Гуманистическая психология




Абрахам Маслоу

«Журнал трансперсональной психологии», 1972 год

 

Задание:

· прочесть приведенные фрагменты первоисточника,

· ответить на вопросы,

· законспектировать (письменно ответить на вопросы)

 

Вопросы для самоподготовки по первоисточнику:

1) Как описывает Маслоу «пик–переживание»?

2) Как описывает Маслоу «плато–переживание»?

3) Можно ли инструментально зафиксировать у человека «пик–переживание» и «плато–переживание»?

 

Нижеследующие отрывки взяты из «Журнала Трансперсональной психологии». Это отрывки из дискуссии между Маслоу с некоторыми другими психологами.

Я обнаружил, что с возрастом мои «пик-переживания» становятся менее интенсивными, а также менее частыми. Обсуждая это с другими людьми, приближающимися к старости, я узнал, что у них происходит подобное. Мне кажется, что это имеет отношение к процессу старения. В этом есть смысл, потому что я обнаружил, что до некоторой степени я как бы боюсь «пик-переживаний», по­тому что не уверен, что мое тело может их выдержать. «Пик-переживания» могут произвести боль­шой беспорядок в автономной нервной системе. Может, быть ослабление «пик-переживаний» — ес­тественный способ защиты тела.

По мере того, как эти острые эмоциональные разряды затихали во мне, нечто очень тонкое на­чало возникать в моей сознании, нечто вроде осадка, отложившегося от прозрений, озарений и дру­гих жизненных переживаний, которые были важными, в том числе трагических. Это некое объеди­ненное сознание, и оно имеет свои преимущества, как и свои недостатки, но отношению к «пик-переживаниям». Для себя я определяю это самое состояние просто как, одновременное восприятие священного и обыденного, или таинственного, нечто весьма постоянное и достигаемое без всяких усилий.

Я воспринимаю с точки зрения вечности, мифически, поэтически или символически все обы­денные вещи. Это похоже на переживание Дзэн. Здесь нет ничего исключаемого и ничего особенно­го, человек живет в мире чудес все время. В этом есть парадокс, потому что это чудесно, но не созда­ет прорыва.

Этот тип сознания имеет нечто общее с «пик-переживаниями» — трепет, таинственность, изумление, эстетический восторг. Но здесь присутствие этих элементов скорее постоянно, чем кульминационно. Если для «пик-переживаний» хочется использовать в качестве парадигмы или модели сексуальный оргазм, который поднимается до пика или кульминации, а затем спадает в завершение и кончается, — то этот другой тип переживания нужно представить иначе. Я бы воспользовался здесь образом «высокого плато». Это значит— жить на постоянно высоком уровне в смысле просветления или пробуждения, или дзен, в легкости чудесного, но без чего-то особенного. Это значит принимать совершенно непреднамеренно остроту и точность красоты вещей, но не делать из этого большого шума, потому что это происходит каждый час, знаете ли, все время.

Другой аспект, который я отметил, это что можно сидеть и смотреть на что-то чудесное часами, и восхищаться этим каждую секунду. Оргазм же не может длиться час! В этом смысле «плато-переживание» лучше, оно имеет большие преимущества перед кульминационным, перед оргазмом или пиком. Там есть спуск вниз, в долину, а жизнь на высоком плато не предполагает этого, она бо­лее повседневна.

Другой аспект этого опыта состоит в том, что ни связан скорее с безмятежностью, нежели с эмоциональностью. Мы обычно представляем себе эмоциональность как что-то взрывчатое. Однако покой и безмятежность также нужны в психологии. Мы нуждаемся в безмятежности так же как в острой эмоциональности.

Я думаю, что когда-нибудь «плато-переживания» станут доступными инструментальному на­блюдению. «Пик-переживания» связан с автоматической разрядкой, которую можно будет легко от­метить, при соответствующем инструментарии. ЭЭГ или техника биологической обратной связи воз­можно пригодны для такого рода измерений, обнаружения и обучения безмятежности, покою и миру. Если мы научимся работать с этим, это будет означать, что мы сможем учить наших детей безмятеж­ности.

Важно, что «плато-переживания» по существу познавательные Почти что по определению они представляют собой свидетельствование мира. «Плато-переживание» — свидетельство реальности. Это значит — видеть. Символически, мифически, поэтически, трансцендентно, видеть чудесное, не­вероятное, — все это я считаю частью реального мира, а не только принадлежностью мечтателей.

В «плато-переживании» есть чувство определенности. Кажется, что это очень, очень хорошо уметь видеть мир таинственным, а не только лишь конкретным, не сводить его к бихевиоральному, не ограничивать его простым «здесь и теперь». Знаете ли, если ограничить себя простым «здесь и те­перь» — это редукция.

Легко впасть в сентиментальность, говоря о красоте мира, Но фактически «плато-переживания» хорошо описаны в обширной литературе. Это не то, что стандартные описания собст­венно мистических переживаний, это, скорее, то, как выглядит мир, когда мистическое переживание действительно имеет место. Если мистическое переживание изменяет вашу жизнь, вы обращаетесь со своими делами как великие мистики. Например, великие святые могли иметь мистические открове­ния, но при этом могли управлять монастырем. Можно торговать бакалеей и платить налоги, но со­хранять это чувство свидетельствования мира, подобное великим моментам мистического воспри­ятия.

Психоанализ

Зигмунд Фрейд

Из первой лекции Фрейда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: