Задание:
· прочесть приведенные фрагменты первоисточника,
· ответить на вопросы,
· законспектировать (письменно ответить на вопросы)
Вопросы для самоподготовки по первоисточнику:
1) Как Перлс обосновывает гештальт-терапию?
2) Как Перлс рассматривает тревожность?
3) Приведите основные положения гештальт-терапии?
Введение — сжатый непосредственный пример того, как Фриц Перлс выражает свою точку зрения.
Я хочу поговорить о нынешнем состоянии в гуманистической психологии. Понадобилось много времени, чтобы продраться сквозь фрейдовский вздор, но теперь мы входим в новую, еще более опасную фазу. Эта фаза одурманивания: одурманивания мгновенными излечениями, внезапной радостью, мгновенным сенсорным сознаванием. Мы входим в фазу мошенников и шарлатанов, которые думают, что если произошел прорыв — вы уже излечены — неважно, чего требует рост, неважно, каков реальный потенциал, каков врожденный гений каждого из вас. Когда это становится манерой, это так же опасно для психологии, как лежание на психоаналитической кушетке год—десять—сто лет. В конце концов, психоанализ приносит пациенту не такой уж большой вред, он всего лишь становится постепенно мертвее и мертвее. Это не так мерзко, как эти нынешние «быстро-быстро». Психоаналитики по крайней мере были людьми доброй воли. Должен сказать, что меня очень тревожит то, что происходит сейчас.
Одно из возражений, которое у меня возникает к каждому, кто называет себя гештальт-герапевтом, — это употребление техники. Техника — это трюк. Трюки можно употреблять только в крайних случаях. У нас множество людей, рыскающих вокруг в поисках трюков, собирающих их все больше и больше, и применяющих не к месту. Эти техники, эти орудия, вполне уместны на семинаре по чувственному сознаванию или радости, они могут там дать вам некоторое представление о том. что вы еще живы, что миф, будто Америка превратилась в труп, несправедлив, что вы можете ожить. Но печальный факт состоит в том, что допинг чаще становится деятельностью-заменителем, еще одной поддельной терапией, препятствующей росту.
|
Но, в конце концов, проблема не в любителях дурмана, а во всей американской культуре. Мы повернулись на 180 градусов, от пуританства и морализма к гедонизму. Теперь вдруг все должно быть забавным, приятным, а любая искренняя серьезная вовлеченность, реальное пребывание в этом, осмеивается.
Тысяча бумажных роз
Не сделает пустыню цветущей
Тысяча пустых рож
В гештальт-терапии мы стремимся к другому. Мы работаем ради способствования процессу роста и развития человеческой потенциальности. Мы не говорим о мгновенной радости, мгновенном сенсорном сознавании, мгновенных излечениях. Процесс роста требует времени. Мы не можем щелкнуть пальцами и сказать: «Ну-ка, будем радостными! Давайте-ка сделаем это!». Вы можете, если хотите, дурманить себя с помощью ЛСД, и других допингов, но это не имеет ничего общего с честной работой того подхода к психиатрии, который я называю гештальт-терапией. Здесь мы не только должны пройти сквозь наши роли. Мы должны также заполнить пустоты в своей личности, чтобы сделать человека полным и целостным вновь. А это, не может быть сделано путем одурманивания. В гештальт-терапии мы имеем лучшие возможности, но без волшебной палочки. Нет необходимости лежать на кушетке или сидеть двадцать или тридцать лет, но нужно вложить себя, и рост требует времени.
|
Ревнители обусловленности также исходят из ложных предпосылок. Их основное предположение, что поведение имеет «закон»— куча дерьма. То есть: мы учимся дышать, есть, мы учимся ходить. Жизнь есть не что иное, как условия, в которых она рождается. Если бы при бихевиористской реорганизации нашего поведения мы приходили к лучшему стоянию на собственных ногах, могли отбросить те искусственные социальные роли, которым мы научились,— я был бы на стороне бихевиористов.
Останавливающим блоком кажется тревожность. Всегда тревожность (anxiety). Естественно, вы тревожитесь, когда нужно научиться новому способу поведения, а психиатры всегда боятся тревожности. Они не знают, что таков тревожность. Тревожность — это возбуждение, «элан виталь» (жизненный порыв Бергсона — перев.), который мы несем в себе, и который начинает загнивать, если мы испытываем неуверенность по поводу того, какую роль нам играть. Мы не знаем, ждут ли нас аплодисменты или гнилые помидоры, мы колеблемся, так, что сердце начинает бешено стучать, возбуждение не может перейти в действие, это «страх сцены». Так что формула тревожности очень проста: тревожность—это пропасть между «сейчас» и «тогда». Если вы в настоящем, вы не можете тревожиться, потому что возбуждение немедленно превращается в текущую спонтанную деятельность. Если вы в «теперь», вы действуете творчески и изобретательно. Если чувства готовы, если глаза и уши открыты, как у совсем маленького ребенка, вы всегда найдете решение.
|
Итак, спонтанности, поддержке нашей целостной личности да, да, да. Псевдоспонтанности одурманивающихся, превращающихся в гедонистов — сдавайте-ка что-нибудь, давайте ЛСД, чтобы сразу радость, чтобы сразу чувственное «сознавание», — НЕТ. Между Сциллой обусловливания и Харибдой одурманивания есть нечто — человек, который реален, человек, который имеет позицию.
Как вы знаете, в Штатах — бунт. Мы обнаружили, что делание вещей, жизнь для вещей, обмен вещами, — это еще не последняя цель жизни. Мы обнаружили, что значение жизни в том, что она должна быть прожита, а не продана, или концептуализирована, или зажата в тиски каких-нибудь систем. Мы поняли, что манипуляция и контроль — не предельная радость жизни.
Но мы должны понимать, что пока что это только бунт. Это еще не революция. Много чего не хватает. Происходит гонка между фашизмом и гуманизмом. Сейчас мне кажется, что фашисты проигрывают. Дикий гедонизм, нереалистнчиость, возгонка, допинги, одурманивание, — все это не имеет отношения к гуманизму. Может быть, это протест, бунт, — но это не цель. Я много общался с бунтующей молодежью. Все они чувствуют как фон милитаризма и атомной бомбы. Они хотят получить что-то от жизни. Они хотят стать реальными, хотят быть. Если есть какой-либо шанс прервать подъем и падение Соединенных Штатов, это в руках нашей молодежи и тех, кто ее поддерживает. Есть только один способ быть способными на это: становиться реальными, учиться иметь позицию, развить собственный центр, понять основу экзистенциализма: роза, которая есть роза, есть роза. Яесьм то, что я есьм, и в этот момент я не могу быть ничем иным, кроме того, что я есьм. Вот о чем эта книга. Я даю вам гештальтистскую молитву, может быть она будет вас направлять. Молитва гештальт-терапии такова: «Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты есть ты, а я есьм я. А если нам случится найти друг друга — это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь».