Конструктивные конфликты обычно связаны с недостатками в организации производства и управления.




Причины возникновения этого типа конфликта:

· неблагоприятные условия труда;

· несовершенная оплата труда;

· недостатки в организации труда (простои, сверхурочные работы);

· упущения в технологии;

· необеспеченность заданий ресурсами;

· несоответствие прав и обязанностей и др.

Деловые конструктивные конфликты возникают обычно у работников с руководителями, поскольку, с одной стороны, именно в функцию руководителя входит обеспечение подчиненных нормальными условиями работы и возможностью ее выполнения, а с другой - непосредственно руководитель в глазах работника является для него представителем администрации и поэтому все претензии делового характера адресуются именно ему. Если постоянные причины этих конфликтов не ликвидируются, они могут создавать конфликтные отношения и между самими работниками, хотя устранение причин этих конфликтов зависит от руководителя.

Деструктивные конфликты порождаются чате всего субъективными причинами, к которым относятся:

· неправильные действия руководителя и подчиненных;

· недостаточная организация трудового процесса;

· субъективные причины (например психологическая несовместимость отдельных людей).

Ошибочные действия руководителей можно объединить в три группы:

· нарушение служебной этики;

· нарушение трудового законодательства;

· несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов их труда.

К нарушениям служебной этики относятся.

· проявление грубости, высокомерия, неуважительного отношения к подчиненным;

· обман подчиненных, невыполнение обещаний;

· нетерпимость к мнениям, отличным от своего собственного; зажим критики;

· ущемление прав подчиненных;

· •злоупотребление положением начальника;

· утаивание информации, ставящее подчиненного в положение неопределенности;

· критика, унижающая достоинство человека.

Нарушения трудового законодательства (например незаконное увольнение, непредставление выходных и отпусков, чрезмерные нагрузки на работников) происходят из-за правовой неграмотности, но чаще - по произволу руководителей. Такие конфликты опасны тем, что могут привести к судебным разбирательствам, возбуждению уголовных дел и наносят непоправимый вред имиджу организации как во внешней среде, так и в глазах коллектива.

К наиболее часто встречающимся проявлениям несправедливой опенки руководителем подчиненных относятся:

· ошибки в применении поощрений и наказаний;

· недостатки в распределении работ между исполнителями;

· приглашение работника "со стороны", когда кандидаты на эту должность имеются в самом коллективе;

· болезненное отношение к авторитету подчиненного;

· огульная критика подчиненных.

Конфликты из-за неправильной организации трудового процесса возникают по следующим причинам:

· ограниченность ресурсов, необходимость их распределения среди
работающих, особенно в ситуациях, когда от ресурсов зависит успех всей работы;

· пересечение полномочий двух равных по статусу сотрудников (таких ситуаций желательно избегать руководителю, поскольку это может привести к ненужной конкуренции, что будет наносить ущерб общему делу);

· недостаточная определенность статуса сотрудников;

· неправильная организация каналов коммуникации (например, к сотрудникам попала разная информация об одном и том же, недостаточная информация, лишняя информация и т. д.).

К субъективным причинам конфликтов относятся:

различия:

1. в целях: каждый настаивает на выполнении своих целей как
первоочередных;

2. в представлениях и ценностях: берется во внимание только то, что выгодно для определенной группы.

3. в манере поведения и жизненном опыте;

предрассудки:

1. расовые (например, в США часто распространено внутреннее
сопротивление белых в ситуации, когда они вынуждены работать под руководством негра);

2. возрастные (например недостаточное уважение к сотрудникам предпенсионного возраста или к молодым);

3. половые (неадекватное восприятие женщин в коллективе и др.);

4. чрезмерные амбиции отдельных сотрудников (например стремление чрезмерно выдвинуться вперед при равном статусе с другими и т. п.);

5. субъективно неправильное поведение отдельных сотрудников (например чрезмерная замкнутость или надоедливость, слишком "кричащий" или неряшливый внешний вид, демонстрируемые вредные привычки и др.);

6. психологическая несовместимость.

4. Выделяют функциональные и дисфункциональные последствия конфликта.

функциональные последствия:

1. в результате конфликта люди обычно чувствуют свою причастность к решению проблемы, что уменьшает трудности в реализации решения;

2. стороны больше расположены к сотрудничеству в будущем;

3. в результате конфликта может расшириться набор альтернативных вариантов решения проблемы;

4. через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы еще до того, как решение начнет выполняться;

дисфункциональные последствия:

1. неудовлетворенность, нездоровая психологическая атмосфера в коллективе;

2. снижение производительности труда;

3. рост текучести кадров и снижение производительности труда;

4. меньшая степень сотрудничества в будущем;

5. распад коллектива на группировки, конкуренция с "чужими" группами организации, саботаж общих проектов;

6. представление о другой стороне, как о враге;

7. представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

8. затаенная обида, желание отомстить при первом же случае;

9. сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;

10. смещение акцента: придание большого значения "победе" в конфликте, чем решению реальной проблемы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: