста Джеймса - Анна Антропова, Мария Богданович, Ксения Жиганшина, Анна Леонова, Анастасия Меськова, Янина Париенко, Анна Ребецкая, Ирина Семиреченская, Дарья Хохлова, Анастасия Яценко.

Балет "Сильфида" с успехом ставится и на больших сценах Санкт-Петербургских театров, таких, как Мариинский и Михайловский Театр Оперы и Балета. С 20 января 2012 года Елена Евсеева (в партии Сильфиды) и Алексей Попов (дебют в партии Джеймса) выступают в балете Хермана Левенскьольда «Сильфида» на сцене Мариинского театра. Безумно красивая постановка на музыку Хермана Левенскьольда поражает, прежде всего, старинной хореографией (Илл.7).

Йохан Кобборг: «Мне кажется, что всегда есть причины, почему старые балеты выживают и остаются в репертуаре. Это, конечно, в первую очередь и качество самой истории, самого рассказа, и качество музыки и хореографии. И мне кажется, что если что-то хорошо работает, то не нужно слишком много в этом менять». Вдохнуть в танец душу и заставить зрителей искренне, до слез, сочувствовать страдающим героям - это у Йохана Кобборга, безусловно, получилось (Илл.8).

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Романтический балет является неотъемлемой частью культуры XIX века. Изучение балета эпохи романтизма, которому посвящена данная работа, позволило по-новому взглянуть на историю развития мирового балета.

В данной работе определенным образом удалось упорядочить и расширить сведения, касающиеся момента зарождения и периода становления такого направления, как романтический балет. Выстраивая единую линию развития этого жанра удалось охватить все его составляющие.

На примере изучения творчества М. Тальони был определен ее несомненный вклад в развитие балета романтической эпохи. Она первая сделала из танцовщика Художника, Творца, отказавшись от амплуа развлекателя публики. Благодаря ей возвысился социальный статус артиста балета в общественном сознании. Она смогла прочно закрепить в балете главенство женского танца, оттеснив, превалировавшего в XVIII и начале XIX века танцовщика-мужчину. В изменившейся композиции классического танца всё большую роль стала играть ведущая балерина, солистка. М. Тальони закрепила в женском исполнительстве большие позы и большие линии, воздушные позы и прыжки, гордый и замкнутый в своих линиях танец.

Одним из самых главных достижений было то, что в романтическом балете утвердилась пальцевая техника, танец на носках, который в последующее время был доведен до совершенства. Новая форма танца, простая по своему рисунку, но трудная по своей технике, значительно расширила рамки танцевальной выразительности.

Развитие сольного танца, новой техники, новая интерпретация традиционных танцевальных движений - все это характерные особенности балета в эпоху романтизма.

Благодаря реформам Марии и Филиппо Тальони на примере балета "Сильфида" в сознании зрителей закрепилось «классическое» впечатление о хореографии, где впервые так ярко было отражено идеализированное представление о человеке.

Исследуя влияние романтического балета на развитие мировой хореографии нельзя не утверждать, что период романтизма стал лучшим периодом всей истории, как европейского, так и всего мирового балета.

Романтический балет не теряет свою актуальность и в настоящее время. В репертуарах театров нашей страны и зарубежом с успехом проходят постановки балета. Как художественное направление искусства, романтизм вызвал к жизни особый мир, в котором нет места героям, царствовавшим на сцене до того.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахрушин Ю.А. "История русского балета".

2. Иванов И.И. "История балета". М., 1985.

3. Скляревская И."Тальони, отец и дочь"

4. Пасютинская В.М."Волшебный мир балета"

5. https://cyberleninka.ru/article/v/romanticheskiy-balet-i-literatura

6. https://loiselane005.livejournal.com/6361.html

7. https://otherreferats.allbest.ru/culture/00102455_0.html

8. https://www.woldculture.ru/woculs-1025-1.html

9. https://www.dancesport.by/content/epokha-romantizma-v-russkom-balete

10. https://referatbank.ru/referat/preview/44936/referat-epoha-romantizma-zapadnoevropeyskom-balete-veka.html

11. https://historylib.org/historybooks/Irina-Semashko_100-velikikh-zhenshchin/33

 


 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Илл.1. Мария Тальони.

Источник: https://eponim2008.livejournal.com/345452.html

Илл.2.Сильфида.

Источник: https://www.belcanto.ru/taglioni.html

 

 

Илл.3. Дева Дуная.

Источник: https://cyclowiki.org/wiki/

 

 

Илл.4. Филиппо ТАЛЬОНИ, итальянский балетмейстер.

Создатель романтического балета «Сильфида»

Источник: https://romanticismsirius.tilda.ws/ballet

 

 

Илл.5. Эльза Марианне фон РОЗЕН,

шведская артистка балета, хореограф, педагог.

Источник: https://cyclowiki.org/wiki/

 

Илл. 6. Йохан Кобборг в партии Колдуньи Мэдж. Большой театр. Фото Дамира Юсупова.

Источник: https://www.bolshoi.ru/performances/234/details/

 

Илл. 7. Балет «Сильфида» в Мариинском театре.

Источник: https://www.classica.fm/2012/01/20/la-sylphide-the-oldest-romantic-performance-at-the-mariinsky/

 

Илл.8. «Сильфида» на сцене Мариинского театра.

Источник: https://www.classica.fm/2012/01/20/la-sylphide-the-oldest-romantic-performance-at-the-mariinsky


[1] Журнал "Universum: филология и искусствоведение", 2017 г. Научная статья на тему "Романтический балет и литература"

[2] Блок Л.Д. Филипп Тальони и его школа // Классики хореографии. Л.; М., 1937. С. 183.

[3] Кони О. «Талисман». Фантастический балет в двух действиях и четырех картинах. Сочинение балетмейстера Титюса. (Первое представление 19 января) // Репертуар и пантеон: В 2-х тт. 1847. Т. 2, раздел VI «Театральная летопись». C. 31.

[4] Строев В. Тальони в роли баядерки. Четвертый дебют // Северная пчела. 1837, 25 сент. № 215. С. 858.

[5] Тальони и Фанни Эльслер // Северная пчела. 1840, 18 сент., № 210. С. 837.

[6] Юркевич П. «Восстание в серале». Шестой дебют г-жи Тальони // Северная пчела. 1837, 9 окт., № 228. С. 911.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: