СОДЕРЖАНИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
1.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Эксплуатация железных дорог – это производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией иосуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех элементов и подсистем железнодорожного транспорта. В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы:
- высокопроизводительное и экономичное использование технических средств;
- внедрение прогрессивных технологий;
- научная организация труда и управления вовсех звеньях и четкое взаимодействие их на основе единого плана-прогноза;
- удобное для пассажиров обслуживание;
- увязка с работой других видов транспорта.
При четкой организации эксплуатации железных дорог обеспечиваетсяполное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров снаименьшими затратами средств, а также повышается конкурентоспособностьперевозок, экономическая устойчивость отрасли.
К эксплуатационной работе в широком понимании относится вся работажелезных дорог, связанная с перевозочной деятельностью: грузовая и техническая работа станций, организация движения поездов, все виды работ, связанныес организацией пассажирских перевозок, содержание и обслуживание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта.
В более узком смысле слова под эксплуатационной работой понимаюттолько работу подвижного состава.
Главной особенностью эксплуатационной работы железнодорожноготранспорта является то, что она осуществляется совместно различными подразделениями: дорогами, отделениями, станциями, депо и т.п.
|
Очень небольшое число технологических циклов, связанных с перевозкойгрузов и пассажиров, начинаются и заканчиваются в пределах одной дороги, атем более одного отделения дороги. Как правило, в выполнении перевозки участвуют несколько отделений и дорог.
Различают техническую эксплуатацию, включающую в себя организациюдвижения поездов, эксплуатацию и проектирование железнодорожных станцийи узлов, организацию пассажирских перевозок, а также коммерческую эксплуатацию, к которой относятся организация грузовой и коммерческой работы,фирменное обслуживание клиентуры.
В связи с этим эксплуатационная работа регламентируется рядом важнейших документов, имеющих единое для всей железнодорожной сети значение. Кэтим документам относятся:
• Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации – законодательный акт, регулирующий взаимодействие железных дорог и клиентуры повыполнению перевозок. Он определяет порядок выполнения перевозок, права,обязанности и ответственность железных дорог, организаций и лиц, пользующихся железнодорожным транспортом;
• правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, устанавливающие систему организации движения поездов, требования к подвижному составу, сооружениям и устройствам, порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта;
• график движения поездов, увязывающий работу и определяющий загрузку всех подразделений железнодорожного транспорта, занятых эксплуатационной работой;
|
• план формирования поездов, представляющий собой систему организации вагонопотоков. Он определяет объем работы станций по формированию ирасформированию поездов, формирование поездов маршрутами без переработки на технических станциях и распределение маневровой работы между сортировочными станциями;
• система комплексного регулирования парка грузовых вагонов, которая определяет задания по ежесуточной сдаче груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам дороги и своевременный подвод порожних вагонов к местам погрузки по кратчайшим маршрутам.
В настоящее время введены также соглашения,регламентирующие использование парка грузовых вагонов странами СНГ.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности вматериальных, денежных и трудовых ресурсах, расчета потребных парков вагонови локомотивов применяют объемные (количественные) и качественные показатели.
Объемные показатели эксплуатационной работы можно подразделитьна три группы:
- показатели, отражающие выполненные циклы работы;
- пробегиподвижного состава;
- затраты времени вагонами и локомотивами.
К показателям первой группы относят: количество погруженных вагонов, количество принятых вагонов от соседних дорог (отделений) и сданных надругие дороги (отделения). Сумма погруженных и принятых от соседних дорогили отделений груженых вагонов характеризует работу дороги или отделения.
|
Работа станций определяется количеством не только погруженных, но и выгруженных и переработанных транзитных вагонов.
К показателям второй группы относят пробеги вагонов и локомотивов.
Пробег вагонов измеряется вагоно-километрами и подразделяется по видамдвижения, типам вагонов и состоянию (груженое, порожнее). Это один из важнейших показателей, определяющих расходы вагонного хозяйства на перевозки.
Пробег локомотивов исчисляют в локомотиво-километрах. Подразделяетсяон по роду тяги, виду движения и выполняемой работе. Для характеристики работы локомотивов применяют показатель «тонно-километры брутто», определяемый по виду движения и роду тяги. Как самостоятельный количественныйпоказатель рассчитывают поездо-километры.
К показателям третьей группы относят вагоно-часы и локомотиво-часы, по которым определяют потребные парки вагонов и локомотивов. Рассчитывают эти показатели по виду движения, роду тяги и элементам перевозочного процесса.
На объемные показатели эксплуатационной работы влияют размеры и характер перевозочной работы, а также уровень эксплуатационной работы, характеризующийся качественными показателями использования подвижного состава.
Качественные показатели эксплуатационной работы отражают уровеньорганизации труда коллективов, технологические параметры производства, атакже технические и управленческие характеристики, степень освоения научно-технического прогресса. Их можно подразделить на следующие группы.
1. Показатели использования подвижного состава по мощности и грузоподъемности вагонов и силе тяги локомотивов:
• средний вес поезда (брутто и нетто);
• средняя нагрузка вагонов (статическая и динамическая).
2. Показатели использования подвижного состава во времени:
• скорости движения поездов, локомотивов (участковая, техническая);
• среднее время простоя вагонов на грузовых и технических станциях;
• среднее время простоя локомотивов в депо;
• среднесуточные пробеги вагонов и локомотивов.
3. Показатели, отражающие долю непроизводительной работы подвижногосостава:
• коэффициенты порожнего пробега вагонов;
• ряд коэффициентов вспомогательного пробега локомотивов (одиночноеследование, простои).
4. Обобщающие, или синтетические качественные показатели:
• полное время оборота вагонов, локомотивов;
• среднесуточная выработка (производительность грузового вагона и поездного локомотива).
Эти показатели отражают качество всей эксплуатационной работы. Следует отметить, что качественные и количественные показатели использованияподвижного состава образуют единую систему и могут быть рассчитаны и проверены с помощью формул и соотношений. Различают два вида формул: объемные, в которых уровень качества оценивается через объемы работыс использованием норм эксплуатации; аналитические, где показатель рассчитывается с помощью других качественных показателей.