Положение правления Нацбанка №166: Наличное денежное обращение - непрерывное движение наличных денег, выполняющих функцию средства обращения и средства платежа и опосредующих стоимость товаров, работ, услуг.
Признаки платежеспособности (приложение №1 от 21.12.2006 к Постановлению Правления Нацбанка):
· Полные подделки – на предприятии, которое не имеет право на эмиссию денег
· частичные подделки,
· банкноты, которые утратили платежеспособность – имеющие существенные повреждения, выведены из наличного обращения.
Незначительные повреждения – с проколами, утратившие яркость цветов, с посторонними надписями, мятые, потертые, имеющие надорванные края – все обязаны принять.
Имеющие существенные нарушения, но имеющие платежеспособность – повреждение не более 45%, банкноты, изменившие свое свечение в ультрафиолете. (склеена непрозрачной лентой – тоже работает); обязат.для приема банками РБ для обмена на безвозм.основе.
Определение условий допустимости и порядка осуществления расчета за наличные, правила:
1. ФЛ используют наличные деньги без ограничений (свободно).
2. Наличные деньги ЮЛ, ИП, частных нотариусов подлежат обязательному зачислению и хранению на соотв.счетах в банках, если иное не установлено зак-вом. Причем данные лица самостювыбирают банк для расчетно-кассового обслуживания.
3. Расчеты междуЮЛ, ИП, частными нотариусами осуществляются в безналичном порядке в соответствии с зак-вом. Однако предусмотрена возможность осуществления расчетов наличными деньгами:
a. Между ЮЛ, их обособленными структурными подразделениями, ИП в размере не более 50 базовых. При этом расчеты наличными деньгами осуществляются с разрешения руководителя обслуживающего банка.
|
b. ИП, сдающими в кассы банков наличные денежные средства, полученные от реализации товаров(работ, услуг), с ЮЛ, их обособленными подразделениями, ИП в пределах размера зачисленных на текущие счета наличных средств – в порядке, установленном Нацбанком.
c. Свыше 50 базовых в месяц расчеты наличными деньгами разрешаются ЮЛ, их обособленным подразделениям, ИП:
I. с рынками за оказываемые ими услуги, за исключением аренды помещений;
II. с магазинами-складами за приобретаемые у них товары;
III. с ветеринарными и фитосанитарными службами.
d. Субъектам, осуществляющим междунар.автомобильные перевозки грузов, также разрешается производить расчеты наличными деньгами в размере превышающем 50 базовых в месяц, но только на топливо и услуги, связанные с этими перевозками, по перечню, определяемому СовМином.
4. ЮЛ имеют право иметь в своей кассе наличные деньги в опред.пределах, называемых лимитом остатка кассы (предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия по состоянию на конец рабочего дня). Лимит уст-ся банком в зависимости от конкретных условий работы предприятия.
5. Вся ден.наличность сверх лимита остатка денег в кассе подлежит сдаче в банк.
6. ЮЛ, частные нотариусы, ИП, которым установлен лимит остатка кассы, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх уст.лимита только на оплату труда, выплаты стипендий, пособий, дивидендов на срок не свыше трех рабочих дней (для колхозов, органов местного управления и самоуправления, расположенных в сельской местности – не свыше пяти дней), включая день получения денег в банке.
|
61. Раскройте правовые основы безналичных расчетов в республике Беларусь.
Правовое регулирование: Банковский кодекс РБ, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 апреля 2008 г. N 54 О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫБЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 N 201 "Об утверждении Правил осуществления операций с электронными деньгами" и др.
Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ- платежи за товары, работы и услуги без применения наличных денег путем перечисления соответствующих сумм со счета(ов) плательщика на счет(а) получателя. Под безналичными расчетами согласно ст. 236 БК понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами или с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.
Формы безналичных расчетов: платежные поручения; платежные требования; платежные требования-поручения; аккредитив; чек; банковские пластиковые карточки.
В международных расчетах используются банковский перевод, инкассо, аккредитив.
Форма безнал.расчетов устанавливается законодательством РБ или договором.
|
Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода проводятся на основании платежных инструкций.
Форма платежных инструкций определена ст. 233 БК. Платежные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа.
Платежная инструкция клиента - юридического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подписи (подпись) лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, а также оттиск печати владельца счета. Платежная инструкция клиента - юридического лица, содержащая такие подписи (подпись) и оттиск печати и по иным признакам соответствующая требованиям законодательства, считается подлинной.
Платежная инструкция клиента - физического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подпись этого лица или лица, уполномоченного им распоряжаться счетом. Платежная инструкция клиента - физического лица, содержащая такую подпись и по иным признакам соответствующая требованиям законодательства, считается подлинной. Платежная инструкция клиента - индивидуального предпринимателя может также содержать оттиск его печати.
Для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов предприятия открывают в банке (по своему выбору) расчетный (текущий) счет.
К принципам организации безналичных расчетов можно отнести следующие:
1) принцип правовой регламентации расчетов отражает наличие правил, обязательных для соблюдения всеми сторонами и участниками.
2) принцип контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов и их материальной ответственности
3) принцип согласия плательщика на платеж отражает права собственника распоряжаться средствами на счете.
4) договорная основа ведения расчетов как условие организации безналичных расчетов обязательна для всех банковских счетов;
5) самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета,
6) свободный выбор участниками форм безналичных расчетов необходим, но возможен с согласия всех сторон,
Источниками осуществления платежей могут быть собственные средства плательщика, кредиты банка, в некоторых случаях - средства государственного бюджета.
62. Назовите полномочия Национ. Банка по организации наличного и безналичного денежного обращения в РБ (то, что выделено не обязательно).
Национальный банк определяет Национальный банк определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение.
Согласно БК, Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области денежного обращения устанавливает:
· порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;
· правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
· правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
· правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.
Также, в соответствии с БК РБ, Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
К примеру, существует ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 марта 2011 г. N 112 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ ОТДЕЛЬНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, также существует Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 66 "Об утверждении Инструкции о банковскомпереводе" и др.
По наличным расчетам: Национальный банк, банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, и отсутствии ограничений, установленных законодательством, осуществляют прием наличных денег в соответствии с законодательством.
Обслуживающие банки выдают юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам наличные деньги на цели, предусмотренные законодательством.
Обслуживающие банки осуществляют контроль за поступлением и выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам. Для организации контроля за поступлением и выдачей наличных денег обслуживающий банк самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых в обслуживающий банк юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом.
В целях равномерного использования наличных денег и упорядочения их выдачи обслуживающие банки на основании полученных от юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов сведений о размерах оплаты труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий и определенных договором сроках оплаты труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий ежеквартально с разбивкой по месяцам могут составлять (по решению руководителя обслуживающего банка или лица, им уполномоченного) календари выдачи наличных денег на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий.
По безналичным расчетам: БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ- платежи за товары, работы и услуги без применения наличных денег путем перечисления соответствующих сумм со счета(ов) плательщика на счет(а) получателя. Под безналичными расчетами согласно ст. 236 БК понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами или с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.
В соответствии со ст. 231 БК расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.
Согласно ст. 232 БК расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода проводятся на основании платежных инструкций, которые могут быть выданы посредством: представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения); использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов); представления и использования иных документов и инструментов в случаях, предусмотренных Национальным банком Республики Беларусь. Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего сведения, необходимые для осуществления банковского перевода.
Основанием для проведения банком расчетов в безналичной форме является заключенный между ним и клиентом договор (договор банковского вклада (депозита), договор текущего (расчетного) банковского счета, договор корреспондентского счета или иной договор), если обязанность принятия банком к исполнению (акцепту) платежных инструкций не установлена нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Банк вправе отказать клиенту в проведении расчетов в безналичной форме в случае:
1) отсутствия между банком и клиентом заключенного договора, за исключением случая, когда обязанность принятия банком к исполнению (акцепту) платежных инструкций установлена нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь;
2) если заключенным договором проведение расчетов в данной форме не предусмотрено;
3) отсутствия у клиента достаточной суммы средств в валюте платежа, если у него не имеется кредитного договора.
Банк отказывает в проведении расчетов в безналичной форме в случае:
1) если по решению уполномоченного государственного органа (должностного лица) на денежные средства, находящиеся на счете клиента, наложен арест или приостановлены операции по счету (в этом случае расчеты в безналичной форме могут быть проведены не ранее исполнения соответствующего решения уполномоченного государственного органа (должностного лица));
2) если исполнение (акцепт) платежных инструкций является нарушением законодательства со стороны банка;
3) если форма и содержание платежных инструкций не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, либо у банка имеются обоснованные доводы считать, что платежные инструкции не являются подлинными.
После принятия решения об отказе в проведении расчетов в безналичной форме банк обязан уведомить об этом клиента не позднее следующего банковского дня после получения платежных инструкций, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Форма платежных инструкций определена ст. 233 БК. Платежные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа.
Платежная инструкция клиента - юридического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подписи (подпись) лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, а также оттиск печати владельца счета. Платежная инструкция клиента - юридического лица, содержащая такие подписи (подпись) и оттиск печати и по иным признакам соответствующая требованиям законодательства, считается подлинной.
Платежная инструкция клиента - физического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подпись этого лица или лица, уполномоченного им распоряжаться счетом. Платежная инструкция клиента - физического лица, содержащая такую подпись и по иным признакам соответствующая требованиям законодательства, считается подлинной. Платежная инструкция клиента - индивидуального предпринимателя может также содержать оттиск его печати.
63. Дайте понятие валюты и валютных ценностей.
Понятие «валюта» имеет 2 значения. Во-первых, используется для обозначения национальной валюты (бел. руб.),во-вторых, для указания на иностранную валюту (доллар США). В ФП данное понятие используется для обозначения иностранной валюты.
Иностранная валюта (конспект) – это
ü иностранные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным средством платежа в иностранном государстве или группе иностранных государств,
ü денежные знаки, изъятые или изымаемые из оборота, но подлежащие обмену в одном или нескольких иностранных государствах;
ü средство в денежных единицах иностранных государств либо международных расчетных единицах, находящихся на счетах в банках или небанковских кредитно-финансовых организаций.
Иностранная валюта по степени конвертируемости делится на следующие виды:
1) свободно конвертируемые, т. е. без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты.
2) частично конвертируемые, к которым относятся валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;
3) неконвертируемые – это валюты, где для резидентов и нерезидентов введен запрет на обмен валют.
Валютные ценности – это ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый режим обращения на территории страны. Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным ценностям отнесены:
Ø иностранная валюта;
Ø платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
Ø ценные бумаги в иностранной валюте;
Ø белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам, осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами, а также при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь;
Ø ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь;
Ø платежные документы в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь.
64. Раскройте понятие и содержание и валютного регулирования. Назовите органы валютного регулирования в Республике Беларусь.
Валютное регулирование – деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими (закон)+ а также деятельность по реализации целей и задач государственной политики по обеспечению экономической безопасности (конспект).
Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.
Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования. Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:
· принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;
· осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
Национальный банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:
· устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
· регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;
· устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;
· устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;
· устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;
· устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами;
· устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;
· устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;
· устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте и платежных документов в белорусских рублях;
· определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
· привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;
· выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных Законом и Президентом Республики Беларусь;
· в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;
· осуществляет другие полномочия, установленные Законом
65. Охарактеризуйте порядок совершения валютных операций резидентами Республики Беларусь.ЭТО ААДДДДДД!!!!!!!!
По порядку осуществления выделяются две группы валютных операций:
1. текущие валютные операции (исчерпывающий перечень);
2.валютные операции, связанные с движением капитала.
Необходимость классификации валютных операций объясняется различием правового режима их осуществления в отношении каждого вида. Отметим, что, выделяя валютные операции, связанные с движением капитала и текущие валютные операции, законодатель делает это лишь для операций между резидентами и нерезидентами.
Закон разграничивает текущие и капитальные операции исходя из двух критериев:
o целевого (основанием отнесения операции к тому или иному виду является ее сущность (цель), т.е. за что именно производится платеж);
o временного (операция одного и того же вида в зависимости от срока ее проведения может являться текущей либо связанной с движением капитала).
Выделяют следующие режимы проведения валютных операций, связанных с движением капитала:
v на основании разрешений Национального банка;
v без разрешений Национального банка;
v в уведомительном порядке.
v у банков еще регистрационный порядок (лицензия).
Перечни (закрытые) операций, осуществляемых в том или ином режиме, содержатся в постановлении Правления Национального банка РБ от 30.04.2004 № 72.
Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений. Для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Национального банка не требуется, за исключением связанных с дарением.
Валютные операции проводятся резидентами и нерезидентами в рамках требований законодательства Республики Беларусь на основании заключенных ими договоров либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств.
Если иное не определено актами валютного законодательства Республики Беларусь, при совершении валютных операций между резидентами (кроме банков по банковским операциям) допускается изменение денежных обязательств резидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях; наоборот - только в случаях, когда законодательством Республики Беларусь разрешено использование иностранной валюты между ними.
Запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом и иными актами валютного законодательства.
В отношениях между юридическими лицами – резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях:
- привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;
- осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
В отношениях между физическими лицами – резидентами, не выступающими при проведении валютных операций в качестве ИП, разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в случаях:
- дарения (в том числе в виде пожертвований), а также отмены дарения;
- предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими;
- передачи на хранение и их возврата.
Обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь осуществляется юридическими лицами – резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами. Случаи и размер обязательной продажи иностранной валюты, а также случаи полного или частичного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от обязательной продажи иностранной валюты устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Ввоз в Республику Беларусь физическими лицами иностранной валюты, документарных ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте осуществляется без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства; белорусских - в порядке, установленном Национальным банком совместно с Государственным таможенным комитетом.
Расчеты по валютным операциям, проводимым между ЮЛ, между ЮЛ и ИП, а также между ИП, осуществляются в безналичной форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка. Расчеты по валютным операциям с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами либо в безналичной форме в порядке, установленном законодательством.
Валютно-обменные операции на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь осуществляются только через банки, за исключением валютно-обменных операций, совершаемых на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» между банками-нерезидентами, если их участие на биржевом валютном рынке предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.